Взаимодействие экономических, социальных и политических процессов в общественном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции.
Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные понятия социально-экономических и политических процессов………………………………………………………………………...7
1.1. Понятие социально-экономического процесса…………………………..7
1.2. Политические процессы ………………………………………………....16
1.3. Свойства социально-экономических и политических процессов …….18
1.4. Классификация социально-экономических и социальных процессов…………………………………………………………………………20
Глава 2. Взаимодействие социальных, экономических и политических процессов в общественном развитии ………………………………………….26
2.1. Общественное развитие как особая разновидность политических процессов…………………………………………………………………………26
2.2. Условия взаимодействия………………………………………………….27
2.3.Экономика и политика. Влияние политического процесса на общество………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

Работа содержит 1 файл

курсовая И СЭ иПП.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

- организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает - важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих условий - процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики - это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов - процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения - важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политика стала терять свое доминирующее положение, как и предвидел Н.Бердяев. Экономическая сфера стала разрывать узы, стягиваемые политическим фактором, выходить из подчинения непосредственным потребностям, жесткой регламентации со стороны государства. Экономика, гражданское общество в новых капиталистических условиях стали приобретать статус всеобщего, числящегося раньше за политикой, государством.

Политика как «общее дело», как сфера общего интереса начинает выступать, и это отмечалось уже Гегелем, как иллюзорно всеобщее, формально общее, общий интерес как всеобщий частный интерес. У Маркса, несмотря на традиционное оперирование категорией «государства как всеобщего», в той же «Критике гегелевской философии права» начинает прорываться признание за частной собственностью (частной категорией) «всеобщей функции», «всеобщей государственной связи», «всеобщей категории».

Для Маркса (в работе «К еврейскому вопросу») продолжает оставаться загадкой тот факт, что государственно-гражданская жизнь, политическая общность низводятся деятелями политической эмансипации (французской революции 1789 г.) до роли средства для сохранения неких прав человека, т.е. буржуа. Сitoyen как персонификация политического государства объявляется слугой эгоистического homme, представляющего гражданское общество и его глубинную основу - экономику (104, т. 1, 402). Маркс в этом фрагменте не может примириться с таким принижением всеобщего, если оно может выступать даже в роли средства. Чуть позднее в противоречии вышеизложенному о тех же эмансипаторах как утопической мечте для Германии Маркс пишет как о «всеобщих представителях», которые «действительно представляют собой социальный разум и социальное сердце» всего общества (104, т. 1, 425).

Итак, класс буржуазии может выражать «всеобщий интерес», а экономика соответственно приобретает всеобщий характер, всеобщее отношение.

Взаимодействие между целым и частью - характерная черта любой общественной организации. Поведение части, особенного, определяется поведением целого, всеобщего. При средневековой цеховой организации хозяйства преобладало сознательное политиеское начало, всеобщее. Экономическое было подчинено политическому.

При становлении и функционировании капиталистических от-ношений преобладает экономическое начало. Политическое «всеобщее» переходит в разряд особенного, частного, теряет качество всеобщего. Политическое становится подчиненным экономическому. Происходит своего рода переворачивание содержательной стороны процесса, а значит, и категорий. Конечно, это не одномоментный акт, а достаточно продолжительный по времени и сложный по характеру процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

1. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1992.

2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1993. 

3. Батыгин Г.С.  Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М., 1996.

4. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1999

5. Бессонов Б.Н. Человек. - Л., 1999.

6. Вебер М.  Избранные произведения:  Пер.  с нем./Сост.,  общ.ред.  и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко.–М.:Прогресс, 2000.

7. Волков Ю.Г.,  Мостовая И.В.  Социология:  Учебник для вузов.– Гаударика, 1998.

8. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1992

9. Дикарева А.Н.,  Мирская М.И.  Социология труда. -  М.,  Высшая Школа, 1989.

10. Дряхлов Н.И.  Социология труда. -  М.,  издательство Московского университета, 1995.

11. Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. - М., 1989.

12.Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. – Спб., Питер – 2004.

13. Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб., 1998. 

14. Курбатов В.И.  Социальная работа:  Учебное пособие. –  М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К»,  Ростов н/Д:  Наука –  Пресс, 2007

15. Логика социологического исследования. – М., 1997

16. Луков В.А. Социальное проектирование.  - М.: 1997 

17. Маркин В.В. Социальное программирование. - Пенза, 1998. 

18. Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2=е изд. Т.23. Омаров А.М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М., 2000. 

19. Осадчая Г.И.  Социальная сфера общества:  Теория и методология социологического анализа. М.,1996.

20. Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учебник/ Под общ. ред. Белоусова Р.А., Селезнева А.З. М., 1994. 

21. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное по-собие/ Под ред. В.Н. Иванова. М., 2000. 

22. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: АспектПресс, 1997. 160

23. Полторак В.А. Социология труда и управления. М., 1998

24. Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998.

25. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М., Мик, 1996.

26. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: М.:2002

27. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

28. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998

29. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механиз-мы / Рук. Авт. колл. Д.С.Львов, А.Г. Поршнев М., 2002. 

30. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992. 

31. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М ., 1996.

32. Щербина В.В.  Социология труда. -  М.,  Издательство Московского университета, 1993. 

33. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1997.

34. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995

35. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел третий: Социализм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. 

36. Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. — М.: Сов. радио, 1972.

 



[1] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. — М: Политиз­дат, 2002. - С. 39.

 

[2]Олдак П. Третий этап // Наука в Сибири, 1996. — 11 декабря. — С. 3.

 

[3] Сорокин П. Социальная и культурная динамика. — СПб.: РХГИ, 2000. — С. 80.

 

[4] Плотпинский Ю. М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001.

 

[5] Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. — М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 366.

[6] Тавадов Г. Политология: Учеб. пособие. — М.: ФАИР Пресс, 2001. — С. 127

[7] Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект Пресс, 1997.С- 95

 


Информация о работе Взаимодействие экономических, социальных и политических процессов в общественном развитии