Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:33, реферат
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно
молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую
все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-
но обозначить и как педагогику досуга.
Вообще социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-
ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой деятельности обществен-
ных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогичес-
ких и психологических технологиях активации (оживления) окружающей со-
циальной среды и включенных в нее субъектов.
воспитательной нацией. Такого рода решения конечно же потребовали больших
изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необхо-
димо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания,
разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных
оживить окружающую среду и социальное бытие вообще. Поэтому с начала
70-х годов ХХ столетия начали активно проводиться исследования, касающие-
ся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целепола-
гания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках,
ее учреждений. В результате к концу ХХ века социокультурная анимация стала
представлять
собой самостоятельное
направление психолого-
деятельности в сфере досуга.
Что касается нашего отечественного опыта в области социально-культур-
ной деятельности, то здесь можно сказать следующее. В недавнем прошлом,
в эпоху Советского Союза, в нашей отечественной педагогике и сфере запол-
нения досуга в целом был накоплен достаточно богатый опыт построения та-
кой деятельности. И хотя она редко называлась социокультурной анимацией,
однако именно эта сфера социальной деятельности была весьма насыщенной.
Достаточно вспомнить чрезвычайно активную и конструктивную деятельность
пионерской и комсомольской организаций, богатый опыт организации летнего
(каникулярного) досуга, внеклассную работу в школе, функционирование со-
циально-педагогических комплексов и другое. Однако надо помнить и извес-
тные события последнего десятилетия ХХ века, когда в стране вся социальная
(в т. ч. воспитательная) сфера была оставлена в самом беспомощном и убогом
положении. Это и понятно —о какой профессиональной организации досуга
могла идти речь во время колоссальных социально-экономических и полити-
ческих потрясений… Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый
опыт в сфере социально-культурного развития населения в нашей стране все
чаще обращает на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных
специалистов.
М. В. Никитский. Теоретические и исторические аспекты...
31
Сейчас, в современном российском обществе, тенденция инициации соци-
альных действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на это, по
мнению специалистов, есть ряд причин:
–изменение мировоззренческих оснований в организации педагогической
работы в социуме;
–изменение экономического статуса социально-культурной деятельности,
потребность в поиске Ѓбпредпринимательской нишиЃв в сфере свободного вре-
мени;
–переориентация социально-культурной деятельности на многообразный
спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной
дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и
личностного развития.
К этим причинам можно добавить еще одну:
–потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-
культурной деятельности советского периода.
Что же представляет собой социально-культурная анимационная деятельность
сегодня? Необходимо напомнить, что хотя понятие социокультурная анимация
встречается не только, порой не столько, в педагогической сфере, тем не менее
деятельность по социальному оживлению, включению человека в активную жиз-
недеятельность по своей сути является психолого-педагогической. Это становится
тем более очевидным, если мы рассмотрим методы социокультурной анимации,
особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.
Известно, что такой специалист, как социокультурный аниматор (по край-
ней мере в таком звучании), чаще встречается в сфере культурно-досуговой, а
не в педагогической, например в туристическом, развлекательном бизнесе, в
шоу-бизнесе и т. д. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как
Ѓбмассовик-затейникЃв. Однако в нашем случае социокультурный аниматор —это
не только и не столько сценический персонаж, ведущий какого-либо шоу, но — специалист. Какие же характеристики имеет такая специализация?
Самая общая: аниматор —специалист осуществляющий анимационную ра-
боту. Если обратиться к французскому опыту социокультурной анимации, то мы
увидим, что социокультурные аниматоры во Франции в большинстве своем — волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от
работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры,
служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования активистов из
числа посетителей учреждений социокультурной сферы.
Но, наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональ-
ные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными
центрами. По данным журнала французских аниматоров ЃбL`Education NouvelleЃв
за 1999 г. здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры
получают подготовку в области административной и управленческой деятель-
ности, исследовательской и творческой работы, педагогики.
В связи с этим выделяются два типа аниматоров:
–руководители (аниматоры-координаторы);
–аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассо-
Исследования: _______педагогика
32
циации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности
и т. п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое кон-
сультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказыва-
ют психологическую помощь.
Но главное —на социокультурных аниматоров возложены обязанности по
удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлече-
ний. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи
и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп люби-
телей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных
аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудни-
чество между аниматорами и объединениями.
Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен
выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем
он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.
Если соотнести такую деятельность с нашим отечественным опытом, то мы
вправе отнести ее к деятельности социального педагога. И здесь нет противо-
речия, скорее наоборот: ведь мы полагаем, что социокультурная анимация по
сути и характеру —прикладная дисциплина социальной педагогики. Современ-
ная
концепция социально-
ет границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину,
исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в це-
лом на всех возрастных группах. С позиций социально-педагогического анализа
социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной пе-
дагогики,
опирающаяся на методы
организации культурно-
ности населения. Не случайно наименование специализации менеджеров соци-
ально-культурной деятельности в России в последнее время определяется госу-
дарственным образовательным стандартом как Ѓбпедагогика социально-культур-
ной сферыЃв.
Если говорить о функциях социокультурной анимационной деятельности,
то, пожалуй, главной из них можно назвать р ег ул ят ив ну ю. Эта функция обозна-
чается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не
изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для ре-
гулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального
контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать ис-
пользованию свободного времени для саморазвития и более активного участия
личности в социальной жизни общества.
Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функ-
циональных характеристики социокультурной анимационной деятельности
(в прямом переводе):
1. Специфический социальный контроль свободного времени, способству-
ющего максимальному выражению внутреннего ЃбяЃв личности (празд-
ность —мать всех пороков. —М Н).
2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализу-
ются делания личности (вытекает из тезиса: творчество —это отдача, а не
потребительство. —М Н.).
М. В. Никитский. Теоретические и исторические аспекты...
33
3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности или
коллектива и их социально-профессиональной деятельностью (делу вре-
мя, потехе час. —М Н).
4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование
личности, ее самообразование.
Что касается собственно цели социокультурной анимационной деятельнос-
ти, то ее можно обозначить как ЃбоживлениеЃв, ЃбодухотворениеЃв межличностных
и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных
ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности. При этом
основными задачами этой деятельности можно считать:
–преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;
–профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведе-
ния подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.);
–реабилитация критических состояний личности;