Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:06, доклад
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Суть выборочного метода и его роль в социологии………………......4
2. Типы выборок……………………………………………………………6
2.1. Случайная выборка………………………………………………….6
2.2. Неслучайная выборка (невероятностная)……………………….….7
2.3. Многоступенчатая и одноступенчатая выборки……………...........8
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….12
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………
1. Суть выборочного метода и его роль в социологии………………......4
2.
Типы выборок……………………………………………………………
2.1. Случайная выборка………………………………………………….6
2.2. Неслучайная выборка (невероятностная)……………………….….7
2.3. Многоступенчатая и одноступенчатая выборки……………...........8
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В
наше время человечество превратилось
в довольно таки высокоразвитое сообщество
с развитой структурой власти, различных
социальных институтов. Но перед ним, как
и раньше, встают различные трудные и важные
проблемы. Это может быть, например, оценка
общественного мнения по какой-либо проблеме
и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём
их разрешить? Но для рационального решения
поставленных задач нужно иметь представление
о проблеме, её причине. Именно здесь на
передний план и выступает социологическое
исследование. Социология не может существовать,
не добывая эмпирическую информацию самого
разного плана - о мнении избирателей,
досуге школьников, рейтинге президента,
семейном бюджете, количестве безработных,
уровне рождаемости и т.д. Эмпирическое
социологическое исследование является
важнейшим и основным средством изучения
социальных процессов и отношений, получения
полной, надёжной и точной информации
об их функционировании и развитии. Специфика
эмпирического исследования состоит в
том, что это не простой сбор, отбор каких-либо
социальных фактов, а научная процедура,
в рамках которой используются специальные
социологические методы сбора информации,
а также применяются специальные социологические
методы исследований.
Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Данные о массовых социальных явлениях и процессах социолог может получить из двух видов источников:
1.
объективных, к которым
2. субъективных, к которым и относятся сами люди. Только от них мы можем узнать о настроениях населения или отдельных социальных групп, только с их помощью спрогнозировать результаты выборов и определить рейтинги телепередач.
При работе с людьми возникают, как минимум, две методологические проблемы:
- все данные, которые мы получим от отдельных людей, должны быть обобщены, если мы хотим охарактеризовать изучаемое явление или процесс;
-
наиболее точные данные мы
сможем получить, если изучить
все множество элементов,
Наиболее простым, на первый взгляд, способом сбора данных является сплошное обследование генеральной совокупности. Но не смотря на то, что в информации от субъективных источников общество нуждается постоянно, такие сплошные исследования очень трудоёмки и дорогостоящи.
К счастью, наука и практика давно нашли решение этой проблемы, выработав такой метод познания, который позволяет не только сократить временные и материальные затраты на проведение исследования, но и повысить достоверность его результатов! Речь идет о «выборочном методе».
Выборка – процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений[1].
То есть суть выборочного метода заключена в том, что обследованию подвергается только часть элементов генеральной совокупности, которая называется «Выборочной совокупностью». И на основании исследования выборочной совокупности делается заключение обо всей генеральной совокупности.
Способность
выборки правильно отражать состояние
дел в генеральной совокупности, из которой
она извлечена и для изучения которой
предназначена, называют репрезентативностью.
А саму выборку – репрезентативной.
На
сегодняшний день существует огромное
количество классификаций типов выборки.
Различные исследователи по-разному классифицируют
свои и чужие способы формирования выборочной
совокупности. В разных изданиях можно
столкнуться с различными названиями
одной и той же выборки[2], что затрудняет
процесс их изучения. Рассмотрим одну
из этих классификаций, объединяющую в
себе все те, которые встречаются в используемой
литературе.
2.1. Случайная выборка.
Случайная
выборка является наиболее точной, её
репрезентативность достигается при помощи
математических методов. Особенность
случайной выборки заключается в том,
что все единицы генеральной совокупности
имеют равную вероятность попасть в выборочную
совокупность[3].Для обеспечения равенства
шансов социолог, как правило, формирует
«основу выборки», то есть полный и
точный перечень или пронумерованный
список всех элементов генеральной совокупности.
Например, основой выборки могут выступать
списки работников предприятия, телефонные
справочники, списки избирателей на
избирательных участках, а так же составленные
самим социологом различные списки в зависимости
от целей исследования (к примеру, список
улиц, на которых потом проводится отбор
респондентов). Далее социолог определяет
предполагаемый объем выборки, (ожидаемое
число опрошенных) и наугад извлекает
из основы выборки столько элементов (чисел),
сколько требуется выборочных единиц.
Эти случайные числа могут генерироваться
компьютерной программой.
Такая выборка обычно применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями.
Случайная выборка обладает рядом недостатков, которые затрудняют ее применение на практике:
1. Необходимость наличия списка элементов генеральной совокупности. Трудность здесь заключается в том, что получить такой список далеко не всегда представляется возможным. Следовательно, в тех случаях, когда невозможно получить список элементов генеральной совокупности, невозможно проводить и случайный отбор.
2.
Сравнительно большой объем выборки. Для
получения результатов со сравнительно
высокой степенью точности случайный
отбор требует достаточно большого объема
выборки по сравнению с другими видами
отбора. Другими словами, случайный отбор
обладает меньшей степенью точности, что,
в конечном счете, является причиной его
меньшей эффективности. А выборка считается
более эффективной, если: при одинаковых
расходах она более точна, а при одинаковой
точности она более дешевая.
При
таком способе отбора единиц мы не
можем заранее рассчитать вероятность
каждого элемента попасть в состав
выборочной совокупности, что не даёт
возможности рассчитать репрезентативность
выборки. В этом случае она является
не обязательной, так как количественные
параметры объекта не играют решающей
роли в исследовании, а целью его будет
– углублённое качественное описание
какого-либо отдельного социального феномена.
Обычно неслучайный отбор применяют в
следующих случаях:
1. Невозможно провести случайный отбор вследствие:
2.
Отсутствие необходимости
Отбор
в такой выборке осуществляется не по
принципам рандомизации (которые обеспечивают
«случайность» отбора элемента генеральной
совокупности в выборку), а по субъективным
критериям – доступности, типичности,
равного представительства и так далее.
Состав неслучайной выборки основывается,
до некоторой степени, на суждении исследователя.
Например, интервьюер может получить задание
опрашивать людей, которые будут выглядеть
представительно. Но «представительность»
— это субъективная оценка. Интервьюер
на основании своего мнения относит людей
к группе представительных или непредставительных,
в результате чего выборка носит неслучайный,
субъективно-зависимый характер.
Выборка делится на одноступенчатую и многоступенчатую по количеству ступеней в отборе. Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор элементов для исследования. Процедура же многоступенчатой выборки включает несколько ступеней, при этом на каждой из них единица отбора меняется. «Различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора вторичной ступени (вторичные единицы) и так далее. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения»[4]. Например, задача исследования – изучение свободного времени студентов всей страны.
Процедура будет строиться
1. отбор регионов;
2. отбор города в них, где есть вузы;
3. отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование;
4. выбор академических групп;
5. отбор студентов.
Многоступенчатая выборка
Но нужно учитывать, что чем больше ступеней
в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности
- отклонение выборочного среднего
значения признака от генерального, возрастёт
вероятность погрешностей, что приведёт
к искажению результатов исследования.[5]
Заключение
Анализируя
проблему выборки и её типов в социологии,
можно остановиться на следующих выводах: