Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:05, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение методов социологического исследования.
В соответствии с целью данной контрольной работы поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность методов сбора информации;
рассмотреть методы обработки и анализа данных;
Введение
В
наше время человечество превратилось
в высокоразвитое сообщество с развитой
структурой власти, различных социальных
институтов. Но перед ним, как и
раньше, встают различные проблемы.
Это может быть, например, оценка
общественного мнения по какой-либо
проблеме и т. д. Возникают вопросы
о решении этих проблем. Но для
рационального решения
Социологическое
исследование является одним из трех
уровней структуры социологии, после
общесоциологической теории и специальной
социологической теории. Социологическое исследование -
Методами социологических исследований являются способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
Целью данной контрольной работы является изучение методов социологического исследования.
В соответствии с целью данной контрольной работы поставлены следующие задачи:
Контрольная
работа включает в себя введение, основную
часть из двух глав, заключение, библиографический
список.
1
Методы сбора информации
Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).
Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).
Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением понимается любая процедура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процедура, не связанная с получением данных из вторичных источников.
Назначение наблюдения:
В
случаях, когда наблюдение выступает
как самостоятельный метод
Требуемые условия для проведения наблюдения:
Например, в магазине, на улице, в офисе.
С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстригают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Наблюдение
является достаточно гибким методом
сбора информации, так как может
осуществляться исследователями в
различных формах. Для группировки
различных вариантов
Необходимость контролировать внешние условия проведения наблюдения определяет вариант формы наблюдения в соответствии с характером окружающей обстановки. Варианты форм наблюдения представлены в следующей таблице.
Классификацио-нный признак | Формы наблюдения |
Характер окружающей обстановки | Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации |
Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование | |
Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения | |
Место
исследователя в изучаемом на практике могут использо- ваться переход- ные варианты) |
Наблюдения
с непосредственным участием исследователя
(включенное наблюдение) — наблюдатель
сам участвует в ситуации, он одновременно
сам влияет на ситуацию и, в свою
очередь, подвергается ее влиянию. Такая
форма позволяет |
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие | |
Способ
восприятия
объекта наблюдения |
Персональное
наблюдение — наблюдаемые события
фиксируются непосредственно |
Степень стандартизации наблюдения | Неперсональное
наблюдение — наблюдаемые события
фиксируются с помощью |
Степень открытости процесса наблюдения | Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом |
Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании | |
Характер
наблюдаемых событий |
Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением |
Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения | |
Регулярность проведения наблюдения | Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов |
Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий | |
Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется | |
Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия |
Опрос
- метод получения первичной
Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый респондент.
Методические
принципы конструирования вопросника.
Первое требование: вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.
Второе требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.
В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня - как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Как показывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты - главная ошибка, с которой приходится сталкиваться. Это обстоятельство свидетельствует о не разработанности методической операции “перевода” общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формируемых в виде единиц искомой информации, а затем их “перевод” на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.
Соответствие
формулировки вопроса возможностям
респондента как источника
Другими
направлениями решения этой проблемы
выступают такие требования, как
учет компетентности, информированности
респондента о предмете опроса; учет
особенностей языка и культуры опрашиваемых,
их аналитических возможностей. Ясно,
что для обеспечения таких
условий необходимы предварительная
информация о состоянии сознания
членов исследуемой группы относительно
предмета исследования, а также данные
об уровне информированности и
Более конкретной и точной “привязке” методики опроса к особенностям “поля” будущего исследования способствует проведение пилотажных (предварительных) исследований.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительный.
В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Эти задачи решаются кратким вступлением к вопроснику, вводящим опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующим его интерес к общению. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения,
От начала к середине опроса. Вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.
Выбор
вида опроса определяется целями исследования,
его организационно-