Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:26, реферат
ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявля6емых ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат как достоинства, так и недостатки. Недостаток первого заключается в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость.
Воспитание,
ограниченное предъявлением формальных
требований, не учитывает, что их выполнение
легко может оказаться внешним. Целью
воспитания должно быть не внешнее приспособление
к ним, а формирование внутренних устремлений,
отвечающих моральным требованиям, из
которых в порядке внутренней закономерности
вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое
воспитание имеет в качестве внутреннего
условия собственную нравственную работу
воспитуемого. С достижением необходимого
уровня развития мотивационно-ценностного
отношения образуются механизмы саморегуляции
и самоактуализации, которые создают новые
возможности формирования гуманистической
направленности личности.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность позволяет сформулировать в сою очередь ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.
Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Это персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жёстко детерминируется ролевыми предприсаниями, что противоречит другому гуманистическому принципу – полисубъектному (диалогическому) подходу. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не учит, не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремления учащихся к саморазвитию изучает его активность, создаёт условия для самодвижения.
Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение индивидуально- творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития её творческих возможностей.
Гуманистическое
воспитание связано с реализацией
принципа профессионально-этической
взаимоответственности. Он обусловлен
закономерностью, согласно которой готовность
участников педагогического процесса
принять на себя заботы о судьбах людей,
будущем нашего общества.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребёнок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Цель
воспитания – это гармоничное развитие
личности и предполагает гуманный характер
отношений между участниками педагогического
процесса. Для обозначения таких отношений
употребляется термин «гуманное воспитание».
Необходимо
сочетание общей цели с индивидуальной.
Каждый человек стремится к своей
цели. Однако его индивидуальность
должна строиться на общих (общественных)
основах. Согласно А. Дистервейгу, общие
основы должны быть заложены для всякой
будущей специальности: сначала человек,
а потом гражданин и товарищ по профессии,
а не наоборот. Основа всякого образования
– общечеловеческая, общая для всех. Идея
всестороннего развития не означает требования
знать и уметь всё на самом высоком профессиональном
уровне. Одному человеку нельзя знать
всего. Но можно и должно владеть всеми
логическими и научными предметами, при
наличии которых он мог бы «перерабатывать»
любую «интеллектуальную пищу». Важно
уверенно ориентироваться во всех сферах
общественной жизни и практической деятельности
людей. Конкретизация общей цели на уровне
индивида означает главным образом
выявление его природных задатков,
того, чем он отличается от других людей,
в чём он сможет в наибольшей мере проявить
себя. В принципе выявление этих задатков
возможно только в процессе «опробования»,
испытания индивида в разных видах деятельности,
т.е. в процессе первоначального всестороннего
развития его личности. В дальнейшем по
мере выявления задатков может быть поставлена
индивидуальная цель их развития.
Существует
мнение, что цель воспитания ставить
бесполезно, так как воспитанник развивается
в соответствии со своим собственным «планом»,
который воспитателю не известен. Однако
если развитие индивида обусловлено условиями
жизни и его деятельностью, которая организуется
и направляется воспитанием, то воспитатели
могут поставить цель организации условий
и деятельности в соответствии с определённым
идеалом. В этом смысле можно утверждать,
что цели воспитания ставить можно и нужно.
К тому же фактически безграничные возможности
развития индивида позволяют сформулировать
для него самую блестящую перспективу.
Необходимо только учитывать содержание,
характер общественного идеала, т.е. требования
общества к уровню развития человека.
В современном обществе это высокообразованный
специалист, обладающий способностью
уверенно ориентироваться в быстро меняющихся
условиях общественной жизни. Но это слишком
общий ориентир. Родители стараются
воспитать детей, которых добиваются
для себя и которых, конечно же, должны
достигнуть их дети. В последнее время
при определении цели воспитания всё больше
внимания обращается на систему ценностей,
принятых в обществе.
Гармоничное сочетание общей и личной цели есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике. В течение жизни человека цель формирования его личности постоянно меняется. Достижение цели складывается из разнообразных деятельностей различных воспитателей и целых организации: семьи, учебно-воспитательных заведений, отдельных учителей. У каждого из них есть конкретная цель. Каждый квалифицированный воспитатель понимает роль и место своей деятельности в системе всей работы по достижению общественного идеала и выполняет её именно как часть работы, тесно связанной с деятельностью других воспитателей. Цель воспитания всегда учитывает особенности личности ребёнка, его индивидуальности.
От правильно
поставленной цели воспитания может
зависеть жизненный путь человека.
Следует всю работу формирующего
себя человека и работу с ним строить
с установкой на повышение уровня воспитанности,
на достижение воспитательного эффекта,
но с мыслью в сознании «Не навреди!» (люди
портятся легче, чем исправляются; невоспитанность
легче предупредить, чем преодолеть). Без
стремления руководствоваться этим принципом,
без ясных целей и подчинённости их достижению
содержания воспитательных усилий воспитательные
возможности могут превратиться в «унесённые
ветром». Важно стремиться в воспитании
к полному достижению его целей, принимать
все меры к этому. Прицел должен браться
выше, стремиться к большему, а жизнь внесёт
свои коррективы. Если же прицел брать
низкий, «реалистичный», то результат
окажется ниже и «реалистичного».
С позиции Б.Т. Лихачёва, представители каждого общественного слоя имеют свою шкалу ценностей, развитие которых зависит от объективных потребностей, от отношения к ним общественного сознания, от пропаганды. Стоит не отрицать наличие различных взглядов на понимание ценностей, а стараться привнести в них определённую специфику (особенно социальную ответственность, принадлежность и любовь, гармония, реализацию своих целей).
Вместе с тем не ограничивать систему ценностей лишь теми, что названы в том или ином трактате, пусть даже они приняты во многих странах.
Национальные
и общественно-гражданские
Задатки
некоторых способностей проявляются
достаточно рано, ещё в дошкольном
или школьном возрасте. Например, музыкальные,
художественные, некоторые спортивные
и т.д. Однако многие способности, необходимые
для успешного выполнения большинства
профессиональных обязанностей, проявляются
и развиваются позже – лет в 14-16, а иногда
и в более старшем возрасте. Лишь в старших
классах в отношении большинства школьников
становится возможной постановка обоснованной
конкретной цели воспитания как формирования
личности, имеющей вполне определённую
направленность деятельности, будущего
члена определённого профессионального
сообщества с присущими ему особенностями.
Каждой профессиональной группе требуется
свой набор психологических, волевых качеств,
некоторых трудовых навыков, определённый
интеллектуальный уровень, способ мышления
и другие разнообразные составляющие
личности. Воспитание в детские годы необходимых
в будущей профессиональной деятельности
качеств, поможет молодому специалисту
быстро адаптироваться в профессиональной
среде, легче справиться с трудностями,
совершить меньше ошибок. То есть целенаправленное
воспитание обеспечивает готовность воспитанника
к определённой созидательной деятельности.
Тема
№6. Профессиональная
адаптация специалиста
АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Возникновение понятия «адаптация» (от лат. Adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII в., когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей.
Адаптация – процесс включения человека в новые формы, условия, отношения деятельности (жизнедеятельности). Адаптация – непременный компонент всей жизни человека, так как его жизненная среда (физическая, психическая, социальная, информационная и т.д.) не бывает полностью стабильной, меняется, комбинируется.
Во многом адаптивные возможности не ограничиваются чисто физическими ресурсами организма, так же, как все главные параметры личности человека, они могут развиваться в зависимости от направленности и устойчивости личностных качеств.
Выделяется
два основных вида адаптации
человека: биологический и
Теоретические
и медико-биологические
КЕННОН (Cannon) Уолтер Брэдфорд (1871-1945), американский физиолог и общественный деятель, иностранный почетный член АН СССР (1942). Основные труды по нейрогуморальной регуляции функций, роли симпатической нервной системы и гормонов в формировании эмоций и поддержании постоянства внутренней среды организма, названное им гомеостазом (1929).
ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917).
СЕЛЬЕ (Selye) Ганс (1907-82), канадский патолог. Родился в Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики.
Информация о работе Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста