Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Второй  способ организации воспитания с  целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявля6емых ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации  общечеловеческих ценностей  требует использования  и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба  они содержат как достоинства, так  и недостатки. Недостаток первого  заключается в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл  и необходимость.

Воспитание, ограниченное предъявлением формальных  требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. Целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого.  С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются  механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности. 

  1. Назовите  ведущие тенденции  и принципы  гуманизации  образования.
 

Среди гуманистических  тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом  процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность позволяет сформулировать в сою очередь ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

Личностный  подход  требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Это персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жёстко детерминируется ролевыми предприсаниями, что противоречит другому гуманистическому принципу – полисубъектному (диалогическому) подходу. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного  учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не учит, не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремления учащихся к саморазвитию изучает его активность, создаёт условия для самодвижения.

Саморазвитие  личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического  процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную  мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение индивидуально- творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития её творческих возможностей.

Гуманистическое воспитание связано с реализацией  принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, будущем нашего общества. 

  1. Раскройте понимание цели воспитания как педагогический процесс.
 

Целенаправленное  управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребёнок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Цель  воспитания – это гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».  

  1. Охарактеризуйте основные цели воспитания.
 

Необходимо  сочетание общей цели с индивидуальной. Каждый человек стремится к своей  цели. Однако его индивидуальность должна строиться на общих (общественных) основах. Согласно А. Дистервейгу, общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности: сначала человек, а потом гражданин и товарищ по профессии, а не наоборот.  Основа всякого образования – общечеловеческая, общая для всех. Идея всестороннего развития не означает требования знать и уметь всё на самом высоком профессиональном уровне. Одному человеку нельзя знать всего. Но можно и должно владеть всеми логическими и научными предметами, при наличии которых он мог бы «перерабатывать» любую «интеллектуальную пищу». Важно уверенно ориентироваться во всех сферах общественной жизни и практической деятельности людей. Конкретизация общей цели на уровне индивида означает главным образом  выявление  его природных задатков, того, чем он отличается от других людей, в чём он сможет в наибольшей мере проявить себя. В принципе выявление этих задатков возможно только в процессе «опробования», испытания индивида в разных видах деятельности, т.е. в процессе первоначального всестороннего развития его личности. В дальнейшем по мере выявления задатков может быть поставлена индивидуальная цель их развития. 

  1. Проанализируйте соотношение цели воспитания и потребности  общества и личности.
 

Существует  мнение, что цель воспитания ставить  бесполезно, так как воспитанник развивается в соответствии со своим собственным «планом», который воспитателю не известен. Однако если развитие индивида обусловлено условиями жизни и его деятельностью, которая организуется и направляется воспитанием, то воспитатели могут поставить цель организации условий и деятельности в соответствии с определённым идеалом. В этом смысле можно утверждать, что цели воспитания ставить можно и нужно. К тому же фактически безграничные возможности развития индивида  позволяют сформулировать для него самую блестящую перспективу. Необходимо только учитывать  содержание, характер общественного идеала, т.е. требования общества к уровню развития человека. В современном обществе это высокообразованный специалист, обладающий способностью уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни. Но это слишком общий ориентир.  Родители стараются воспитать детей, которых  добиваются для себя и которых, конечно же, должны достигнуть их дети. В последнее время при определении цели воспитания всё больше внимания обращается на систему ценностей, принятых в обществе.  

  1. Покажите  значение успешного  целеполагания для  осуществления целостного педагогического  процесса.
 

Гармоничное сочетание общей и личной цели есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике. В течение жизни человека цель формирования его личности постоянно меняется. Достижение цели складывается из  разнообразных деятельностей различных воспитателей и целых организации: семьи, учебно-воспитательных заведений, отдельных учителей. У каждого из них есть конкретная цель. Каждый квалифицированный воспитатель  понимает роль и место  своей деятельности в системе всей работы по достижению  общественного идеала  и выполняет её именно как часть работы, тесно связанной с деятельностью других воспитателей. Цель воспитания всегда учитывает особенности личности ребёнка, его индивидуальности.

От правильно  поставленной цели воспитания может  зависеть жизненный путь человека. Следует всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчинённости их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесённые ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому. Прицел должен браться выше, стремиться к большему, а жизнь внесёт свои коррективы. Если же прицел брать низкий, «реалистичный», то результат окажется ниже и «реалистичного». 

 

  1. Как соотносятся  цели воспитания общечеловеческие, национальные и личностные ценности.
 

С позиции  Б.Т. Лихачёва, представители каждого  общественного слоя имеют свою шкалу  ценностей, развитие которых зависит  от объективных потребностей, от отношения  к ним общественного сознания, от пропаганды. Стоит не отрицать наличие  различных взглядов на  понимание ценностей, а стараться привнести в них определённую специфику (особенно социальную ответственность, принадлежность и любовь, гармония, реализацию своих целей).

Вместе  с тем не ограничивать систему  ценностей лишь теми, что названы  в том или ином трактате, пусть даже они приняты во многих странах.

Национальные  и общественно-гражданские особенности  не только страны, но даже определённые общности людей могут выдвигать  и делать актуальными особые, свойственные лишь этим условиям ценности. Поэтому смысл понятия ценности должен соотноситься с понятием «идеал». Тем более что люди, воспитанные в традициях российской культуры, понятие ценности не воспринимают вне представления об идеале как высшей духовной ценности. 

  1. Рассмотрите взаимосвязи цели воспитания и задач профессионально-личностного развития специалиста.
 

Задатки некоторых способностей  проявляются  достаточно рано, ещё в дошкольном или школьном возрасте. Например, музыкальные, художественные, некоторые спортивные и т.д. Однако многие способности, необходимые для успешного выполнения большинства профессиональных обязанностей, проявляются и развиваются позже – лет в 14-16, а иногда и в более старшем возрасте. Лишь в старших классах в отношении большинства школьников становится возможной постановка  обоснованной конкретной  цели воспитания как формирования личности, имеющей вполне определённую направленность деятельности, будущего члена определённого профессионального сообщества с присущими ему особенностями. Каждой профессиональной группе требуется свой набор психологических, волевых качеств, некоторых трудовых навыков, определённый интеллектуальный уровень, способ мышления и другие разнообразные составляющие личности. Воспитание в детские годы необходимых в будущей профессиональной деятельности качеств, поможет молодому специалисту быстро адаптироваться в профессиональной среде, легче справиться с трудностями, совершить меньше ошибок. То есть целенаправленное воспитание обеспечивает готовность воспитанника к определённой созидательной деятельности. 
 

Тема  №6. Профессиональная адаптация специалиста 

  1. Раскройте смысл термина  «адаптация человека».

АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или  социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей  среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Возникновение понятия «адаптация» (от лат. Adapto  - приспособляю) относится ко второй половине XVIII в., когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей.

Адаптация – процесс включения человека в новые формы, условия, отношения  деятельности (жизнедеятельности). Адаптация – непременный компонент всей жизни человека, так как его жизненная среда (физическая, психическая, социальная, информационная и т.д.) не бывает полностью стабильной, меняется, комбинируется.

Во многом адаптивные возможности не ограничиваются чисто физическими ресурсами организма, так же, как все главные параметры личности человека, они могут развиваться в зависимости от направленности и устойчивости личностных качеств.

Выделяется  два основных вида  адаптации  человека: биологический и психологический. 

  1. Покажите  вклад У. Кеннона, И.П. Павлова, Г. Селье, Э. Фромма в разработку проблем адаптации  человека.
 

Теоретические и медико-биологические проблемы адаптации наиболее полно представлены в работах Кеннона, Селье, Орбели, Павлова, Анохина.

КЕННОН (Cannon) Уолтер Брэдфорд (1871-1945), американский физиолог и общественный деятель, иностранный почетный член АН СССР (1942). Основные труды по нейрогуморальной регуляции функций, роли симпатической нервной системы и гормонов в формировании эмоций и поддержании постоянства внутренней среды организма, названное им гомеостазом (1929).

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель  материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической  школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917).

СЕЛЬЕ (Selye) Ганс (1907-82), канадский патолог. Родился в  Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал  концепцию стресса, ввел понятия  адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики.

Информация о работе Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста