Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:19, курсовая работа
В настоящее время российское общество представляет собой мозаичное идентификационное пространство, предоставляющее множество способов социальной самоидентификации личности. Одним из источников моделей идентификации является телевидение. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.
Введение………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы изучения процессов социализации и самоидентификации в социологии XX века
1.1. Самоидентификация личности как объект социологического анализа……………………………………………………………….……6
1.2 Телевизионные герои как «значимые другие» для старших подростков………………………………………………………………..21
Список литературы
Э. Гоффман вводит понятие «политика идентичности», т. е. влияние человека на информацию о себе, проецируемую на социальное окружение. Это позволяет ему раскрыть многообразие идентичностей у отдельного индивида, а также единство Я. Подразумевается, что его опыт, переживания изменяются на протяжении жизни, но это происходит с одним и тем же Я, которое, по сути, не изменяется.
В рамках общесоциологической теории П. Бурдье сформулировано четыре основных понятия, на которых строится теория. Habitus (габитус) -система присущих индивиду диспозиции мышления и действия, результирующих его знаний и опыта34. Габитус представляет собой важнейший элемент в формировании социальных идентичностей. Сходные условия существования и социальные позиции «агентов» (индивидов) определяют возникновение похожих габитусов, которые способствуют образованию социальных общностей. Определяя социальные правила жизнедеятельности различных социальных групп и общностей, габитус определяет круг тех, с кем солидаризуется индивид, обладающий аналогичным «символическим капиталом», в своем стремлении расширить «поле» своего влияния35.
В
целом можно отметить, П. Бурдье выражает
зависимость социальной идентификации
от оценки индивидом своего социального
положения как «интуицию
Британский социолог, один из наиболее авторитетных теоретиков социологического знания, Зигмунт Бауман, ключевой проблемой современной социологии видит проблему человеческой свободы. Бауман рассматривает идентификацию в условиях модернизации и глобализацию. К ярким и основополагающим чертам модернити Бауман относит освобождение человека от предписанной унаследованной и врожденной предопределенности его социально роли. В этом, по мнению британского социолога, состоит смысл «индивидуализации». Индивид не имеет своего устойчивого положения в обществе. Но взамен получает свободу в выборе идентичности. И вместе с этим множество возникающих, трудных вопросов: Какую идентичность выбрать? Как правильно сделать выбор и не ошибиться? Как правильно и вовремя сделать другой выбор?
Бауман отмечает, что при постоянной трансформации общества, при отсутствии некой стабильности, хрупкими становятся и цели, которые ранее ставил перед собой человек. Теперь в любой момент ситуация может измениться, и в такой ситуации человек вынужден будет менять свою идентичность. В связи с этим более уместным и соответствующим реальностям глобализирующегося мира выглядело бы исследование идентификации, никогда не заканчивающейся, всегда незавершенной, неоконченной, открытой в будущее деятельности, в которую все мы по необходимости либо сознательно вовлечены37. Поэтому, люди ищут группы, к которым они могли бы принадлежать, устойчиво и долго в мире, где все движется и перемещается, и ничто не является надежным. Незавершенность идентичности и индивидуальная ответственность за устранение этой незавершенности неразрывно связаны со всеми остальными аспектами модернити. Бауман говорит о возникновении новой эры, эры подвижной реальности и свободного выбора.
Таким
образом, проанализировав основные теоретико-методологические
подходы в понимании процесса самоидентификации
личности, можно сделать вывод о том, что
различные социологические школы и подходы
уделяли внимание лишь отдельным аспектам
данного процесса, Так, представители
структурно-функционального подхода выявляли
взаимосвязь идентификационного пространства
и существующей социокультурной ситуацией.
В рамках микросоциологических подходов
особое внимание уделялось изучению внешней
и внутренней идентификации личности.
Но при определении и изучении феномена
социальной самоидентификации стоит учитывать
все подходы в комплексе.
1.2 Телевизионные герои как «значимые другие» для старших подростков
Как мы уже отмечали, специфика социологического подхода к рассмотрению процесса самоидентификации заключается в выявлении того, какие социальные структуры, в том числе институты, оказывают наибольшее влияние на самоопределение личности. Рассматривая телевидение как одного из агентов социализации, необходимо сказать, что сегодня его роль в процессе самоидентификации не ярко очерчена и требует изучения, В первую очередь это связано с появлением такого сильного конкурента, как Интернет. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации38. Поэтому телевидение сегодня вызывает интерес семьи, других социальных институтов общества, как агент социализации, который возможно теряет свои позиции.
Сформировалось два основных направления рассуждений о роли телевидения в жизни человека и его влиянии на него. Довольно популярно мнение, что телевидение – один из основных факторов способствующих притуплению сознания индивида и омассовления культуры общества. Во многих случаях оно становится важным средством формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к тем или иным активным действиям. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, – это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее, ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большой части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу39. Но в тоже время существует иная точка зрения, суть которой заключается в том, что телевидение может оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях и принимает менее драматичную форму, чем та, о которой говорят наиболее громогласные критики. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не побегут на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других. Некоторые позитивные или негативные аспекты телевидения способны повлиять скорее на отклоняющихся от нормы, чем на здоровых детей40. Зритель, сопереживая персонажам художественного произведения, идентифицируя себя с ними, подходит к проникновению в смысловое содержание произведения. Идентификация воспринимается «как особый процесс моделирования смыслового пространства персонажа художественного произведения» 41.
Результат самоидентификации, и как следствие социализации, подростка средствами телевидения и киноискусства зависит от великого множества факторов. Особую роль среди них, естественно, играет содержание индивидуального репертуара. Фильмы и передачи, которые выбирает юный зритель, на какое-то время определяют, с одной стороны, круг событий, которым он сопереживает и о которых думает, а с другой – конкретное содержание возникающих у него чувств и мыслей. Формируя индивидуальный репертуар, юный зритель в известной степени сам конструирует некий иллюзорный социальный мир, в который он погружается, чтобы провести там немалую часть своей эмоционально насыщенной жизни42.
Формирование репертуара происходит на основе добровольного выбора индивида, поиска в телевизионном контенте важных для самого подростка смыслов, образов, символов. Выбор фильма или программы может быть также продиктован в этом возрасте значительным расширением круга интересов, появлением личных увлечений и стремлением занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Но в подростковом возрасте нет возможностей занять эту позицию Л.И.Божович считала, для каждого возрастного кризиса характерно несоответствие между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации. Кризис подросткового возраста проявляется в стремлении быть похожими, подражать внешним признакам взрослости - курение, употребление алкоголя, особый лексикон, способы развлечений, ухаживаний, подражание моде взрослых в одежде, прическе, аксессуарах.
Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи называют "низкой культурой досуга", когда познавательные интересы утрачиваются, и складывается установка весело провести время.43 Фактически, человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Причем сегодня подросток сталкивается с трудностями в выборе учебного заведения и будущей профессии. При широком спектре возможностей подросток не знает, чего он хочет, а если и знает, то имеет смутные представления о том, как этого можно достичь. Поэтому, на этом этапе возникает множество вопросов, ответы на которые найти не так-то просто44.
Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку подростки сегодня достаточно обособлены в культурном плане от старшего поколения, то телевидение выступает как альтернативный источник познания мира. Стремясь к независимости, подросток зачастую игнорирует наставления родителей и учителей, и в такой ситуации референтными оказываются экранные медиа. Именно к ним, в силу недостаточного жизненного опыта, обращаются подростки, пытаясь понять, кем и каким быть. Также телевидение может обладать релаксационной функцией, быть средством отвлечения от трудностей, с которыми сталкивается подросток, или стать своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов. Но какова не была бы причина обращения подростка к телевидению, символы и образы которые отражаются на экране, способствуют формированию неких взглядов и представлений в сознании смотрящего. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом.
Особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Психологически действие в фильме воспринимается как нечто достоверное. Процесс восприятия характеризуется такими свойствами, как эффект участия в экранном действии, идентификация (отождествление) с героем, проекция (перенесение) психологических состояний на экранные образы, что вызывает повышенную эмоциональность зрителя, чувство глубокого удовольствия. В фильме воссоздается первичная группа, и юный зритель как бы включается в нее, становится ее членом или непосредственным наблюдателем происходящих в ней или вокруг нее событий45. Фактически, телевизионные герои выступают в роли «значимых других» в процессе социальной самоидентификации.
Термин «значимый другой» был введен еще в 30-х годах XX века психологом Г. Салливаном. В 40-50-х годах этот термин активно использовался в экспериментальных исследованиях, выясняющих зависимость «образа Я» от влияния других индивидов. Американский ученый-социолог А. Халлер в рамках концепции символического интеракционизма дал такое определение понятию "значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого"46.
Дж. Мид трактует «Я» как производное от группового "Мы". «Мы» включает в себя «Я», причем содержание "Я" связано уже не мнениями других людей, а реальными взаимоотношениями с ними и их совместной деятельностью. Кроме индивидуальных "значимых других" появляется обобщенный, "генерализованный другой", которым может быть не только семья или игровая группа, но и общество в целом. "Индивидуальное Я", подчеркивал Мид, по просто "включает" в себя отдельные социальные компоненты, но все оно в целом "есть по самой сути своей социальная структура, вырастающая из социального опыта".
Важно понять, что реально значимо для других людей, на которых он так или иначе влияет. Имеются в виду не узкоиндивидуальные характеристики этого «значимого другого» (например, его характер, интересы, темперамент и т.п.), а его представленность в тех, с кем он имеет дело, то есть собственно личностные проявления47.
Но если представители символического-интеракционизма определяли «значимого другого» как включенного во взаимодействие с субъектом идентификации, то сейчас, когда телевидение считается неотъемлемой составляющей жизни каждого индивида и относится к одному из основных источников информации, можно говорить о том, что факт непосредственного взаимодействия со «значимым другим» не имеет большого значения, важны сами процессы передачи (трансляции), восприятия информации и ее преображения в сознании. «Значимые другие» влияют на образ «Я» индивида.
И. С. Кон представлял образ «Я» как иерархическую систему диспозиций. В основе этой системы «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»48.
Для выявления «значимых других» необходимо определить характерные черты или критерии отнесения к этой категории. Для этого обратимся к трехмерной модели «значимого другого» разработанной А. В. Петровским. Он выделял три фактора репрезентации личности:
А.В. Петровский полагал что «значимый другой» может обладать как всеми тремя качествами, так и только одним.
Под «значимыми другими», в контексте телевидения, мы будем понимать, героев фильмов, сериалов или ведущих телепередач, которые оказывают влияние на индивидов, способствуют формированию у них образа «Я» и принятию социальных норм, ценностных ориентаций.
В рамках феноменологического подхода индивид рассматривается как активное социальное существо, которое самостоятельно конструирует себя и социальную реальность. В основу закладываются собственные представления индивида, которые формируются под влиянием «значимых других». Представители феноменологии делают акцент на роли существующих норм, правил и образцов. Но в тоже время, будучи направляемым «значимыми другими», индивид волен свободно интерпретировать получаемые от них символы и смыслы. Таким образом, «значимого другого» можно рассматривать как целостный образ, некую символическую систему, совокупность внешних и внутренних черт.
Информация о работе Влияние телевизионных героев нв самоидентификацию подростка