Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:26, реферат
ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
ОРБЕЛИ Леон Абгарович (1882-1958), российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении (1943), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941).
АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974), российский физиолог, академик АН СССР (1966) и АМН (1945). Фундаментальные труды по нейрофизиологии — механизмам условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы и др. Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем (начиная с 1935), которая внесла вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетики. Ленинская премия (1972).
ФРОММ (Fromm) Эрих (1900-1980),
немецкий и американский философ, психолог
и социолог, главный представитель
неофрейдизма.
В 1932 г. в книге У. Кеннона «Мудрость тела» организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. У. Кеннон вводит понятие «гомеостаз» для обозначения силы устойчивости организма, его функциональных систем при воздействиях внешних раздражителей. При нарушении гомеостаза возникает дезадаптационное состояние, выступающее источником адаптационного процесса. Организм, чтобы существовать, вынужден неуклонно поддерживать свой гомеостаз, т.е. уравновешивать себя с изменяющейся средой. Кроме биологического науке известен также и нейропсихологический гомеостаз, отражающий физиологическое состояние мозга, центральной нервной системы и отдельных анализаторов (например, зрительного, слухового и др.) Серьёзное нарушение равновесия между средой и организмом приводит к болезням или даже гибели.
Исследования И.П. Павлова позволили говорить о новом уровне в теории адаптации. Благодаря научным изысканиям И.П. Павлова и его последователей выявлено значение нервной системы как главного фактора уравновешивания, как механизма, которые организует в стройную адаптивную систему многочисленные конкретные биологические отражения, позволяющие организму, не изменяя своей морфологической организации, приблизительно верно отражать изменяющиеся условия среды. Разработка в нейрофизиологии этого направления позволяет понять пути надстройки индивидуальной приспособляемости над наследственной.
Э. Фромм главной задачей психоанализа считал помощь в адаптации к социальной среде. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования — между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Большое внимание уделял изучению различных видов неврозов, в особенности неврозов власти, обладания, конформизма, покорности. Считал главной потребностью личности установление системных отношений с окружающим миром, т.к. человек все время существует двойственно, ощущая одновременно и природное, и социальное влияние. Провел классификацию личностей в обществе, разделил их на четыре типа: накопительский (ему присущи скупость, упорство, педантизм; этот тип характерен для эпохи зарождения капиталистических отношений), эксплуататорский (его представители реализуют себя через разрушение другого объекта; характерен для эпохи буржуазных отношений), рецептивный (для него характерны пассивность, восприятие всего и соглашение со всем) и рыночный (человек относится к самому себе как к товару; характерен для западного общества конца XX века). Человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счёт снижения «интеллектуальных и моральных качеств личности», «развития у неё ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии… Человеческая эволюция обусловлена человеческой адаптируемостью и определёнными неразрушимыми свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внутренним потребностям.
В биологической адаптации используется понятие «адаптационный синдром» (Г. Селье). Адаптационный синдром – совокупность адаптационных роеакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силы и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями.
В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
Психологическая
адаптация – это процесс
Выделяет следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация:
Эти же виды
можно выделить и в адаптации
биологической.
Выделяют и так называемые интегральные, системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую и др., представляющие собой своеобразие сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.
В активной
целенаправленно
Адаптированность личности может быть:
4.
Проанализируйте
различные виды
психологической
адаптации человека.
Физиологическая адаптация – способность человека приспосабливаться к определённым неблагоприятным внешним условиям.
Социальная адаптация – предполагает включение конкретно взятого индивида или индивидов (в случае формирования новой социальной группы, когда её члены ранее не были знакомы друг с другом) в новые условия окружающей его (их) социальной среды.
Социальную
адаптацию принято считать
Профессиональная адаптация. Она является процессом приобщения к служебной деятельности, к новым условиям труда, быта и трудовому коллективу в целях скорейшего овладения основами профессиональной подготовки.
Выделяют следующие основные направления:
5.
Раскройте смысл
терминов «адаптивность»,
«дезадаптивность»,
«адаптационный потенциал»
личности.
Адаптивность – способность организма, которая сохраняет работоспособность при непредвиденных изменениях свойств управляемого объекта, целей управления или окружающей среды путем смены алгоритма функционирования или поиска оптимальных состояний. Развитой способностью к адаптации обладают, напр., все живые организмы; у большинства систем автоматического управления предусмотрена возможность приспосабливаться (в определенных пределах) к изменяющимся условиям функционирования. По способу адаптации различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.
Дезадаптивность
– это такая особенность
Адаптационный
потенциал личности - совокупность
защитных реакций организма человека.
6. Как соотносятся такие понятия как «адаптация», «дезадаптация», «переадаптация», «реадаптация» личности»?
Наряду с термином «адаптация» используется и понятие «переадаптация» – процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности. При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация. Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки личности: отдельных личностных структур, их коррекции, либо перестройки личности в целом.
Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, нормы, потребностно-мотивационная сфера личности, её цели перестраиваются на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо в значительной степени меняются.
Личность
может нуждаться и в
7. Проанализируйте процесс адаптации специалиста.
Процесс адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы.
Информация о работе Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста