Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить влияние молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Объект исследования: Подростковые субкультуры.
Предмет исследования: Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
Задачи исследования:
Изучение литературы по проблеме влияния молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Раскрыть понятие «неформальные молодежные объединения» и «подростковая субкультура».
Раскрыть сущность десоциализации подростков.
Выявить влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подростки и подростковая субкультура
§1.1. Подростковый возраст как период развития……………………………………..5
§1.2Типы и виды подростковых объединений. Классификации неформальных подростковых объединений………………………………………………………………...9
§1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях………………………………………………………………………………14
Глава 2. Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
§2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков…………………………………………………………………………………17
§2.2.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния на личность подростков.………………..……………………………………………………………20
§2.3. Факторы влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков…………………………………..………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………….................................................................................31

Работа содержит 1 файл

КР. Юля Черникова..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

§2.3. Факторы  влияние  подростковой субкультуры  на десоциализацию подростков.

    Сложность социальной реальности настоящего момента в российском обществе во многом обуславливается противоречивостью того периода, в котором оно оказалось после распада СССР. Этим объясняется, в частности, тот факт, что те социализирующие институты и воспитательные средства воздействия на сознание подрастающего поколения, которые в течение длительного исторического периода были действенны и изначально рассматривались как положительные, в силу указанных причин приобрели двойственность. Эта двойственность проявляется том, что они получили способность выступать и как социализирующие и как десоциализирующие факторы одновременно. Учитывая сложившуюся ситуацию и характерные особенности подросткового возраста, будучи не в состоянии разобраться в сути происходящего и адекватно оценить последствия своих поступков, подростки принимают определенную субкультуру, которая не только не помогает их успешной социализации, но и приводит к прямо противоположному результату – десоциализации.

  Различные субкультуры, в подавляющем большинстве  случаев, создавались в знак протеста молодежи против каких-то явлений в обществе и государстве. Представители этих субкультур демонстрировали свою уникальность не только через жизненную философию и поведение, но и через внешние атрибуты, словно говорившие окружающим людям «Мы не такие, как вы, мы – особенные». При внешнем разнообразии у всех представителей молодежных субкультур есть общее – они часто вступают в конфликты из-за особенностей своей внешности и поведения.

Скинхеды, появившиеся в Германии и Англии в 60-70-х гг. XX в., занимались избиением и террором иностранных рабочих с целью изгнания их из страны. Последние «заслуживали» это тем, что в массовом порядке лишали заработка коренных граждан, поскольку соглашались выполнять ту же работу за мизерную плату.

  Хиппи появились в 60-7-х. гг. прошлого столетия. Они протестовали против войны во Вьетнаме. Государственной милитаристской пропаганде хиппи противопоставляли свой пацифизм и анархизм.

  Движение  Панков возникло в 80-х гг. минувшего века. Панки выражали протест против насилья официальной культуры – чопоротной, чистой, аккуратной. Отсюда их склонность к нечистоплотности. Само название «Панки» переводится как «отбросы»

  Более важной является информация о конкретных субкультурах, которая содержится в  общественном сознании, т.е. репутация  субкультур в обществе. Представить реакцию обычных людей, если в месте их массового скопления вдруг появится большая группа представителей того или иного молодежного движения. Вероятнее всего, люди сильно забеспокоятся и постараются поскорее расступиться при появлении скинхедов, панков и футбольных фанатов. Будут вести себя спокойно и даже заинтересованно посмотрят вслед при виде хиппи или толкиенистов. Металлисты, рокеры, байкеры вызовут противоречивую реакцию, во многом зависящую от их действий в конкретной ситуации. Окружающие их люди напрягутся, но в тоже время посмотрят на них с любопытством. Что касается реперов, то они наверняка будут встречены презрительными взглядами.

  Панкам, скинхедем, футбольным фанатам, реперам  общество приписывает низкий уровень  развития интеллекта, культуры поведения, склонность к фанатизму и высокую агрессивность. Такая общественная установка во многом справедлива. На это указывают такие факторы, как характер основной деятельности данных субкультур, отношение их представителей к окружающему миру, жизненная философия и особенности внутригрупповых отношений.

  Начнем  со скинхедов. При всем разнообразии течений внутри этой субкультуры основное направление деятельности для всех скинхедов обыкновенна – очистка своей территории от «инородцев» путем их физического уничтожения, запугивания, изгнания. Скинхедов не волнует что «инородец» может быть честным и порядочным человеком, родившемся и выросшем в их городе. Что касается, внутригрупповых отношений то в них царит жесткая военная дисциплина, а новичкам устраивают испытание в виде неожиданного группового избиения. Тем самым их проверяют не только на умение терпеть боль и постоять за себя, но и на готовность быть униженным покорным слугой авторитарного вождя. Что считается признаком низкоразвитой личности.

  Панки в свою очередь, славятся в неформальной подростковой среде своей агрессивностью, угрюмостью,  замкнутостью.  Основной мотив их поведения противопоставление себя традиционной культуре, что, в частности проявляется в их неряшливости.

  Футбольные  фанаты давно прославили себя массовыми потасовками, учиняемыми во время и поле матчей, и своим фанатизмом, в том числе ненавистью к болельщикам других команд. Чаще всего подобное возможно лишь при высокой внушаемости, групповой зависимости, агрессивности и низком интеллекте.

  Реперы  вызывают опасения и презрение из-за явной внешней расхлябанности и разболтанности, что подчеркивается просторной болтающейся одеждой. Эти внешние признаки говорят о реальном  или напускном легкомыслии, демонстративности и потенциальной агрессивности. Последнее впечатление усиливается во время танцев – быстрых, жестких, ритмичных, изобилующих резкими размашистыми движениями, способными доводить некоторых ребят до агрессивного экстаза.

  Хиппи и толкиенисты  демонстрируют иную картину. Их объединение в одну группу условно, поскольку они сильно отличаются. Однако есть и то, что их объединяет. Желающие стать участником одного из этих движений должен быть достаточно умен, культурен, образован, должен уметь глубоко и самостоятельно мыслить. Жесткие, авторитарные отношения здесь недопустимы. Уважительный демократический стиль общения всячески приветствуется. Эти субкультуры изначально создавались людьми совершенно иного склада.

  Первые  хиппи открыто выступали против военной кампании США во Вьетнаме, что было не безопасно. Во всяком случае, их открытые выступления были куда более рискованны, чем редкие, происходившие то тут, то там, избиения «инородцев», После которых зачинщики моментально скрывались.

  История зарождения толкиенизма тоже достаточно показательна. Его основателями в нашей стране были студенты гуманитарных специальностей, первоначально организовавшие и проводившие ролевые игры по мотивам знаменитой фантастической трилогии Д.Толкиена «Властелин колец». Позже движение тематически и территориально расширилось,  его социальная структура «расслоилась»; толкиенисты стали появляться  в различных российских городах. Ролевые игры начала ставиться по мотивам произведений многих других писателей-фантастов: Роджера Желязны, Фрица Лейбера, Ника Перумова, Сапковского и других, а также на культурно-исторические темы. Хиппи и толкиенисты, к сожалению, не избежали естественного процесса деградации и разложения, который рано или поздно начинается в любой долго существующей субкультуре. Это происходит по тому, что на смену ее родоначальникам приходят другие люди, как достойные приемники, так и весьма примитивные представители молодежи. Последние создают дурную репутацию своему движению. На них лежит ответственность за упрощение жизненной философии субкультур, привнесение в них всяческих пороков, сведение всего внутреннего разнообразия к внешним атрибутам. Среди хиппи все это привело к распространению наркомании, социальной пассивности, распущенности, анархизму. По этой причине субкультура хиппи близка сегодня к исчезновению, поскольку приток подростков в нее крайне слаб. В движении толкиенистов негативные тенденции проявляют себя в уходе «стариков», носителей главных ценностей, в возникновении групп, похожих на секты так называемые эльфятники, т.е. небольшие замкнутые сообщества плохо адаптированных представителей молодежи, которые полностью замыкаются на своем вымышленном мире.

  В последнюю группу, также весьма условно, объединяют субкультуры металлистов, рокеров и байкеров.  Восприятие обществом данных субкультур достаточно сложно и противоречиво, поскольку ионии «расслаиваются» на множество подгрупп. Одни из них активно создают своему движению доброе имя, другие настойчиво портят ему репутацию. Психологическая суть этих неформальных движений имеет ярко выраженное мужское начало, усиленное экстремальной направленностью интересов его участников. Мужское начало проявляет себя в одежде – в черных кожаных куртках, часто с большим количеством металлических включений, джинсах, остроносых ботинках и т.п. В особенностях поведения – решительного, уверенного, напористого, но порой слишком агрессивного и не обдуманного. Экстремальность интересов металлистов, рокеров, байкеров буквально сквозит в их деятельности - в опасной езде на мотоциклах, в занятиях экстремальными видами спорта, в слушании и создании музыкальных произведений с жестким, порой очень агрессивным смысловым и энергетическим содержанием. Поэтому метелисты, рокеры и байкеры имеют в обществе особую репутацию, которая заставляет многих внутренне напрягаться при появлении этих представителей молодежи. [15]

  Несколько экзотическая для России субкультура  растманов, уходящая корнями в синкретические культы стран Карибского бассейна, по преимуществу благодаря музыкальному стилю «реггей»(регги). Это полная «тепла» и радости по стилю музыка с характерным запоминающемся ритмическим рисунком также выросла из традиционных религиозных песнопений. Вряд ли все любители «реггей» предали свою жизнь в руки «Джа»(имя бога в рассматриваемой культуре), но очевидно, что многие отдали ее в сети марихуаны. Употребление данного наркотика – значимый атрибут субкультуры растаманов. Марихуана(ганж) – выступает как священное растение, дарованное свыше, средство вхождения в особык экстатические состояния, позволяющие познать себя и волю бога Джа.

  О субкультуре рейв говорят как о первой постспидовской молодежной субкультуре. Рейв – это вечеринки, которые проходят в клубах, или в других самых неожиданных местах, куда съезжаются молодые люди. Постоянных посетителей рейвов называют рейверы. В центре субкультуры рейв – танцы: довольно продолжительные (многочасовые), экстатичные, с хаотичными движениями, которыми рейверы словно заряжают друг друга. Влияние подобных танцев на психику очевидно, но плохо изучено.

  Вывод: В настоящее время выделяются следующие направления подростковой субкультуры: скинхеды; хиппи; панки; футбольные фанаты; реперы; толкиенисты; металлисты; рокеры; байкеры; байкеры; растаманы; рейверы и др. Большинство из них создавались в знак протеста молодежи против каких-то явлений в обществе и государстве. При внешнем разнообразии у всех представителей молодежных субкультур есть общее – они часто вступают в конфликты из-за особенностей своей внешности и поведения. Молодежные субкультуры привлекают к себе огромное внимание, но преимущественно не в качестве среды творчества и развития, а как источник опасности для социального и духовного здоровья подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Под культурой  понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов группы.

  Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.  Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Определяющей характеристикой подростковой субкультуры в России является феномене «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Под подростковой субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

  Подростковые  субкультуры, как правило, оказываются  барьером на пути к  полноценной  социализации, т.к. процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. 

  Подростковый  возраст – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую  судьбу человека. Сочетание зрелости в одних отношениях и незрелости в других, разнообразие форм, в которых могут проявляться эти сочетания, делают разработку жестких стандартов для подросткового периода весьма проблематичной.

  Присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка. Общение содействует  успешной социализации подростка, но также  может определить его асоциальное  поведение.

  Подростковые субкультуры привлекают к себе огромное внимание, но преимущественно не в качестве среды творчества и развития, а как источник опасности для социального и духовного здоровья подростков.

И в заключение хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами подростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем подростков, как подростковая субкультура и подростковая агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с подростками могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть подростковых исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой подростковая культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков