Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение опыта США в области социальной работы. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть социальный опыт работы в США;
2. Изучить американскую систему социальной работы;
А также рассмотреть социальную работу в других странах зарубежья.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Зарубежный опыт социальной работы в США………………………..4
1.1. Социальный опыт работы в США………………………………4
1.2. Американская система социальной работы…………………….9
2. Социальная работа в других странах зарубежья……………...…….15
2.1. Развитие социально-педагогической работы в Германии……15
2.2. Социально-педагогическая работа в Норвегии……………….19
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………...24
- Основа знаний практического направления;
- Методы и средства, используемые в работе.
В данной работе мы остановимся на первом и третьем элементах.
В обслуживании клиентов социальный работник стремится к достижению особых целей, что определяется (или должно определяться) спецификой социальной работы, уникальностью обстоятельств каждой проблемной ситуаций. Несмотря на уникальность каждой встречающейся ситуации, деятельность всех практиков преследует общие цели, которые основываются на назначении и целях профессии. Для понимания назначения своей профессии, практик должен быть готовым к тому, чтобы добровольно принять на себя ответственность и реализовать ее в действиях, независимо от специфических социальных агентств и их определения индивидуальных ролей социальных работников.
Национальная Ассоциация
Социальных работников видит назначение
социальной работы в том, чтобы помогать
или восстанавливать
Из приведенного определения социальной работы вытекает, что профессиональная деятельность включает в себя помощь отдельным людям, группам или коллективам в стимулировании их способности к функциональному существованию и в улучшении качества жизни для каждого путем налаживания контактов с его социальным и физическим окружением4.
В итоге, функции социального работника представляются следующим образом:
- помочь людям расширить их компетенцию и способность решать собственные проблемы;
- помочь людям реализовать свои возможности;
- стимулировать отзывчивость людей;
- содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением;
- влиять на взаимодействие
между организациями и
- влиять на социальную политику и политику охраны окружающей среды.
Для реализации этих функций социальный работник взаимодействует с множеством людей. Важно признать, что проблемы взаимодействия между человеком и его окружением вызываются не только недостатками окружающей обстановки. Существует много клиентов, у которых социальные работники определяли личностные дисфункции - такие, как ослабление их способности использовать свои возможности, расстройства их экосистем и т. п.
Возьмем, к примеру, человека,
у которого наблюдается дисфункция
в межличностном
Неотъемлемой чертой социальной
работы является также обеспечение
социальной справедливости, выражающейся
в возможности каждого
Один из важных элементов социальной работы - это ее подкрепленность теоретической базой. Хотя значительная часть теоретических обоснований заимствуется из других научных дисциплин, эта база уникальна по своему значению. Более того, основы многих профессиональных теоретических положений едины и для социальной работы. Универсальность профессиональных знаний может быть суммирована в ряде категорий, которые представлены в виде основного содержания учебного плана Советом Образования Социальной Работы США (СОСР), т. е. группой, которая лидирует в сфере подготовки социальных работников в США и оказывает влияние на школы социальной работы.
Обучению профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана на студенческом уровне - подготовить студента для перехода на следующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможность практиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдением опытных практиков. После окончания основной студенческой подготовки по той или иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование по профессии. Цель аспирантского образования - подготовить человека к тому, чтобы он стал независимым практиком, опытным специалистом. Аспирантское образование обычно продолжается 2 года. Первый год посвящается углубленному обучению теории и практике профессий. Второй год используется для специализации в методах и их апробации на практике.
Некоторые профессионалы
выбирают дальнейшую специализацию. Имеется
возможность подготовить
Как уже упоминалось, в США существует множество теорий практических методов в профессии социального работника. Относительные заслуги, достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировались на академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менять свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные элементы в шести областях учебного плана, о чем шла речь выше. За улучшение качества образования школ социальной работы следит Совет Обучения Социальной Работе (СОСР)5. Эта организация не навязывает специфические теории или методы. Однако СОСР периодически рассматривает учебные планы и курсы, предлагаемые каждой школой социальной работы, чтобы удостовериться, что все необходимые элементы в них присутствуют, и обучение в школе соответствует стандартам, принятым СОСР, а также требованиям высокого профессионализма.
Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шести областях - поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле практики.
После многих лет борьбы,
профессионалы в Соединенных
Штатах Америки пришли к выводу,
что социальная работа - не просто модификация
существующих профессий. Это тоже профессия
среди них. Верится, что только эта
профессия обеспечит равно
2. Социальная работы в других странах зарубежья
2.1. Развитие социально-
XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением.
Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905г. появилась первая христианская социальная женская школа6. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 году было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников7. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на “рабочих полях“.
Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника и социального педагога.
В разных странах эти пути развития не могли быть идентичными. Хотя социальная работа и система подготовки кадров для ее проведения в Германии, как и в других странах, претерпели известное влияние США, но все же развитие их безусловно носило в Германии самобытный характер и имело национальные корни.
Социальную работу и социальную
педагогику можно определить как
специфическую форму
В Федеративной Республике Германии получили права оба понятия —«социальная работа» и «социальная педагогика», в то время как в большинстве других стран используется лишь одно понятие “социальная работа“ для обозначения профессии8.
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.
Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.
Видно, что в работе социального педагога и социального работника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.
Группа педагогов ФРГ, посетив в 1983 году Нью-Йорк, открыла для себя среднюю школу «Город как школа» и была восхищена очень простой и одновременно действенной формой обучения в ней — «обучение путем эксперимента»9. Инициатором модели «Город как школа» были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 году государственную “альтернативную школу“, взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен»10. По мнению педагогов, эта экспериментальная модель открытой школы или “школы без стен“ является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом школы.
Подростки обучаясь в этой школе, проходят практику по индивидуальным учебным программам, работая в самых различных уголках города.
Модель «Город как школай» является, с одной стороны, «шансом» покрыть данный пробел в системе образования, с другой стороны, в стране немало подростков и молодежи, покинувших и постоянно покидающих школу, что влечет за собой многие негативные последствия. Например, по свидетельству немецких специалистов, в школах ФРГ, особенно на старших ступенях обучения, 10-15% учащихся теряют мотивацию к учению и отсеиваются из школы11. Только в Берлине ежегодно оставляют школу от трех до четырех тысяч учащихся.
В концепции «Город как школа» отводится значительное внимание деятельности социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной работой, не требующей особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но кроме того, в школе обязательно должно быть два или три профессионально подготовленных педагога. Последние должны помогать организации социальной групповой работы, проектной работы, в установлении связи с другими институтами, а также с родителями. Используя классические, а также новые методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в решении конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового обеспечения и т.д.).
Социальная педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование — процессы, сопровождающие всю жизнь человека.
Таким образом, социальная работа
направлена на практическое решение
социальных проблем, на помощь социально
незащищенным или мало защищенным группам
населения. А социальная педагогика
подразумевает скорее профилактику
и внешкольное образование. Общее
же в них то, что и социальная
педагогика, и социальная работа ориентированы
на изменение социального
2.2. Социально-педагогическая работа в Норвегии
В Норвегии и Скандинавских странах социологи разработали и начали осуществлять широкую норвежскую и межскандинавскую программу, которая названа Альтернативный Проект Будущего.