Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:13, контрольная работа
В философско-социологическом аспекте удачное определение потребностей дал С. М. Ковалев. Он отмечает, что «потребности — это конкретные проявления и формы предметной деятельной сущности человека, это осознанные человеком требования к внешней среде, сложившиеся на основе исторически определенной общественно-практической деятельности по переделке этой среды». Сущность потребностей составляет противоречие между организмом и средой; оно порождает определенные (потребностные) состояния организма, побуждающие его к активным действиям с целью удовлетворения потребностей.
Введение………………………………………………………….…………3
1.Деятельность человека и его потребности……………………………..5
2.Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека……………………………………………………………………………9
3.Культура человека как стремление удовлетворить духовные потребности…………………………………….……………………….………..14
4. Удовлетворение духовных потребностей…………………………….17
Заключение……………………………………………………….……….19
Список литературы
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Рыбинский государственный авиационный
технический
университет им. П.А.
Соловьева
Кафедра
философии, социально-культурных технологий
и туризма.
Контрольная
работа
по дисциплине «Человек и его потребности»
на тему «Взаимодействия
культуры индивида и
развития потребностей»
Стулентка гр. ЗТРП-11, 1 курса
Оценка
Дата
Рыбинск 2011
План
Введение……………………………………………
1.Деятельность
человека и его потребности…………
2.Понятие
духовных потребностей и их место в потребностях
человека…………………………………………………………
3.Культура
человека как стремление
4.
Удовлетворение духовных
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………….…
Введение
В основе деятельности человека лежат потребности. Каждая наука вносит в понимание потребностей свое, до некоторой степени специфическое, содержание — в соответствии с собственным предметом, целями и методами исследования.
В
философско-социологическом
Физиологические потребности определены тем, что человек, как представитель животного мира, должен удовлетворять потребности в энергетическом обеспечении своего организма, поддержании в нем необходимого обмена веществ, безопасности и т.д.
Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.
В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на ее вершине - духовные потребности. К духовным потребностям (запросам) относятся: общение (обязанности, права и др.), самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).
Существует
взаимодействие развития культуры человека
и его потребностей. Попытаемся в
этом разобраться.
1.Деятельность
человека и его
потребности
Характеризуя потребность, подчеркнем, что она представляет собой именно свойство социального субъекта, а не его состояние. Именно свойства явления образуют его сущность, в то время как его состояния производны от этой сущности и как бы безразличны к ней (так, химическая сущность воды безразлична к своим агрегатным состояниям, поскольку вода вполне способна оставаться водой, т.е. сохранять свои существенные свойства, в любом из присущих ей агрегатных состояний —жидком, парообразном или твердом).
Это уточнение важно для того, чтобы различать потребность субъекта и нужду как состояние его актуализированной потребности. Попросту говоря, потребность человека быть сытым и одетым является его постоянным существенным свойством, которое не проходит в минуту, когда он насытился или приобрел одежду, а лишь переходит из состояния острой нужды в состояние своей удовлетворенности (которое затем вновь сменится состоянием нужды).
Такая наиболее общая характеристика потребностей позволяет нам утверждать, что они являются необходимым функциональным моментом любой из форм человеческой деятельности. Можно смело утверждать, что «беспотребностной» или «внепотребностной» деятельности людей попросту не существует: все, что мы делаем, мы делаем ради какой-то из своих многочисленных и многообразных потребностей, стремясь к тому, что нам необходимо для существования в природной и социальной среде.[3]
Человеческие потребности определяются социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности социальных групп, классов, общества есть возникающая в ходе развития необходимость в осуществлении определенных изменений или преобразований отдельных элементов общества или всей общественной системы.
Исходным пунктом анализа человеческих потребностей является общество как конкретно-историческая система, обуславливающая формирование и развитие разнообразных потребностей, способы и формы их удовлетворения. Потребности различных социальных групп и классов служат основой их интересов.
Если очевидный факт наличия естественных нужд у всякого живого организма рассмотреть исторически, то он перестает представляться первично данным, а превращается в проблему происхождения этих нужд. В истории человеческого общества потребности людей в качестве функции их деятельности выступают следствием производства. Природная вещь перестает быть просто добычей, т.е. предметом, имеющим лишь биологический смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять ее, приспособляя к собственным потребностям. Тем самым и потребности людей получают возможность к развитию, т.е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через посредство потребностей. Потребности – и предпосылка, и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов. Именно поэтому они выступают как такие состояния личности, посредством которых осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.
Потребности человека опосредованы процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности). Различие обеих этих форм человеческой культуры (как различие материальных и духовных потребностей) относительно и порождается самим содержанием развития производства. Удовлетворение потребностей человека есть в сущности процесс присвоения им определяемой общественным развитием формы деятельности, представленной предметно.
Потребности являются источником активности личности. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно – как потребность, человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления с ее объективным содержанием путем отыскания средств овладения целью как объектом. Динамика потребностей – в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит овладение этой же объектированной целью. В рождении потребности роль формирующего начала играет конфликт между усвоенным опытом (привычки, навыки, характер) и предметной актуализацией этого опыта, выражающейся в предметном действии.
Иными словами, потребность – это динамичная формула включения предмета в личностный контекст.
Чтобы глубже уяснить суть потребностей, следует рассмотреть данную категорию в одном ряду с такими родственными ей по смыслу понятиями, как «необходимость» и «нужда». В фундаменте потребности, несомненно, лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности – это условие самого существования биологической или социальной системы. В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость – универсальная категория, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения, присущие материи вообще. Что касается понятия потребности, то оно относится к живой природе и выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.
Являясь стимулом развития производства, потребности человека сами порождаются производством. Во взаимодействии производства и потребностей решающая роль принадлежит все же производству. Производство создает предмет потребления, способ потребления и побуждение к потреблению.
Классики марксизма показали, что потребности человека носят общественно-исторический характер, меняются от эпохи к эпохе и от народа к народу. В каждый данный момент времени потребности (их объем, способы удовлетворения, соотношение между различными видами потребностей) зависят от господствующего способа производства, уровня развития производительных сил, от климатических, географических условий, традиций, обычаев, существующих в обществе, и т.п. Ни одну потребность нельзя брать в абстрактной противоположности к прочим потребностям индивида, рассматривать в изоляции от них. Представление о системном характере потребностей очень важно в плане понимания сущности разумных потребностей и путей их формирования.
Общественный характер любой потребности личности, ее связь с потребностями общества, других людей раскрывается в способе ее удовлетворения. Вообще способ удовлетворения потребности небезразличен к содержанию самой потребности, во всяком случае, в цивилизованной, окультуренной потребности. Тут он слит с содержанием потребности так же неразрывно, как мысль со словом, как цель со средствами ее достижения в моральной норме. В силу этого потребность обретает структуру, а с нею меру, определенность, устойчивость.
В
фундаменте потребности лежит объективно
необходимое отношение между организмом
и средой. Но потребность – это не просто
необходимость, но и ее осознание. Потребность,
если это действительная потребность,
побуждающая человека к действию, так
или иначе осознается, и сознание в определенной
мере участвует в формировании потребностей.
Проходя через сознание индивида, потребности
воздействуют на сферу эмоций, чувств,
настроений и, в свою очередь, подвергаются
их воздействию.
2.Понятие
духовных потребностей
и их место в потребностях
человека
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Рассмотрим обобщенную классификацию так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.
Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности [2].
Информация о работе Взаимодействия культуры индивида и развития потребностей