Зарубежный опыт социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно
молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую
все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-
но обозначить и как педагогику досуга.
Вообще социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-
ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой деятельности обществен-
ных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогичес-
ких и психологических технологиях активации (оживления) окружающей со-
циальной среды и включенных в нее субъектов.

Работа содержит 1 файл

социокультурная анимационная деятельность как часть куль.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

социокультурная анимационная деятельность как часть куль-

турной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогичес-

кая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добро-

вольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы

активной педагогики. Автор обращает внимание на весьма важную составляющую соци-

окультурной анимации ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само

понятие ≪анимация≫ позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать

цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий)

характер, а с другой обозначать внутренний (anima — душа) аспект взаимоотношений

субъектов педагогического процесса.

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно

молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую

все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-

но обозначить и как педагогику досуга.

Вообще  социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-

ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой  деятельности обществен-

ных групп и отдельных  индивидов, основанный на современных педагогичес-

ких и психологических  технологиях активации (оживления) окружающей со-

циальной  среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические  идеи

анимации  и опыт организации  социально-культурной деятельности в ряде за-

рубежных  стран, один из ведущих  отечественных специалистов в области куль-

турно-досуговой  деятельности Е. Б. Мамбеков определяет социокультурную

анимацию  как часть культурной и воспитательной системы общества, которая

может быть представлена в  виде особой модели организации социокультурной

деятельности:

– как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, ор-

ганизации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в

постоянных  отношениях;

М. В. Никитский. Теоретические  и исторические аспекты...

29

– как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые  от-

вечают  интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно

в ее свободное время;

– как своеобразная социально-педагогическая система, в которой  веду-

щую роль играют аниматоры, профессиональные или  добровольные, обладаю-

щие специальной подготовкой  и использующие, как правило, методы активной

педаго  гики.

Такое развернутое определение  в целом справедливо  отражает специфику

и даже структуру анимационной деятельности, которая  проявляется на орга-

низационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом

(как)  уровнях. Вместе  с тем не следует  ограничивать сущность  и специфику

данного явления лишь внешними проявлениями (лишь бы заполнить досуг,

неважно чем, неважно для  чего), поскольку  весьма серьезная  составляющая

социокультурной анимации — это  ее мировоззренческий (смысловой) потен-

циал. Само понятие ЃбанимацияЃв позволяет, с одной  стороны, достаточно точно

характеризовать цели социокультурной  деятельности, выявлять ее консолиди-

рующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний ас-

пект  взаимоотношений  субъектов педагогического  процесса (особые способы

общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием).

В связи с этим можно  сказать, что в  современной психолого-педагогичес-

кой науке применение понятия ЃбанимацияЃв связано по большей части со вто-

рым аспектом, т. е. используется в основном для  характеристики отношений.

В этом плане типична  мысль французской  исследовательницы  проблематики

социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при  упоминании слова

анимация  речь идет не об оживлении  тела и неживой  материи, а об оживлении

отношений между индивидуумами  и социальными  группами. Схожую мысль

выражает  и М. Симоно, определяя  социокультурную  анимацию как область  об-

щественной  жизни, участники  которой ставят перед собой целью определенное

изменение поведения в межличностных  и коллективных отношениях путем пря-

мых воздействий на индивидов. Понятно, что это  воздействие осуществляется

главным образом посредством  разнообразных видов  деятельности.

Надо  сказать, что возникновение социокультурной анимации, по крайней

мере  как самостоятельного явления в науке, социологи условно  связывают с

Францией 1901 года, когда был  введен закон о  создании различных  неполити-

ческих  ассоциаций. До этого  года различные социальные объединения людей

(по  интересам, по  способу заполнения  досуга и пр.) не  могли мыслиться  вне

конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году

ситуация  резко изменилась: увеличился объем  свободного времени  населения

за  счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие

любительские  ассоциации (объединения), что и потребовало  соответствующего

юридического  оформления.

Вместе  с тем возникновение  специальной заинтересованности именно

в педагогическом моделировании  социальной среды и целенаправленном

построении  педагогического  процесса формально  принято относить к пери-

оду 70-х  годов ХХ столетия. В это время  во Франции проводились  обширные

Исследования: педагогика

30

социологические исследования, которые  касались, кроме прочего, особен-

ностей  внеучебного времени  подрастающих поколений  и, соответственно,

влияния содержания этого  времени на общий  социальный фон как  в среде

молодежи, так и в социуме  вообще. Результаты оказались плачевными. С од-

ной стороны, условия  для конструктивного заполнения жизненного времени

подрастающих  поколений сводились  к минимальным  значениям, с другой — сами дети в  основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и  не

могли: ни знать историю, ни поддерживать и  культивировать собственную

и мировую культуру и т. д. Тогда правительство  Франции в спешном  поряд-

ке  озаботилось выделением больших бюджетных  ресурсов на решение  этой

проблемы.

Нашелся и человек, которого принято теперь считать  основоположником

социокультурной анимации, —это Жан  Фридман. Он выступил с идеей фор-

мирования гармоничного единства ребенка и той  среды, в которой  он разви-

вается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг

первоочередных  программ государства. По ее замыслу —вся страна становится

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы