Методы социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение методов социологического исследования.
В соответствии с целью данной контрольной работы поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность методов сбора информации;
рассмотреть методы обработки и анализа данных;

Работа содержит 1 файл

КОНТР ИСЭиПП.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

Введение 

     В наше время человечество превратилось в высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и  раньше, встают различные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Возникают вопросы  о решении этих проблем. Но для  рационального решения поставленных задач необходимо иметь представление  о проблемах и их причинах. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование – один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

     Социологическое исследование является одним из трех уровней структуры социологии, после  общесоциологической теории и специальной  социологической теории. Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

     Методами  социологических исследований являются способы построения и обоснования  социологического знания.

     Методы социологических исследований включают:

    • методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; 
    • методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

     Целью данной контрольной работы является изучение методов социологического исследования.

     В соответствии с целью данной контрольной  работы поставлены следующие задачи:

    • раскрыть сущность методов сбора информации;
    • рассмотреть методы обработки и анализа данных;

     Контрольная работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, библиографический список. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Методы сбора информации 

     
    1. Наблюдение  как метод сбора информации

     Наблюдение  – это метод сбора первичной  информации путем пассивной регистрации  исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые  могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).

     Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с  получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его  обоснованию и проверке).

     Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением  понимается любая процедура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процедура, не связанная  с получением данных из вторичных  источников.

     Назначение  наблюдения:

    • является инструментом сбора информации непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.
    • является инструментом сбора информации для предварительного представления об объекте (когда не имеется четкого представления о предмете исследования и его цель сводится к конкретизации проблематики и формированию рабочих гипотез).
    • является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Например, при наличии определенного ответа на вопрос анкеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достоверность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.
    • служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора информации.
    • является инструментом сбора информации для описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода наблюдения в статистическом обследовании ограничено из-за требования репрезентативности обследуемой совокупности.
    • является инструментом сбора информации о поведении потребителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в состоянии запомнить, например дети).
    • является инструментом определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

     В случаях, когда наблюдение выступает  как самостоятельный метод сбора  первичной информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению  к генеральной совокупности.

     Требуемые условия для проведения наблюдения:

    • короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.
    • наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.
    • наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведение).

     Например, в магазине, на улице, в офисе.

     С помощью наблюдения можно исследовать  не только поведение покупателей  в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или  иные товары (укладывают прическу, готовят  завтрак, подстригают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций  товаров, улучшения сервиса, системы  распределения и продвижения (новые  темы для рекламных кампаний).

     Наблюдение  является достаточно гибким методом  сбора информации, так как может  осуществляться исследователями в  различных формах. Для группировки  различных вариантов осуществления  процесса наблюдения могут использоваться следующие классификационные признаки:

    • характер окружающей обстановки;
    • место исследователя в изучаемом процессе;
    • способ восприятия объекта наблюдения;
    • степень стандартизации наблюдения;
    • степень открытости процесса наблюдения;
    • характер наблюдаемых событий;
    • регулярность проведения наблюдения.

     Необходимость контролировать внешние условия  проведения наблюдения определяет вариант  формы наблюдения в соответствии с характером окружающей обстановки. Варианты форм наблюдения представлены в следующей таблице.

Классификацио-нный признак Формы наблюдения
Характер  окружающей обстановки Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации
  Лабораторное  наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет  сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование
  Лабораторно-полевое  наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения
Место исследователя в изучаемом процессе (указываются полярные формы, однако

на практике могут использо-

ваться  переход-

ные варианты)

Наблюдения  с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель  сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая  форма позволяет скорректировать  объективность выводов наблюдателя  за счет улучшения понимания им наблюдаемых  процессов
  Наблюдение  осуществляется наблюдателем со стороны  без участия в наблюдаемом  процессе (невключенное наблюдение) —  наблюдатель находится на некотором  удалении от объекта наблюдения, что  позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие
Способ  восприятия

объекта наблюдения

Персональное  наблюдение — наблюдаемые события  фиксируются непосредственно наблюдателем
Степень стандартизации наблюдения Неперсональное  наблюдение — наблюдаемые события  фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий Структурированное (контролируемое) наблюдение — в  этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются
Степень открытости процесса наблюдения Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без  заранее заданной схемы Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи  заранее предупреждают их об этом
  Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании
   
Характер

наблюдаемых

событий

Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно  за поведением
  Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения
Регулярность  проведения наблюдения Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить  тенденции процессов
  Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий
  Однократное наблюдение — исследование выполняется в  соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется
  Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура  сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для  пересмотра маркетинговых решений  предприятия
 
 
     
    1. Опрос как метод сбора  информации

     Опрос - метод получения первичной социологической  информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.

     Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней  общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем  которого выступает опрашиваемый респондент.

     Методические  принципы конструирования вопросника. Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

     Первое  требование: вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

     Второе  требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.

     В практической работе при конструировании  вопросника оба требования часто  пересекаются и должны учитываться  комплексно во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня - как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Как показывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты - главная ошибка, с которой приходится сталкиваться. Это обстоятельство свидетельствует о не разработанности методической операции “перевода” общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формируемых в виде единиц искомой информации, а затем их “перевод” на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.

     Соответствие  формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только “переводом”  его познавательной задачи на уровень  житейского опыта опрашиваемых.

     Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как  учет компетентности, информированности  респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких  условий необходимы предварительная  информация о состоянии сознания членов исследуемой группы относительно предмета исследования, а также данные об уровне информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные можно найти, обратившись  в первую очередь к результатам  предшествующих исследований.

     Более конкретной и точной “привязке” методики опроса к особенностям “поля” будущего исследования способствует проведение пилотажных (предварительных) исследований.

     Наиболее  популярная композиция вопросника связана  с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительный.

     В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с  непонятными целями опроса и самим  фактом выбора для опроса именно его. Эти задачи решаются кратким вступлением  к вопроснику, вводящим опрашиваемого  в ситуацию опроса и стимулирующим  его интерес к общению. Первые вопросы анкеты - наиболее простые  и доступные по смыслу и технике  заполнения,

     От  начала к середине опроса. Вместе с  активизацией внимания и интереса респондента  могут увеличиваться сложность  и острота вопросов, которые запланированы  в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более  простым вопросам, использовать психологические  приемы, активизирующие внимание респондента.

     Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основных формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника н сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Информация о работе Методы социологического исследования