Зарубежный опыт социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно
молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую
все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-
но обозначить и как педагогику досуга.
Вообще социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-
ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой деятельности обществен-
ных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогичес-
ких и психологических технологиях активации (оживления) окружающей со-
циальной среды и включенных в нее субъектов.

Работа содержит 1 файл

социокультурная анимационная деятельность как часть куль.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

воспитательной нацией. Такого рода решения конечно же потребовали больших

изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необхо-

димо  было пересмотреть весь научный аппарат  теории и практики воспитания,

разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных

оживить окружающую среду  и социальное бытие  вообще. Поэтому с  начала

70-х  годов ХХ столетия  начали активно  проводиться исследования, касающие-

ся  педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и  целепола-

гания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках,

ее  учреждений. В результате к концу ХХ века социокультурная  анимация стала

представлять  собой самостоятельное  направление психолого-педагогической

деятельности  в сфере досуга.

Что касается нашего отечественного опыта в области социально-культур-

ной деятельности, то здесь  можно сказать  следующее. В недавнем прошлом,

в эпоху Советского Союза, в нашей  отечественной педагогике и сфере запол-

нения досуга в целом  был накоплен достаточно богатый опыт построения та-

кой деятельности. И хотя она редко называлась социокультурной  анимацией,

однако  именно эта сфера  социальной деятельности была весьма насыщенной.

Достаточно  вспомнить чрезвычайно  активную и конструктивную деятельность

пионерской  и комсомольской организаций, богатый опыт организации летнего

(каникулярного)  досуга, внеклассную  работу в школе,  функционирование  со-

циально-педагогических комплексов и другое. Однако надо помнить  и извес-

тные  события последнего десятилетия ХХ века, когда в стране вся социальная

(в  т. ч. воспитательная) сфера была оставлена  в самом беспомощном  и убогом

положении. Это и понятно  —о какой профессиональной организации досуга

могла идти речь во время  колоссальных социально-экономических  и полити-

ческих  потрясений… Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый

опыт  в сфере социально-культурного  развития населения  в нашей стране все

чаще  обращает на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных

специалистов.

М. В. Никитский. Теоретические  и исторические аспекты...

31

Сейчас, в современном  российском обществе, тенденция инициации  соци-

альных  действий в сфере  досуга становится все  более актуальной, и на это, по

мнению  специалистов, есть ряд причин:

–изменение  мировоззренческих  оснований в организации педагогической

работы  в социуме;

–изменение  экономического статуса  социально-культурной деятельности,

потребность в поиске Ѓбпредпринимательской  нишиЃв в сфере  свободного вре-

мени;

–переориентация социально-культурной деятельности на многообразный

спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной

дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и

личностного развития.

К этим причинам можно  добавить еще одну:

–потребность  конструктивно использовать позитивный опыт социально-

культурной  деятельности советского периода.

Что же представляет собой  социально-культурная анимационная деятельность

сегодня? Необходимо напомнить, что хотя понятие  социокультурная  анимация

встречается не только, порой  не столько, в педагогической сфере, тем не менее

деятельность  по социальному оживлению, включению человека в активную жиз-

недеятельность  по своей сути является психолого-педагогической. Это становится

тем более очевидным, если мы рассмотрим методы социокультурной  анимации,

особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.

Известно, что такой специалист, как социокультурный  аниматор (по край-

ней мере в таком звучании), чаще встречается  в сфере культурно-досуговой, а

не  в педагогической, например в туристическом, развлекательном бизнесе, в

шоу-бизнесе  и т. д. Схожее обозначение  такого специалиста  ранее звучало  как

Ѓбмассовик-затейникЃв. Однако в нашем  случае социокультурный  аниматор —это

не  только и не столько  сценический персонаж, ведущий какого-либо шоу, но — специалист. Какие же характеристики имеет такая специализация?

Самая общая: аниматор —специалист  осуществляющий анимационную ра-

боту. Если обратиться к  французскому опыту  социокультурной  анимации, то мы

увидим, что социокультурные  аниматоры во Франции  в большинстве своем — волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от

работы  время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры,

служащие. Здесь происходит постоянный процесс  формирования активистов из

числа посетителей учреждений социокультурной сферы.

Но, наряду с добровольными  активистами, существуют и профессиональ-

ные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными  учебными

центрами. По данным журнала  французских аниматоров ЃбL`Education NouvelleЃв

за 1999 г. здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры

получают  подготовку в области  административной и  управленческой деятель-

ности, исследовательской  и творческой работы, педагогики.

В связи с этим выделяются два типа аниматоров:

–руководители (аниматоры-координаторы);

–аниматоры-специалисты, возглавляющие различные  объединения, ассо-

Исследования: _______педагогика

32

циации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности

и т. п.). Они преподают  на различных курсах, осуществляют юридическое кон-

сультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказыва-

ют  психологическую  помощь.

Но  главное —на социокультурных  аниматоров возложены  обязанности по

удовлетворению  потребностей населения  в области культуры, спорта, развлече-

ний. Такой специалист подчиняется директору  Управления по делам  молодежи

и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп  люби-

телей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных

аниматоров  и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудни-

чество  между аниматорами  и объединениями.

Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту  и должен

выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному  уставу. Вместе с  тем

он  пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

Если  соотнести такую  деятельность с нашим  отечественным опытом, то мы

вправе  отнести ее к деятельности социального педагога. И здесь нет  противо-

речия, скорее наоборот: ведь мы полагаем, что  социокультурная анимация по

сути  и характеру —прикладная  дисциплина социальной педагогики. Современ-

ная концепция социально-педагогической деятельности существенно  раздвига-

ет  границы социальной педагогики, рассматривает  ее как научную  дисциплину,

исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в це-

лом на всех возрастных группах. С позиций  социально-педагогического  анализа

социокультурная анимация может быть определена как отрасль  социальной пе-

дагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятель-

ности населения. Не случайно наименование специализации  менеджеров соци-

ально-культурной деятельности в России в последнее время  определяется госу-

дарственным образовательным  стандартом как Ѓбпедагогика социально-культур-

ной сферыЃв.

Если  говорить о функциях социокультурной  анимационной деятельности,

то, пожалуй, главной  из них можно назвать  р ег ул ят ив ну ю. Эта функция обозна-

чается  как главная, исходя из понимания того, что личность живет  в обществе не

изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для ре-

гулирования взаимоотношений  между ними необходима функция социального

контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать ис-

пользованию свободного времени  для саморазвития и более активного участия

личности  в социальной жизни  общества.

Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функ-

циональных  характеристики социокультурной  анимационной деятельности

(в  прямом переводе):

1. Специфический социальный  контроль свободного  времени, способству-

ющего максимальному выражению  внутреннего ЃбяЃв  личности (празд-

ность —мать всех пороков. —М Н).

2. Ограничение и  направление рынка  потребительства,  на котором реализу-

ются  делания личности (вытекает из тезиса: творчество —это отдача, а не

потребительство. —М Н.).

М. В. Никитский. Теоретические  и исторические аспекты...

33

3. Установление равновесия  между досуговыми  запросами личности  или

коллектива  и их социально-профессиональной деятельностью (делу вре-

мя, потехе час. —М Н).

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование

личности, ее самообразование.

Что касается собственно цели социокультурной  анимационной деятельнос-

ти, то ее можно обозначить как ЃбоживлениеЃв, ЃбодухотворениеЃв  межличностных

и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных

ориентаций  личности средствами культурно-досуговой  деятельности. При  этом

основными задачами этой деятельности можно считать:

–преодоление  личностных тенденций  к социальной дезинтеграции;

–профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведе-

ния подростков, наркомании, алкоголизма, суицида  и др.);

–реабилитация критических состояний  личности;

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы