Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 06:44, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: дать характеристику основных методов социологического исследования.
Введение
1. Основные методы социологического исследования
2. Опрос. Анкетирование и интервью
3. Анализ документов
4. Наблюдение
5. Эксперимент
Заключение
Список использованной литературы
Введение 3
1. Основные методы социологического исследования 4
2. Опрос.
Анкетирование и интервью
3. Анализ документов 9
4. Наблюдение 10
5. Эксперимент 11
Заключение 12
Список
использованной литературы 13
Введение.
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня:
1) общесоциологическую теорию;
2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня);
3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими.
Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием.
Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный, социологического исследования.
Цель данной контрольной работы: дать характеристику основных методов социологического исследования.
Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Основные методы социологического исследования.
Социоло́гия (от лат. socius - общественный; др.-греч. λόγος - мысль, причина) - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии - социальная специфика развития общества.
По мнению Энтони Гидденса, социология - это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По мнению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».
Социологическое исследование (Sociological research) - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
Методы социологических исследований (Methods of sociological research) - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
1) методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
2) методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
3) методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
Главный мотив обращения к социологическим исследованиям - потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от "внешнего глаза", но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова. Однако проведение социологического исследования не должно являться самоцелью (исследование ради исследования). Как бы ни были широки его возможности и значима цель, оно выступает в качестве одного из средств получения социальной информации. "Болезни роста", когда эмпирическая социология рассматривалась в качестве панацеи от всех бед, социология "переросла" к середине прошлого века.
После того, как в ходе подготовки программы социологического исследования определены объект и предмет, выявлены и обозначены те их стороны и черты, которые заслуживают особого внимания, встает задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого необходимо организовать и провести полевой этап исследования. Полевой – поскольку зона практических действий исследователя на данном этапе представляет "поле", с которого собирается "урожай" в виде социальной информации, необходимой для осмысления сложных проблем социальной реальности, способной помочь в разработке управленческих решений
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
1) Опрос (анкетирование и интервьюирование);
2) Анализ документов (качественный и количественный);
3) Наблюдение (не включенное и включенное);
4)
Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
2. Опрос. Анкетирование и интервью.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.
Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения - если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
Анкетирование.
Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов.
Анкетирование может быть:
- почтовое;
- прессовое;
- групповое.
Анкетированием может заниматься любой сотрудник. Но анкетирование достаточно сложный процесс по организации анкеты. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
Анкета состоит:
- вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании),
- вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы),
- паспортичка (статус и положение участника).
Интервью.
Оно является вторым по популярности методом исследования в социологии. Слово «интервью» происходит от английского inter-view и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Учёный или журналист узнаёт точку зрения, взгляды, мнения человека, которого он считает носителем ценной информации.
Обычную беседу нельзя считать «интервью» - она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице - тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя и более людьми. Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.
Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.
Структура интервью:
- начало (проблема беседы);
- опрос (вопросы по теме);
- заключение (итоги).
По цели исследования интервью бывает ретроспективным т.е. когда исследуемая проблема в её прошлом состоянии, интроспективным - это исследование текущего момента, прожективным - это дальнейшее развитие того или иного объекта.
По своей структуре интервью бывает стандартным и нестандартным.
Когда
формулировки вопросов и их порядок
строго фиксированы и интервьюер не имеет
права от них отклоняться, речь идёт о
стандартизированном интервью. Оно мало
чем отличается от анкетирования, недорого
и позволяет опросить массу людей. Распространённый
пример телефонные интервью. Когда определена
тема, план и выбраны ключевые вопросы,
а всё другое по ходу дела придумывает
интервьюер, говорят о не стандартизированном
интервью. В нём почти все вопросы открытые
и напоминает оно журналистский опрос.
Его результаты практически не поддаются
статистической обработке. Да это и не
требуется. Цель не стандартизированного
интервью разведывательная: получение
информации о незнакомом явлении, углубление
проблемы, выяснение подробностей, не
схваченных в стандартизированном интервью.
Естественно, что оно - товар штучный, количество
интервьюируемых невелико.
3. Анализ документов.
Анализом документов принято называть метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования.
Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса.
Документ, как объект анализа, - это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Автор документа (коммуникатор) - это лицо, создавшее документ, передающее в нем информацию, а именно свое изложение событий, содержание ранее составленных документов, свое отношение к передаваемому (информации, событиям, действиям людей).