Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

ОРБЕЛИ Леон Абгарович (1882-1958), российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении (1943), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941).

АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974), российский физиолог, академик АН СССР (1966) и АМН (1945). Фундаментальные труды по нейрофизиологии — механизмам условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы и др. Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем (начиная с 1935), которая внесла вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетики. Ленинская премия (1972).

ФРОММ (Fromm) Эрих (1900-1980), немецкий и американский философ, психолог и социолог, главный представитель  неофрейдизма. 

В 1932 г. в  книге У. Кеннона «Мудрость тела» организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. У. Кеннон вводит понятие «гомеостаз» для обозначения силы устойчивости организма, его функциональных систем при воздействиях внешних раздражителей. При нарушении гомеостаза возникает дезадаптационное состояние, выступающее источником адаптационного процесса. Организм, чтобы существовать, вынужден неуклонно поддерживать свой гомеостаз, т.е. уравновешивать себя с изменяющейся средой. Кроме биологического науке известен также и нейропсихологический гомеостаз, отражающий физиологическое состояние мозга, центральной нервной системы и отдельных анализаторов (например, зрительного, слухового и др.) Серьёзное нарушение равновесия между средой и организмом приводит к болезням или даже гибели.

Исследования  И.П. Павлова позволили говорить о новом уровне в теории адаптации. Благодаря научным изысканиям И.П. Павлова и его последователей выявлено значение нервной системы  как главного фактора уравновешивания, как механизма, которые организует в стройную адаптивную систему многочисленные конкретные биологические отражения, позволяющие организму, не изменяя своей морфологической организации, приблизительно верно отражать изменяющиеся условия среды. Разработка в нейрофизиологии этого направления позволяет понять пути надстройки индивидуальной приспособляемости над наследственной.

Э. Фромм  главной задачей психоанализа считал помощь в адаптации к социальной среде. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования — между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Большое внимание уделял изучению различных видов неврозов, в особенности неврозов власти, обладания, конформизма, покорности. Считал главной потребностью личности установление системных отношений с окружающим миром, т.к. человек все время существует двойственно, ощущая одновременно и природное, и социальное влияние. Провел классификацию личностей в обществе, разделил их на четыре типа: накопительский (ему присущи скупость, упорство, педантизм; этот тип характерен для эпохи зарождения капиталистических отношений), эксплуататорский (его представители реализуют себя через разрушение другого объекта; характерен для эпохи буржуазных отношений), рецептивный (для него характерны пассивность, восприятие всего и соглашение со всем) и рыночный (человек относится к самому себе как к товару; характерен для западного общества конца XX века). Человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счёт снижения «интеллектуальных и моральных качеств личности», «развития у неё ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии… Человеческая эволюция обусловлена человеческой адаптируемостью и определёнными неразрушимыми свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внутренним потребностям.

В биологической  адаптации используется понятие  «адаптационный синдром» (Г. Селье). Адаптационный синдром – совокупность адаптационных роеакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силы и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия сопротивляемости.
  3. Стадия истощения.
 
  1. Раскройте суть и содержание термина «психологическая адаптация человека».
 
 

Психологическая адаптация – это процесс психологической  включенности личности в системы  социальных, социально-психологических  и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Выделяет  следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация:

  • Социальную во всём многообразии её содержательных сторон, компонентов;
  • Социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);
  • Сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности (профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);
  • Взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).

Эти же виды можно выделить и в адаптации  биологической. 

Выделяют  и так называемые интегральные, системные  виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую и др., представляющие собой своеобразие сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.

В активной целенаправленно приспособительной  деятельности человека проявляются  две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенденции: адаптивная, приспособительная и адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.

Адаптированность  личности может быть:

  • Внутренней. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности.
  • Внешней. Происходит инструментальная адаптация личности.
  • Смешанной. Когда личность частично перестраивается и подстраивается, но сохраняет свою индивидуальность, свою самостоятельность.
 

4. Проанализируйте  различные виды  психологической  адаптации человека. 

Физиологическая адаптация – способность человека приспосабливаться к определённым неблагоприятным внешним условиям.

Социальная  адаптация – предполагает включение  конкретно взятого индивида или  индивидов (в случае формирования новой  социальной группы, когда её члены  ранее не были знакомы друг с другом) в новые условия окружающей его (их) социальной среды.

Социальную  адаптацию принято считать одним  из способов включения определённой личности (группы) в конкретную социальную среду или общность путём стандартизации повторяющейся ситуации. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Эффективность социальной адаптации зависит от многих факторов: характера и условий деятельности, индивидуальных и личностных особенностей членов групп и коллективов, способов влияния в процессе служебной деятельности., уровня зрелости группы или коллектива, характера межличностных отношений в коллективе и т.д.

Профессиональная  адаптация. Она является процессом приобщения к служебной деятельности, к новым условиям труда, быта и трудовому коллективу в целях скорейшего овладения основами профессиональной подготовки.

Выделяют  следующие основные направления:

  • Развитие интереса и способностей
  • Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии, а также морально-психологических, правовых, организаторских, педагогических и др. качеств
  • Формирование сознательных мотивов деятельности
  • Совершенствование теоретической и практической подготовки, полученной в процессе обучения.
 

5. Раскройте смысл  терминов «адаптивность», «дезадаптивность»,  «адаптационный потенциал»  личности. 

Адаптивность  – способность организма, которая сохраняет работоспособность при непредвиденных изменениях свойств управляемого объекта, целей управления или окружающей среды путем смены алгоритма функционирования или поиска оптимальных состояний. Развитой способностью к адаптации обладают, напр., все живые организмы; у большинства систем автоматического управления предусмотрена возможность приспосабливаться (в определенных пределах) к изменяющимся условиям функционирования. По способу адаптации различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Дезадаптивность – это такая особенность организма, которая приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к её усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает. Существуют объективные и субъективные признаки: К объективным относят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его своим социальным функциям, патологическую трансформацию поведения. К субъективным относят: психоэмоциональные сдвиги – от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов. К субъективным можно отнести и состояние психологического тупика. Виды дезадаптированной личности (А.А. Налчаджан):

  • Временная дезадаптированность: нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную личность;
  • Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности: отсутстствие у личности механизмов адаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться.
  • Общая устойчивая дезадаптированность: состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы. Следствие многократного применения патологизированных защитных механизмов являются синдромы неврозов и психозов.

Адаптационный потенциал личности - совокупность защитных реакций организма человека.  

6. Как соотносятся  такие понятия  как «адаптация»,  «дезадаптация», «переадаптация»,  «реадаптация» личности»?

Наряду  с термином «адаптация» используется и понятие «переадаптация» – процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности. При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация. Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки личности: отдельных личностных структур, их коррекции, либо перестройки личности в целом.

Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые  образования личности, нормы, потребностно-мотивационная  сфера личности, её цели перестраиваются на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо в значительной степени меняются.

Личность  может нуждаться и в реадаптации, если происходит переход человека в  предыдущие условия  его жизни  и деятельности, значительно отличающиеся от тех, к которым от до этого переадаптировался. 

7. Проанализируйте  процесс адаптации  специалиста.

Процесс адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры  и проблемы.

  1. Взаимодействие личности со средой:
  • Социальное взаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами, различными общностями людей);
  • Социально-психологическое взаимодействие;
  • Взаимодействие с материально-технической средой.
  • Взаимодействие с экологической, природной средой.
  1. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации  между личностью и средой.

Информация о работе Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста