Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, курсовая работа
Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции.
Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные понятия социально-экономических и политических процессов………………………………………………………………………...7
1.1. Понятие социально-экономического процесса…………………………..7
1.2. Политические процессы ………………………………………………....16
1.3. Свойства социально-экономических и политических процессов …….18
1.4. Классификация социально-экономических и социальных процессов…………………………………………………………………………20
Глава 2. Взаимодействие социальных, экономических и политических процессов в общественном развитии ………………………………………….26
2.1. Общественное развитие как особая разновидность политических процессов…………………………………………………………………………26
2.2. Условия взаимодействия………………………………………………….27
2.3.Экономика и политика. Влияние политического процесса на общество………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39
Особое значение соотношение между долгосрочными и краткосрочными процессами имеет в макроэкономике.
Краткосрочные временные отрезки обусловливают такое состояние на рынке товаров и услуг, которое предполагает жесткость цен. Предположение о жесткости цен на различные виды материальных благ вызвано тем, что в краткосрочном периоде практика частого пересмотра цен производителями не является целесообразной. В долгосрочном периоде для-поддержания равновесия между спросом и предложением на различных рынках цены должны постоянно меняться.
Глава 2. Взаимодействие экономических, социальных и политических процессов в общественном развитии.
2.1 Общественное развитие как особая разновидность политических процессов.
Особое значение для характеристики политических процессов имеют различия, связанные с определением качественной направленности в эволюции политических систем, и поэтому предполагают ту или иную трактовку прогресса.
В рамках стабильных политических процессов применяются модели линейного развития, то есть существующие политические системы идентифицируются в рамках известных моделей, и выстраивается линия прогресса (от федерализма к социализму). Критерием здесь выступает идеологическая система взглядов на устройство государства и общества, в зависимости от которой определяют, что прогрессивно, а что – нет.
Кроме линейных моделей, в последнее время выдвинуты ряд других концепций и схем: теория катастрофы - она усматривает причины политических кризисов и неустойчивости в политических изменениях, в наличии у людей определенных архетипов в сознании и мышлении, под которым понимается совокупность некритически усваиваемых ценностей и отношений к действительности, которые могут выступать в качестве катализаторов массовых протестов и приводить к постоянному неравномерному положению политических сил.
Следующая теория – теория циклической динамики. В ее рамках переходные политические процессы рассматриваются в качестве необходимой составной части циклического чередования взлетов и падений, зарождения, развития и упадка политической системы, то есть считается, что любые системы и процессы проходят определенный жизненный цикл, который может повторяться и чередоваться во времени, и хотя каждое повторение будет обладать целым рядом фундаментальных специфических характеристик. Жизненный цикл с момента зарождения до упадка и распада будет выполнен полностью.
Социология развития – ее сторонники рассматривают все изменения в политических системах в рамках долговременного перехода от традиционного к современному обществу. Под традиционным обществом сторонники этой концепции понимают аграрное общество, основанное на простом воспроизводстве с закрытой социальной структурой, низким индивидуальным статусом гражданина[7].
С этой точки зрения развитие достигается в той мере, в какой политические структуры, нормы и институты способствуют гибкому реагированию на новые социально-экономические и политические проблемы, базируется на восприятии общественного мнения. В рамках этой концепции выделяются следующие основные типы общественных отношений и политических систем:
- аграрное общество;
- аграрно-индустриальное общество;
- индустриально-аграрное общество;
- индустриальное общество;
- постиндустриальное общество.
Переход от одного к другому типу общества трактуется ими как целенаправленный политический процесс по типу развития.
2.2. Условия взаимодействия
Социальные, политические и экономические процессы в обществе неразрывно связаны между собой. Практически это — взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. Преодолев абсолютизацию формационного подхода в изучении взаимодействия экономики и политики историки и экономисты отошли от изучения данной проблемы; философы, политологи заинтересовались теоретическими и правовыми аспектами темы. Формационный подход к этим сферам не позволил советской историографии дать научное определение условий взаимодействия экономики и политики.
Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, был декларативным, не позволял определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества.
Между тем переломные периоды в истории, процессы реформирования экономики располагают к размышлениям на этот счет.
В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов? Ответу на столь актуальный вопрос мешают ряд обстоятельств:
1. Конъюнктурная оценка прошлого, которая сглаживает сложность и противоречивость исторического процесса. Такой подход позволяет чернить отдельные явления в истории, незаслуженно превозносить другие, популяризировать и абсолютизировать современные политические установки, приспосабливаться к ним.
2. Отказ от теоретического осмысления целей, которые ставятся на том или ином этапе реформирования страны.
3. Отсутствие анализа тех условий, которые определяли взаимодействие экономики и политики на том или ином этапе исторического процесса.
Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть ищут причину в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.
В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.
Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: во-первых, организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующей законы и создающей условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способной защитить установленный порядок. Во-вторых, установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы. В-третьих, система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.
В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.
1) Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.
Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.
Центральная проблема в формировании соответствующих условий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.
2) Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения — важнейшая задача политической власти.
Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.
3) Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.
На решение этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.
Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.
Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.
Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и неодномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.
Из изложенного вытекает, что правящая власть должна решить две задачи экономической политики: ясно представлять ее теоретические основы, социальную направленность и механизм взаимодействия.
Один из существенных пробелов в понимании этих задач правящими политическими силами обрекал на провал многочисленные попытки реформировать экономику в России, обновить ее социальную и политическую структуру. Не являлась исключением в этой цепи просчетов правящая большевистская партия, попытавшаяся в 20-е годы перевести экономику России на рыночное развитие и завершить наконец, многочисленные попытки, предпринимаемые в прошлом, модернизировать экономику страны, придать ей импульс в развитии. Предпринятые попытки вошли в историю под именем нэпа и потерпели, как и предшествующие, поражение. Этот очередной итог тем более интересен, что и в современных условиях попытки реформирования экономики не приносят успеха. Невольно возникает вопрос, чему обязана Россия своей неспособностью к реформированию экономических институтов, почему оказался негативным и скоротечным опыт нэпа, так и не приведший к рыночной экономике?
Процесс взаимодействия экономики и политики требует ясности в теоретическом понимании предпринимаемых попыток реформирования экономики страны.
Ясности в этом вопросе у властей не было ни на одном этапе реформирования России. Не было ясности о том, к каким последствиям могут привести задуманные реформы, как они будут оценены общественным сознанием.
При теоретической неясности предпринимаемых шагов по реформированию страны оставались непродуманными все направления взаимодействия экономики и политики. Диссонансы в процессе взаимодействия этих сфер оказывались разрушительными, обрекавшими реформы на неудачу.
Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.
Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.
В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?
Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.