Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:47, реферат
Понятие «средства массовой информации». Свойства взаимоотношений прессы и аудитории. Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации. Функции СМИ. Особенности радио и некоторые его негативные свойства. Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. Методы влияния на человеческое сознание.
Реферат: Влияние СМИ на формирование общественного мнения.
СМИ представляют собой
учреждения, созданные для открытой,
публичной передачи с помощью
специального технического инструментария
различных сведений любым лицам
* — это относительно самостоятельная
система, характеризующаяся множественностью
составляющих элементов: содержанием,
свойствами, формами, методами и определенными
уровнями организации (в стране, в регионе,
на производстве). Отличительные черты
СМИ – это публичность, т. е. неограниченный
круг пользователей; наличие специальных
технических приборов, аппаратуры; непостоянный
объем аудитории, меняющейся в зависимости
от проявленного интереса к той или иной
передаче, сообщению или статье.
Понятие «средства
массовой информации» не следует
отождествлять с понятием «средства массовой
коммуникации»(СМК). Это не совсем верно,
поскольку последнее понятие характеризует
более широкий спектр массовых средств.
К СМК относятся кино, театр, цирк и т. д.,
все зрелищные представления, которые
отличаются регулярностью обращения к
массовой аудитории, а также такие технические
средства массовой коммуникации, как телефон,
телеграф, телетайп и т. д.
Собственно журналистика
прямо связана с использованием
развитых технических средств
Благодаря использованию
этих коммуникационных средств возникли
три подсистемы СМИ: печать, радио
и телевидение**, каждая из которых
состоит из огромного числа каналов
— отдельных газет, журналов, альманахов,
книжной продукции, программ радио и телевидения,
способных распространяться как по всему
миру, так и в небольших регионах (областях,
районах, округах). Каждая подсистема выполняет
свою долю функций журналистики на основе
своих специфических особенностей.
Печать (газеты, еженедельники,
журналы, альманахи, книги) приобрела
особое место в системе СМИ. Вышедшая
из-под печатного станка продукция
несет информацию в виде напечатанного
буквенного текста, фотографий, рисунков,
плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических
форм, которые воспринимаются читателем-зрителем
без помощи каких-либо дополнительных
средств (тогда как для получения радио
— телевизионной информации нужны телевизор,
радиоприемник, магнитофон и т. д.).
Это обстоятельство
способствует проявлению ряда важных
свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
Во-первых, имеется
возможность быстрого, обзорного
ознакомления со всем «репертуаром»
сообщений, включенных в номер или
книгу. Благодаря этому можно
составить общее впечатление о содержании
выпуска и, далее, выбрав интересующий
материал, определить характер «извлечения»
(просмотр, выборочное ознакомление, подробное
чтение, сохранение номера или вырезки
из него для хранения и повторного ознакомления
и т. д.). Кроме того, у человека есть возможность
самому анализировать информацию.
Во-вторых, можно
пользоваться возможностями «отложенного
чтения» — после первичного ознакомления
оставить материал для внимательного
и подробного прочтения в удобное
время и в подходящем месте (допустим,
перенести знакомство с номером на вечер,
прервать чтение книги, чтобы вернуться
к нему позже и т. д.).
Все это возможно
потому, что печатные издания легко
иметь «при себе» и обращаться
к «извлечению» информации в удобное
время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах,
не позволяющих или мешающих слушать радио
или смотреть телепередачи (в поезде, метро,
автобусе, самолете и т. д.). Правда, можно
использовать переносной и снабженный
наушниками радиоприемник или телевизор
(в том числе плеер), но в этом случае возникают
дополнительные трудности и ограничения
(надо носить с собой технику, возможны
помехи и запреты, экранирование, трансляция
не интересующей передачи и т. д.). При этом
чтение текста и восприятие изобразительного
печатного материала проходит в соответствии
с желанием избирательно, в том порядке,
темпе и ритме, которые устанавливает
сам читатель. Он может обращаться к одному
и тому же произведению несколько раз,
хранить нужное, подчеркивать, делать
пометки на полях (маргиналии) и т. д. и
т. п. Все это определяет множество положительных
сторон при контакте с печатными изданиями,
что делает их на настоящий период незаменимыми
и важными носителями массовой информации.
Однако и у печати
есть свойства, по которым она проигрывает
другим средствам коммуникации. Если телевидение
и особенно радио способны передавать
информацию практически непрерывно и
в высшей степени оперативно, то печать
самой технологией обречена на дискретность
выпуска номеров и книг. В настоящее время
частота выпуска печатной периодики колеблется
от ежедневного (газета) до ежегодного
(альманах). Конечно, можно делать выпуски
газет, особенно с экстренной информацией,
и несколько раз в сутки (так часто случалось
в условиях неразвитости других средств
коммуникаций), но это связано с трудностями
печати и доставки, и поэтому с распространением
радио и телевидения такая практика почти
прекратилась.
Таким образом, пресса
проигрывает в оперативности
информирования. Ведь невозможно избежать
значительного разрыва во времени
между подготовкой номера, печатанием
тиража, доставкой и получением его «потребителем».
Это особенно касается прессы, распространяемой
по всей стране.
Вторым по времени
появления средством массовой коммуникации
является радиовещание. Наиболее характерной
его чертой является то, что носителем
информации в данном случае оказывается
только звук (включая и паузы). Радиосвязь
(использующая радиоволны — эфирное вещание,
осуществляемая по проводам — проводное
вещание) позволяет мгновенно передавать
информацию на неограниченные расстояния,
причем получение сигнала происходит
в момент передачи (или — при передаче
на очень большие расстояния — с небольшой
задержкой). Отсюда возможность такой
оперативности радиовещания, когда сообщение
поступает практически в момент свершения
события, чего невозможно в принципе добиться
в прессе. Кроме того, радио очень популярно
среди автолюбителей, поскольку нет возможности
обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Если первоначально
радио было способно транслировать
только речевые сообщения, то по мере
совершенствования передающей и принимающей
радиотехники стала возможной передача
звука всех типов — звучащей речи, музыки,
шумов. Благодаря этому радио способно
создавать полноценную звуковую картину
мира. Изобретение различных способов
записи звука позволило широко использовать
возможности монтажа, воспроизводить
полностью или «цитировать» давно прошедшие
передачи, и т. д.
Проведенный опрос,
направленный на выяснение степени
доверия к радио, показывает, что
процент опрашиваемых, доверяющих определенному
радио, довольно высок.
Жители столицы
наряду с «Радио России» и «Маяком»
доверяют информационным передачам
«Эха Москвы».
Информации «Радио
России» больше всего склонны
доверять люди пенсионного возраста
(21 %). «Русское радио» и «Европу плюс»
чаще других упоминали респонденты моложе
35 лет (23 % и 21 % соответственно).
Информационным передачам
«Эха Москвы» отдают предпочтение в
первую очередь люди с высшим образованием
(7 %).
А информация «Нашего
радио» имеет равную долю предпочтений
во всех социально-демографических группах,
но несколько большее предпочтение ей
оказывает молодежь.
Как показал опрос,
уровень доверия к радио в
столице меньше, чем по всей России,
вероятно, это связано с тем, что
в Москве больше других СМИ, т. е. инфраструктура
СМИ более развита. Уровень доверия к радиостанциям
«Эхо Москвы», «Авторадио» и «Наше радио»
по всей России невысок, потому что охват
радиовещания этих радиостанций недостаточен.
«Радио России»
выглядит в глазах людей пожилого
возраста дающим наиболее достоверную
информацию, поскольку придерживается
консервативных взглядов. «Маяк» также
представляет собой консервативное радио
и дает только достоверную информацию.
То же самое можно сказать и по поводу
радио «Эхо Москвы». Кроме того, эфир этого
радио во многом состоит из различных
пресс-конференций с известными людьми
и политическими деятелями.
Соответственно, программная
политика «Русского радио», «Европы
плюс» и «Нашего радио» более
сориентирована на молодежную культуру.
Характерным для
радио является вневизуальность —
(лат. viceo «видение»). На первый взгляд это
недостаток радио, на самом же деле, составляя
глубокую основу специфики радио, вневизуальность
позволяет реализовать возможности звука
в такой мере, в какой не позволяет сделать
это телевидение. Отсутствие видеоряда
представляет слушателям радио две группы
возможностей восприятия. Слушатели радио
имеют возможность воспринимать звук
более полно и глубоко, поскольку слушатель
не отвлекается от звучащей речи, музыки,
голосов жизни, «не делит»
своего внимания между
звуком и тем, что его сопровождает. В этом
смысле существует большая разница между
прослушиванием концерта классической
музыки по радио и «слушанием – смотрением»
его по телевидению (ведь в первом случае
аудитория воспринимает уже «сделанное»
произведение, а во втором – имеет возможность
наблюдать за тем, «как делается» произведение
дирижером, оркестровыми группами, отдельными
оркестрантами и т. д.) Радио как бы отфильтровывает
звук от всех других элементов ситуации,
несущих при зрительном восприятии информацию,
часто ненужную и даже нежелательную,
и тем самым сосредоточивает восприятие
на нем «самом по себе». Но «монополия»
звука, разумеется, ограничивает возможности
для аудитории «увидеть», как и кем создается
«звуковая картина».
Помимо этого, еще
одна особенность радио – та, что отсутствие
видеоряда позволяет слушателям проявить
свои способности «фантазирования» мысленного
образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение
художественных произведений и передача
литературно — музыкальных композиций
позволяют создавать с помощью музыки
и текста свое видение персонажа, соответствующее
личному характеру восприятия художественного
произведения (хотя актер или ведущий
некоторым образом «задает рамки» слушательской
фантазии).
Однако особенности
радио определяют и некоторые его негативные
свойства. Радиовещание в определенном
смысле принудительно — передачу можно
слушать лишь в то время, когда она идет
в эфир, притом в том же порядке, темпе
и ритме, которые заданы в студии. Поэтому
невозможно отложить прослушивание на
удобное время, делать это быстрее или
медленнее, в избранном порядке, тем более
«просматривать», как это свойственно
контактам с печатными текстами. Эти черты
радио заставляют внимательно изучать
возможности тех или иных слоев аудитории
и составлять программы с учетом распределения
времени, характера занятий, психического
и физического состояния слушателей в
различные временные отрезки. Соответственно
повышается роль предваряющего передачи
обзора их содержания (типа «сначала новости
вкратце»), а также, разумеется, большей
опоры на предпочтения, интересы, мотивы
аудитории при обращении к информации
радио.
Наконец, следует
отметить, что, хотя и возможно создание
множества каналов
Телевидение вошло
в жизнь в 30-х годах и стало,
как и радио, равноправным участником
«триумвирата» средств массовой
информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем
оно развивалось опережающими темпами
и по ряду параметров (событийная информация,
культура, развлечение) выдвинулось на
первое место.
Телевизионная специфика
родилась как бы на пересечении возможностей
радио и кино. От радио телевидение
взяло возможность передавать сигнал
с помощью радиоволн на далекие
расстояния — этот сигнал одновременно
имеет звуковую и видеоинформацию, которая
на экране телевизора в зависимости от
характера передачи несет кинематографический
характер или же характер фотокадра, схемы,
графика и т. д. На экране телевизора может
быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на
телевидении возможна организация
оперативных передач как из студии,
так и с места событий (хотя
прямое включение имеет ряд трудностей
технического порядка, преодолеваемых
с развитием видеотехники и каналов
связи). Преимущества же такой оперативной
«живой» передачи, идущей прямо в эфир
с места события, в значительно большем,
чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку
в органическом единстве находятся звуко-
и видеоряд и задействованы оба важнейших
типа рецепторов человека, что обеспечивает
создание более прочных связей с аудиторией.
На телевидении
«аудио» и «видео» могут
Такая же (как и
у радио) «принудительность» телепрограмм,
т. е. невозможность для зрителя
изменить время просмотра передач, их
порядок и структуру, требует особенно
тщательного подхода к составлению программ.
Печать, радио и
телевидение представляют собой
своеобразный «триумвират» средств
массовой информации, каждое из которых
обладает рядом особенностей, проявляющихся
в виде и способах донесения информации
до аудитории. Однако при наличии специфичных
свойств печать, радио и телевидение имеют
нечто общее — это способность донести
до массовой аудитории более или менее
оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную
информацию. Но есть и своеобразные черты,
принадлежащие только какому-либо одному
средству (кинематографическое изображение
на телевидении, словесно-буквенная информация
в прессе, вневизуальное звуковое сообщение
на радио).
Информация о работе Влияние СМИ на формирование общественного мнения