Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать)
  1. Возникновение потребностного состояния личности, состояние дезадаптации.
  2. Проявление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций у человека.
  3. Осуществление защитного, адаптационного поведения по снижению (либо снятия) дезадаптационного поведения.
  4. Снижение (либо снятие) противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.

Адаптационный процесс может оказаться и  неуспешным. В таком случае противоречие, конфликтная ситуация остаётся (либо нарастает) и происходит «запуск» нового адаптационного процесса с определёнными коррективами. 

8. Раскройте особенности  и взаимосвязи  двух основных  тенденций в адаптационном  процессе: адаптивной  и адаптационной.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так и с подчинёнными ему приспособительными актами. Таким образом, в активной целенаправленно приспособительной деятельности человека проявляются две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенденции: адаптивная, приспособительная и адаптирующая, преобразующая, приспосабливающая среду к индивиду.

Адаптирующая  тенденция возможна тогда, когда адаптивный процесс находится в стадии завершения.  Индивид уже хорошо ориентируется в создавшихся условиях, он деятелен, выступает как организатор благоприятных, более комфортных  для него и среды изменений.

Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности. 

9. Как вы относитесь  к утверждению:  дезадаптивность  личности как неизбежность.

Учитывая  сложную социально-экономическую  обстановку в стране, смещение в  негативную сторону личностных стереотипов поведения предполагает, что гармоничной личности (особенно юной) становится трудно приспосабливаться к современной жизни. Человек должен быстро реагировать на смену условий. Однако не так много людей могут противостоять  жизненным трудностям без ущерба для своего психологического здоровья. Для процесса адаптации требуется  какое-то время, индивидуальное для каждой личности. Но каждый человек в своей жизни и не раз (особенно в нашей стране) оказывался в некомфортных условиях. Хорошо ещё, если временная дезадаптированность  порождает адаптивную активность личности. Однако, по наблюдениям психологов, более 2/3 населения страдают неврозами и неврозоподобными состояниями, которые свидетельствуют о том, что  люди не справляются со  своими постоянными проблемами. Активизируются патологические защитные механизмы, и процесс дезадаптации затягивается.

Предотвращение  дезадаптации является задачей психологов, руководителей.

  1. Охарактеризуйте феномен «профессиональная адаптация специалиста»

Профессиональная  адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

Своеобразие профессиональной адаптации специалиста  обусловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включает в себя:

  • Особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности.
  • Своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность

Внутренние  обстоятельства профессиональной адаптации  специалиста – это уровень  его адаптационного потенциала, степень  развитости, адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.

Профессиональная  адаптация специалиста осуществляется в следующих основных предметных областях его профессионального  взаимодействия со средой:

  • Профессионально-деятельностной: адаптация к профессиональной деятельности: её содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности.
  • Организационно-нормативной: адаптация к требования производства.
  • Социально – профессиональной: адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу.
  • Социально-психологической адаптации: адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неписаным, неофицальным нормам, правилам, ценностям, отношениям и т.п., в трудовом коллективе.
  • Социальной в широком смысле слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста, - социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой сфере.
 
  1. Обоснуйте предпосылки успешности профессиональной адаптации  специалиста.
 

Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста носит относительно автономный  характер. Вместе с тем эти процессы взаимосвязаны, особенно в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологическая. Ведущую роль в профессиональной адаптации специалистов играет успешность их профессионально деятельностной адаптации. И потому трудности, противоречия, возникающие у специалиста прежде всего в этой сфере и в сфере неформальных связей отношений, выступают источником его активности по осуществлению процесса профессиональной адаптации. Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. Это никак не умаляет роли, значения его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном в широком смысле слова отношениях.

Профессиональная  адаптация специалиста – это  перманентный процесс имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Её успешность зависит от многих обстоятельств, среди которых ведущую роль играют следующие:

  • Наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок: соответствующей подготовленности, достаточного уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности, чётких представлений о содержании и условиях этой деятельности.
  • Особое внимание самого специалиста, руководителей, трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации.
  • Осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей как самого этого процесса, так и развития социальной среды.
  • Специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
 
 
 
  1. Проанализируйте основные психологические затруднения достижения успешности профессиональной адаптации специалистом.
 

Успешность  адаптации специалиста зависит  от его личностных и других психологических  особенностей, а также от его представлений  о будущей профессии (адекватность образа), самооценки, саморегуляции.

Одним из основных психологических затруднений  для специалиста является несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях работы. Полной адекватности ожиданий и реальности в институте сформировать не удастся, и надо иметь ввиду, что в разных организациях он встретит разные условия работы, разные коллективы со своими традициями и тоже своими специфическими ожиданиями относительно молодого специалиста. Однако, определённые, наиболее полные представления о выбранной специальности, вера в себя, любовь к профессии, стремление совершенствоваться в ней, наращивать свой профессионализм, а также умение приспосабливаться к изменяющимся условиям поможет специалисту безконфликтно начать трудовую деятельность и, со временем, стать профессионалом.

Важным  индивидуально-личностным параметром, оказывающим влияние на процесс  адаптации, выступают уровень и  характер самооценки как сложного системного психологического образования. Самооценка личности по уровню развития может  быть высокой, средней и низкой, что характеризует уровень развития личности как в целом, так и её отдельных сфер, структур, качеств. При этом по характеру каждая их этих самооценок может оказаться завышенной, адекватной либо заниженной. Уровень самооценки личности преимущественно влияет на направленность её активности, а характер самооценки – на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль её взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенности в себе.

Исключительно большую роль в успешности профессиональной адаптации играет саморегуляция личности, его волевая подготовленность. Способность личности управлять собой, следить за своими реакциями, словами, поступками, организовывать свою трудовую деятельность, а может и деятельность коллектива, свой быт, досуг помогает специалисту в решении многих профессиональных задач.

На успешность профессиональной адаптации специалистов оказывает своеобразие их индивидуально-психологических  и психотипических особенностей. Ведущую роль в этом играет система  ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. И вполне очевидно, что эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными.

Информация о работе Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста