Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:11, контрольная работа
По опубликованным недавно прогнозам ООН, к 2050 году население России может, как увеличиться, так и уменьшиться. Специалисты не берутся защитить или опровергнуть эти предположения. Единственное, в чем они убеждены, так это в оценке демографических потерь за XX век[1]: в России сегодня могло бы быть на 100 млн. человек больше.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................
Стр. 3
§1.
Воспроизводство населения и демографический переход ....................................
Стр. 5
§2.
Воспроизводство населения ..................
Стр. 9
§3.
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации в области воспроизведения населения. Половозрастная и семейная структуры населения России ........
Стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................
Стр. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗуемОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стр. 25
Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям:
Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.
Учитывая структурные элементы социальной сферы необходимо особое внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которые связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально существующая ныне в России социальная дифференциация далеко не соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян, интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях, на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни общества, коренных изменений существующих общественно-политических и социально-экономических отношений или их замены на противоположные по своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша страна.
Нынешняя социальная структура России несовершенна, в определенном смысле "бесструктурная", противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении по уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников. Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических групп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включая русскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых действий и не наблюдается.
В свое время английский социолог Чарльз Бут (1840-1916гг.) предложил новую классификацию населения Лондона, разделив его на три класса - "низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Не случайно, поэтому данная классификация широко используется социологами Запада.
Следует отметить, что соотношение трех названных классов у нас и на Западе является совершенно неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в высокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самым многочисленным является низший класс.
Что касается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации общества в целом.
Представляется, что в современных условиях России социальная политика как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе с цель создания социальной базы управленческих государственных структур, как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социального обеспечения, социальной защиты людей.
Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют:
практическая реализация социальной справедливости в обществе;
учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей;
и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.
Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу.
Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства.
Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Политики понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и обеспеченных слоев населения[10].
Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство.
Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и не развиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому, что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны.
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных структур наиболее дальновидные специалисты.
Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и не денежных видов помощи. Это предопределяется, в том числе сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствие всеобщего, системного кризиса[11].
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить социальные болезни, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться, в конечном счете, на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.
Среднегодовая численность населения России в 2000 году составила, по оценке, 145.2 млн. человек. По прогнозу Госкомстата России, за 2001-2003 годы средняя численность населения уменьшится на 2.1 млн. человек и достигнет в 2003 году 143,1 млн. человек. Сокращение численности населения по-прежнему будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Увеличение численности населения за указанный период произойдет лишь в 6 субъектах России.
Общий коэффициент рождаемости в 2000 году составил 8.8 родившихся на 1000 населения.
Прогнозируется увеличение рождаемости в последующие годы; в 2003 году коэффициент рождаемости составит 9.0 родившихся на 1000 населения. При этом в 27 регионах этот коэффициент составит более 10 родившихся на 1000 населения.
Ситуация со смертностью несколько улучшится. Если в 2000 году показатель смертности достиг 15,4 умерших на 1000 населения (в 1999 году – 14.7), то в 2003 году прогнозируется уменьшение показателя смертности до 14.5 умерших на 1000 населения.
Соответственно, естественная убыль населения, составившая в 2000 году 6.6 человек на 1000 населения к 2003 году снизится на 5.5 человек на 1000 населения.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по оценке Госкомстата России, в 2000 году составит 66.6 лет и к 2003 году незначительно увеличится до 67.2 года.
Возрастная структура населения России характеризуется продолжающимся увеличением численности трудоспособного населения. На начало 2001 года численность трудоспособного населения составит 87.1 млн. человек, а к началу 2004 года этот показатель увеличится до 89.0 млн. человек, т.е. на 1.9 млн. человек.
Главной особенностью в изменении возрастного состава населения России на современном этапе является сокращение численности и доли населения в возрасте младше трудоспособного в результате резкого падения ежегодных чисел родившихся. Число лиц моложе трудоспособного возраста будет снижаться с 27.8 млн. человек на начало 2001 года до 24.2 млн. человек на начало 2004 года, т.е. на 3.6 млн. человек. Самое значительное сокращение численности детей будет отмечаться в районах Севера и Дальнего Востока, где наряду со снижением уровня рождаемости имеет место существенный миграционный отток населения. Численность населения старше трудоспособного возраста в целом по России останется на уровне 30 млн. человек[12].
В области миграции населения будет продолжаться спад ее активности. Миграционный прирост численности населения Российской Федерации в 2000 году составил 132.0 тыс. человек. К 2003 году этот показатель составит 86.1 тыс. человек. По-прежнему сохранится высокий уровень оттока населения из Северного (31 тыс. человек в год) и Дальневосточного (56 тыс. человек) районов страны. Миграционный прирост в основном характеризуется притоком мигрантов из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии); во внешней миграции со странами СНГ и Балтии, по предварительным оценкам, будет наблюдаться некоторый спад выезда мигрантов в Россию из этих республик. Меры в области миграционной политики будут направлены на обеспечение свободы передвижения, создание благоприятных условий для репатриации и миграции из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, регулирование иммиграции и трудовой миграции из стран дальнего зарубежья. В частности, предполагается приступить к подготовке поэтапного перехода на заявительный порядок регистрации, вместо разрешительного, с соответствующим изменением системы учета населения.