Занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

Проблема безработицы является одной из самых больших проблем в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность безработицы

1.1 Основные виды и подвиды безработицы

1.2 Причины и особенности безработицы в России

1.3 Последствия безработицы

2. Занятость: понятие, принципы и виды

2.1 Виды занятости

2.2 Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы

3. Государственное регулирование занятости и безработицы

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 39.02 Кб (Скачать)
 

Свободно избранная  занятость - предполагает, что право  распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно  владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует  право каждого работника на выбор  между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение  к труду.

 

Таким образом, полная занятость отражает количественную, а продуктивная – качественную сбалансированность между потребностью населения в  работе и рабочими местами, при которой  создаются благоприятные условия  для социально-экономического прогресса  общества.

 

Многообразие социально- экономических процессов, протекающих  в рамках рынка труда, порождает  существование различных форм занятости. Одной из классификаций занятости  является деление ее на стандартную  и нестандартную занятость.

 

Стандартной занятостью считается занятость в режиме полного рабочего времени, на основе бессрочных трудовых договоров, под  непосредственным контролем работодателя.

 

Набор нестандартных  форм занятости многообразен и может  включать:

 

- неполную занятость  – представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным  трудом занята лишь некоторая  часть экономически активного  населения;

 

- скрытая занятость  населения характеризуется тем,  что определенная часть людей  из числа находящегося в длительном  отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются  торговлей, предоставлением различных  услуг населению (ремонт, строительство  и т.д.) вне рамок официального  их учета в качестве занятых;

 

-сезонная занятость  – представляет собой периодическое  (как правило в определенные  сезоны) вовлечение трудоспособного  населения в общественно полезную  деятельность с учетом природно-климатических  особенностей;

 

- временную занятость  на основе трудовых договоров,  рассчитанных на определенный  срок;

 

- занятость на  основе договоров гражданско-правового  характера;

 

-сверхурочная занятость;

 

- вторичная занятость  представляет собой деятельность  граждан, связанную с дополнительной  работой помимо основного места  работы. Выступает в различных  формах: совместительство, по контракту, - случайная, разовая работа и  т. д.;

 

- неформальную занятость,  к которой относятся: занятость  индивидуальным предпринимательством, занятость по найму у физических  лиц, занятость в домашнем хозяйстве  производством товаров для последующей  продажи.

 

Рассматривая проблемы занятости и безработицы, нельзя не остановиться на выяснении того, какое влияние на занятость оказывает  человеческий капитал.

 

В общем виде под  человеческим капиталом понимается совокупность имеющихся у человека способностей и здоровья, а также  запаса знаний, навыков, опыта и мотиваций.

 

Достижение полной и эффективной занятости неотделимо от формирования человеческого капитала, а значит инвестиций в образование, здоровье, профессиональную подготовку.

 

2.2 Факторы, влияющие  на динамику занятости и безработицы

 

Универсальных рецептов успешного регулирования занятости  и безработицы не существует. Каждая страна, регион, населенный пункт имеет  свои особенности функционирования рынка труда. Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия  на уровень занятости, необходимо знать, какие факторы оказывают влияние  на указанные процессы. Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы:

 

Демографические факторы. К ним относятся:

 

- изменение доли  экономически активного населения  в результате сдвигов в уровнях  рождаемости и смертности;

 

- половозрастная  структура населения;

 

- средняя продолжительность  жизни;

 

Масштабы и направления  миграционных потоков.

 

Технико-экономические  факторы, связанные с темпами  и направлениями НТП, в результате которых происходит высвобождение  рабочей силы из производства и замена ее техникой.

 

Экономические факторы  включают в себя:

 

-состояние национального  производства;

 

-степень инвестиционной  активности и направления движения  инвестиций;

 

-направленность  налогово-бюджетной политики и  денежно- кредитной политики государства;

 

-уровень цен и  инфляции.

 

4. Социальные факторы:

 

- уровень образования  населения;

 

-уровень здоровья  и качество жизни;

 

-отношение и мотивация  к труду;

 

-развитость профсоюзов.

 

5. законодательные  факторы, среди которых – разработанность  законов и нормативных актов,  регулирующих занятость.

 

6. Организационно-управленческие  факторы:

 

-грамотность и  эффективность принимаемых правительством  решений;

 

- уровень научной  организации труда, производства  и управления;

 

- организация деятельности  государственной службы занятости  и бирж труда;

 

- степень информированности  населения о состоянии рынка  труда.

 

Следовательно, отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетом направленности, продолжительности  и интенсивности действия указанных  факторов.

 
 

3. Государственное  регулирование занятости и безработицы

 

Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что  на нем перемещаются не товары, а  живые люди. Поэтому регулирование  занятости и безработицы имеет  огромное социально- экономическое  и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства - не обеспечить каждого  желающего работой, так как это  увеличит инфляцию, а удерживать безработицу  на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

 

Еще в 30-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба с безработицей – одна из приоритетных задач экономической политики государства.

 

В современной экономической  теории существуют различные подходы  к регулированию занятости. Традиционно  выделяются два главных направления: классическое и кейнсианское.

 

Согласно классической концепции экономика является саморегулируемой, и в ней поддерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов. Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действенным влияние на занятость через стимулирование эффективного спроса. При этом основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между планируемым снижением безработицы и ростом инфляции.

 

Сторонники монетаризма  и «теории предложения» видят  основную задачу правительства в  обеспечении эффективных изменений  в структуре занятости. В первую очередь сюда следует отнести  усиление мотивации к труду и  возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.

 

Какая бы теоретическая  концепция не лежала в основе мероприятий  государства, очевидно одно - без соответствующей  экономической политики добиться полной и эффективной занятости невозможно. В России для этого проводится политика занятости, согласно которой, в соответствии с Законом о  занятости, государство должно осуществлять:

 

- разработку мер  финансово-кредитной, инвестиционной  и налоговой политики, направленных  на рациональное размещение производительных  сил, повышение мобильности трудовых  ресурсов, развитие временной и  самостоятельной занятости, поощерение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

 

-правовое регулирование  в области занятости;

 

-разработку и  реализацию федеральных и территориальных  программ содействия занятости  населения;

 

-создания государственной  службы занятости.

 

Механизм регулирования  занятости населения реализуется  через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения  занятости населения.

 

Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной  политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия  на занятость населения.

 

Все меры по регулированию  занятости подразделяются: по объекту  воздействия на рынок труда (общие  меры и специализированные), по источнику  финансирования.

 

Методы проведения политики занятости могут быть как  прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).

 

Различают следующие  типы государственного воздействия  на занятость населения: пассивный  и активный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации  безработных и выплате пособий  по временной безработице. На 2009 г. в  РФ установлены минимальный и  максимальный размеры пособия по безработице, 850 руб. и 4900 руб. соответственно.

 

Мероприятия активного  воздействия означают проведение активной политики занятости. К ним относятся: помощь в трудоустройстве, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, квотирование рабочих мест (для наиболее социально незащищенных категорий населения- инвалидов, молодежи), досрочный выход на пенсию, меры помощи регионам и др.

 

Государственное регулирование  занятости включает разработку целевых  и комплексных программ содействия занятости.

 

Для проведения единой государственной политики занятости  и регулирования рынка труда  в России создана государственная  служба занятости, которая координирует решение данных проблем.

 

К основным функциям службы занятости населения можно  отнести:

 

- анализ состояния  рынка труда, прогноз спроса  и предложения на рабочую силу;

 

- разработка и  реализация целевых программ  содействия занятости населения;

 

-учет незанятых  граждан и оказание им помощи  в подборе подходящей работы  и трудоустройстве;

 

- организация профессиональной  ориентации и консультации населения,  подготовка и переподготовка  безработных граждан;

 

- оказание помощи  предприятиям в подборе необходимых  им работников;

 

- обеспечение населения  информацией о свободных рабочих  местах;

 

- осуществление выплат  пособий по безработице, стипендий  в период обучения, оказание материальной  помощи безработным гражданам;

 

- осуществление контроля  за правильностью формирования  и использования средств государственного  фонда занятости населения, использования  предприятиями законодательства  о занятости.

 

Служба занятости  взаимодействует с предприятиями  и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.

 

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов  государственной службы занятости  обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.

 

Расходы служб занятости  условно можно сгруппировать  по четырем направлениям:

 

1. на пособия по  безработице, материальную помощь  безработным, выплату досрочных  пенсий;

 

2. на подготовку  и переподготовку, организацию общественных  работ; 

 

3. на финансовую  поддержку, приобретение ценных  бумаг и прочие расходы;

 

4. на развитие  службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).

 

Информация о работе Занятость населения