Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:11, контрольная работа
По опубликованным недавно прогнозам ООН, к 2050 году население России может, как увеличиться, так и уменьшиться. Специалисты не берутся защитить или опровергнуть эти предположения. Единственное, в чем они убеждены, так это в оценке демографических потерь за XX век[1]: в России сегодня могло бы быть на 100 млн. человек больше.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................
Стр. 3
§1.
Воспроизводство населения и демографический переход ....................................
Стр. 5
§2.
Воспроизводство населения ..................
Стр. 9
§3.
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации в области воспроизведения населения. Половозрастная и семейная структуры населения России ........
Стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................
Стр. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗуемОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стр. 25
Перечислим его особенности[9]:
сексуальная революция, понимаемая как развитие контрацепции, обретение женщинами, наравне с мужчинами, сексуальной свободы, и как следствие нормальное распределение ответственности за создание семьи и рождение ребенка;
общее сокращение числа регистрируемых браков; рассмотрение гражданских браков, или иных форм совместного проживания как полноценной альтернативы регистрируемому браку; брак из терминальной ценности все больше превращается в инструментальную;
широкое распространение неполной семьи, в которой ребенок живет с одним из родителей. В Скандинавии такие семьи составляют до 40% всех семей, в России - 28%;
отодвигание сроков вступления в брак и рождения первого ребенка на 2-4 года (с 20-24 лет до 25-29 лет), что значительно снижает вероятность рождения 2го и 3го ребенка;
продление сроков рождения детей до физиологических пределов;
сокращение вклада в суммарную рождаемость ранних возрастов (15-17 лет) и рост доли рождаемости в более старших возрастах, после 30 лет;
значительная регулируемость рождаемости: от сроков рождения до желаемого пола ребенка; исключение абортивного поведения как способа регулирования рождаемости; сокращение рождаемости в юных возрастах;
восприятие ребенка как абсолютной ценности; сегодня в развитых странах мира 2/3 детей являются желанными.
вторая эпидемиологическая революция, которая ставит барьер не только инфекционным заболеваниям, но и многим болезням, еще недавно считавшимся неизлечимыми - сердечно-сосудистым, раку и т.д.
Какие признаки второго демографического перехода мы наблюдаем в России?
С середины 1980х годов наблюдается резкое увеличение внебрачной рождаемости, которая может свидетельствовать о росте числа нерегистрируемых браков.
С того же времени наблюдается сокращение числа абортов в возрасте 15-49 лет, особенно в молодых возрастах.
С 1991г. сокращается число рождений в молодых возрастах - 15-19 лет, что отчетливо свидетельствует о формирование новой возрастной структуры рождаемости.
Сокращение числа семей, желающих иметь двух и более детей. Фактически, ситуация с рождение второго ребенка вернулась к состоянию 1970г. Из этого не следует, что на нее оказывает влияние современный экономический кризис. Скорее, это результат распространения "западной" модели демографического поведения и следствие роста карьерных устремлений женщин.
Второй демографический переход ставит перед исследователями вопрос, а возможно ли обеспечение условий хотя бы для простого воспроизводства населения? Что будет с миром, где возникает значительная разница демографических потенциалов? Уже сегодня доля населения экономически развитых стран сократилась примерно вдвое.
Другая важнейшая проблема - это постарение населения. Сегодня продолжительность жизни людей после достижения пенсионного возраста сравнима с периодом их активной трудовой деятельности, а сами пенсионеры, в условиях суженного воспроизводства, становятся одной из наиболее многочисленных групп. Это делает проблему пенсионного обеспечения одной из основных "головных болей" экономики. Это один из вызовов, который бросает демография современному развитию общества.
Например, пожилые люди, старше 60 лет - это самая быстро растущая группа населения России. По сравнению с 1959г. ее численность на начало 90х удвоилась, а доля повысилась до 16%, при этом каждый третий старше 75 лет.
Однако, было бы ошибкой считаться, что российская ситуация является наиболее драматичной. Население нашей страны далеко не самое старое. Россия занимает 25е место в мире по доле населения старше 60ти лет, и 28е - по доле лиц старше 75 лет. Демографический прогноз для Японии, Германии или Италии выглядит значительно более пессимистически.
Важное экономическое значение имеет проблема демографической нагрузки детьми и пенсионерами на активное население, численность которого постоянно сокращается.
§3. Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации в области воспроизведения населения. Половозрастная и семейная структуры населения России
Численность населения Российской Федерации (по данным Госкомстата России) на конец 2007 года составила 149,4 млн. человек, в том числе 109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9 млн. жителей села (26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа россиян за 2007 год превысило 350 тыс. человек (т.е. уменьшилось на 0.3%). В 2008г. на 1000 человек населения приходилось: родившихся - 13 и умерших - 11. Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населения страны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население Чукотки (на 9%), Магаданской (на 6%), Камчатской (на 3.7%), Мурманской, Сахалинской областей.
Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии, Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3.
Для современного этапа демографического развития России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.
По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.
Демографическая политика в России: успехи и поражения. Еще в 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...
Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН): в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт.
Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18 до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок фертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов.
Для того чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".
Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.
Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивны. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.
А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.
Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.
Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
Специфика современного российского государства как основного социального института общества. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества.
Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.
Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся форм организации совместной жизнедеятельности людей.
Характеризуя социальную политику современного российского государства, надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства и сокращение территории российского государства, на которую распространяется его юрисдикция.
Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные по численности родственные россиянам группы (в том числе более 25 миллионов русских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российских властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить не только положение русских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого - принятый парламентом Киргизии закон о земле, которая отныне является национальным достоянием киргизского населения (напомним, что в республике киргизы составляют только 52%). В других странах принят Закон о языке, ущемляющий права русскоязычного населения и т.д.
Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан (имеющих российские паспорта) но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.
Теперь коротко об основных направлениях социальной политики государства.
Социальная политика государства. Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.
Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства.