Взаимодействия культуры индивида и развития потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

В философско-социологическом аспекте удачное определение потребностей дал С. М. Ковалев. Он отмечает, что «потребности — это конкретные проявления и формы предметной деятельной сущности человека, это осознанные человеком требования к внешней среде, сложившиеся на основе исторически определенной общественно-практической деятельности по переделке этой среды». Сущность потребностей составляет противоречие между организмом и средой; оно порождает определенные (потребностные) состояния организма, побуждающие его к активным действиям с целью удовлетворения потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3
1.Деятельность человека и его потребности……………………………..5
2.Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека……………………………………………………………………………9
3.Культура человека как стремление удовлетворить духовные потребности…………………………………….……………………….………..14
4. Удовлетворение духовных потребностей…………………………….17
Заключение……………………………………………………….……….19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

культура и потребности.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется  направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

     Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность  имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

     Духовность  и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность.

     Обладая духовными способностями, человек  имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные [7].

     За  свою долгую жизнь человечество уже  определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или  общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или  иной степени для большинства  людей. К общечеловеческим ценностям  относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

     Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной [1] использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

     Трансцендентность есть выход за пределы повседневного  естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком  понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического  бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы [6].

     Духовность - трансценденция сознания за пределы  повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

     Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества [1].

     Существует  такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно  осуществляющем однажды избранный  идеал, превратив достижение его  в смысл всей своей жизни.

     Человек, обладающий твердостью духа, не спасует  перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными  посулами взамен его чести и достоинства  не будет менять своих убеждений  по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

     Характеристика  духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться  в индивидуальной жизни лишь при  наличии развитых волевых качеств  индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

     Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций  сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

     Духовные  потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

     Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением  к духовной культуре.

     Важнейшая духовная потребность человека - в  познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень  утверждал: "нет стремления более  естественного, чем стремление к знанию".

     Другая  важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам  красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать  музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это  грани единой эстетической потребности.

     Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Культура  человека как стремление  удовлетворить духовные  потребности 

     Культура  – это природа, которую «пересоздает»  человек, утверждая посредством  этого себя в качестве человека. Связующее звено между культурой как творением человека и природой – деятельность, т.е. разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определенный результат. Разум, воля и чувства человека обуславливают такую активность. В этом смысле культура определяется как результат всей человеческой деятельности.

         И все же расширительное толкование  деятельности как подосновы культуры  не позволяет выявить специфику  культуры как феномена. Не всякая  человеческая деятельность, а только определенная ее разновидность ведет к творению культуры. Благодаря деятельности люди создали, например, общество как их своеобразный союз или цивилизацию, которая приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными. Однако культура, цивилизация, общество не тождественны. Так какая же часть человеческой деятельности рождает культуру? Не всякая деятельность творит культуру, а лишь та, которая несет смысл. Человек - уникальный творец, стремящийся не только выполнить полуосознанные операции, но и придать смысл всей деятельности.

      Деятельность  человека разнообразна, и многообразны результаты, продукты человеческой активности. Но только те деяния человека, которые  содержат в себе напряженный творческий прыжок, прорыв в новое духовное пространство, вычитывание смысла в окружающем, непременно рождают святыни, ценности, мы прежде всего и определяем как культуру. А ее результаты, уже «материализованные» в конкретных механизмах, памятниках, сооружениях, орудиях труда и т.д., мы обычно относим к цивилизации, хотя  такого абсолютного их разделения в реальной жизни, конечно же, не существует. Человеческая активность не всегда сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя и акты воспроизведения,  копирования. Человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси – человек цивилизации. Цивилизация – это, условно говоря, вещественное воплощение культуры. Так обнаруживает себя проблема, которая в ХХ веке получила название «проблема культуры и цивилизации».

         Стремясь восполнить свою недостаточность  для существования в природном  мире, человек обратился к творческой, свободной деятельности. Вот почему  с данной точки зрения культура  предстает как совокупность смыслов  и ценностей, рожденных творческой активностью человека.

      В широком смысле под «культурой»  понимают совокупность материальных и  духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих  определенный уровень развития общества.  Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

         Между материальной и духовной  культурой имеется глубинное  единство, поскольку обе они являются  результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном  счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму; такая форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т.д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда жилой дом.

         Вместе с тем, между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых творениях нередко бывает весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Удовлетворение духовных потребностей 

     Удовлетворение  потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление  направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей.

     Вместе  с тем, сознательное потребление  подлинных духовных ценностей - познавательных, художественных, нравственных и др. - выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано, с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего, в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

     Духовные  потребности порождают различные  виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант-слушатель, писатель-читатель. Духовные потребности вызывают к  жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой - деятельность духовных потребностей.

     Особенности духовного потребления следующие:

     · могут использоваться многократно;

     · духовные ценности в процессе потребления  не исчезают, а обогащают духовный мир человека;

     · процесс духовного потребления  является и процессом духовного  производства.

     Духовное  потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования cсоответствующих средств. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Информация о работе Взаимодействия культуры индивида и развития потребностей