Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:33, реферат
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно
молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую
все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-
но обозначить и как педагогику досуга.
Вообще социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-
ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой деятельности обществен-
ных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогичес-
ких и психологических технологиях активации (оживления) окружающей со-
циальной среды и включенных в нее субъектов.
социокультурная анимационная деятельность как часть куль-
турной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогичес-
кая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добро-
вольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы
активной педагогики. Автор обращает внимание на весьма важную составляющую соци-
окультурной анимации — ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само
понятие ≪анимация≫ позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать
цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий)
характер, а с другой — обозначать внутренний (anima — душа) аспект взаимоотношений
субъектов педагогического процесса.
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно
молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую
все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-
но обозначить и как педагогику досуга.
Вообще социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-
ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой деятельности обществен-
ных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогичес-
ких и психологических технологиях активации (оживления) окружающей со-
циальной среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические идеи
анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде за-
рубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области куль-
турно-досуговой деятельности Е. Б. Мамбеков определяет социокультурную
анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая
может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной
деятельности:
– как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, ор-
ганизации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в
постоянных отношениях;
М. В. Никитский. Теоретические и исторические аспекты...
29
– как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые от-
вечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно
в ее свободное время;
– как своеобразная социально-педагогическая система, в которой веду-
щую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладаю-
щие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной
педаго гики.
Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику
и даже структуру анимационной деятельности, которая проявляется на орга-
низационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом
(как) уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать сущность и специфику
данного явления лишь внешними проявлениями (лишь бы заполнить досуг,
неважно чем, неважно для чего), поскольку весьма серьезная составляющая
социокультурной анимации — это ее мировоззренческий (смысловой) потен-
циал. Само понятие ЃбанимацияЃв позволяет, с одной стороны, достаточно точно
характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолиди-
рующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний ас-
пект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы
общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием).
В
связи с этим можно
сказать, что в
современной психолого-
кой науке применение понятия ЃбанимацияЃв связано по большей части со вто-
рым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.
В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики
социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова
анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении
отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль
выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область об-
щественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное
изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем пря-
мых воздействий на индивидов. Понятно, что это воздействие осуществляется
главным образом посредством разнообразных видов деятельности.
Надо сказать, что возникновение социокультурной анимации, по крайней
мере как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с
Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполити-
ческих ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей
(по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне
конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году
ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения
за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие
любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего
юридического оформления.
Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно
в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном
построении педагогического процесса формально принято относить к пери-
оду 70-х годов ХХ столетия. В это время во Франции проводились обширные
Исследования: педагогика
30
социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особен-
ностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно,
влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде
молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С од-
ной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени
подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой — сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не
могли: ни знать историю, ни поддерживать и культивировать собственную
и мировую культуру и т. д. Тогда правительство Франции в спешном поряд-
ке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой
проблемы.
Нашелся и человек, которого принято теперь считать основоположником
социокультурной анимации, —это Жан Фридман. Он выступил с идеей фор-
мирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он разви-
вается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг
первоочередных программ государства. По ее замыслу —вся страна становится