Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить влияние молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Объект исследования: Подростковые субкультуры.
Предмет исследования: Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
Задачи исследования:
Изучение литературы по проблеме влияния молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Раскрыть понятие «неформальные молодежные объединения» и «подростковая субкультура».
Раскрыть сущность десоциализации подростков.
Выявить влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подростки и подростковая субкультура
§1.1. Подростковый возраст как период развития……………………………………..5
§1.2Типы и виды подростковых объединений. Классификации неформальных подростковых объединений………………………………………………………………...9
§1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях………………………………………………………………………………14
Глава 2. Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
§2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков…………………………………………………………………………………17
§2.2.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния на личность подростков.………………..……………………………………………………………20
§2.3. Факторы влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков…………………………………..………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………….................................................................................31

Работа содержит 1 файл

КР. Юля Черникова..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

        Прежде всего, необходимо отметить, что общение со сверстниками может содействовать  реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижения и поддержания высокого общественного статуса. Реальное усиление «Я» возможно в случае, если у подростка действительно имеются достижения в какой-либо области – спорте, музыке и т.п., - которые значимы в подростковой среде. Иногда, некоторое усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а через ощущение принадлежности к группе, позволяющее подростку почувствовать сильное «Мы».

        Поэтому подростки  столь остро воспринимают критику взрослых в адрес своей компании – это означает ослабление их собственного «Я». Они испытывают тревогу при возможности потери друзей, переживают, если взрослые при них оказывают те или иные воспитательные воздействия.

  Особенностью  неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

  Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное  время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%.

  Необходимо  понять, что молодому человеку нужно  определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек  должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий  промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне»1.

  Вывод: В подростковом возрасте референтная группа ровесников приобретает большое значение. Присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Влияние сверстников на личность подростка во многом опосредуется его семьей. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Общение со сверстниками может содействовать  реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Влияние субкультуры  на десоциализацию подростков.

  §2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков

Социализация  – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

    Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность. Социализация рассматривается как процесс и как результат.

  Социализация  как процесс - особенности социального становления личности.

  Социализация  как результат - характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в социальном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его сверстникам.

  Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. 
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

  Десоциализация – утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (таких, как, например, длительные болезни, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные условия самопроявления и др.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.[13]

  Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация), англ. desocialization, нем. Desozia-Itsatton) — утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума

В.В. Морозов и А.П. Скробов выделили следующие противоречия социализации молодёжи за последний период

Современные требования молодёжи к обществу и реальность нашего общества
Объективно  усложняющиеся общественные отношения, всё возрастающие требованиями со стороны общества к социализации и воспитанию молодого поколения недостаточное использование социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека.
Стремление  видеть общество процветающим современная социальная и экономическая нестабильность.
Стремление  к демократии и гуманизму оставшиеся  административные методы воспитания.
Непрерывность процесса социализации и культурного  воспитания остаточная  система финансирования государственных  культурных и воспитательных учреждений.
Определённая  система ценностей неопределённость  в условиях существования одновременно “старых” и “новых” ценностей.
“Каждому  по труду” бесполезность честного труда.
Потребности в высоком благосостоянии возможности государства  удовлетворить такие потребности.
Соответствие  слова и дела социальная  незащищённость при общем курсе  на правовое государство.

Итак, общая  причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте  — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. Десоциализация является одной из сторон процесса социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.  
Вывод: Десоциализация приводит к нарушению плавного накопления новых знаний, ценностей, норм, и в результате превращается в разрушение нравственных основ личности.
Учитывая особенности подросткового возраста, сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся в обществе подростки принимают определенную субкультуру, которая не только не помогает их успешной социализации, но и приводит к прямо противоположному результату – десоциализации. 
 
 

  §2.2.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния на личность подростков.

        Социализация индивида" усвоение им социального опыта проходит по мере все более активного включения  в многоплановые и разносторонние общественные отношения" по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями. Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами

      По-видимому, необходимо различать нарушения  социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения  не носят асоциального и тем более  противоправного характера, и нарушения  социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые, в конечном счете, обусловливают, по словам Л. С. Выготского, "врастание в человеческую культуру".

      Н. А. Стручков считает, что "десоциализация выражается в том, что появляется личность правонарушителя".

      Формирование  личности в данном случае идет под  влиянием различных асоциальных  либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами  и ценностями, носящими антиобщественный характер. По сути дела, десоциализация - это не что иное, как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

      Таким образом, ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов" включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне. Прежде всего, это может выражаться в формировании негативных, антиобщественных ценностных ориентаций и асоциальных установок, в формировании своего рода криминогенной противоправной направленности личности, что, в частности, отмечают в своих работах по проблемам личности подростка психологи Г. А. Аванесов, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов и другие.

      Личность подростка, личность асоциального типа аккумулирует в себе определенные негативные социальные влияния, испытываемые им в процессе социализации. Эти негативные социальные влияния, играющие десоциализирующую роль, либо непосредственно исходят из среды, от ближайшего окружения индивида, либо являются следствием нарушения действия механизмов социализации, в результате чего возникают различные осложнения и затруднения в освоении социального опыта, социальных программ. В связи с этим, отрицательное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

      Прямые  десоциализирующие влияния оказываются  со стороны ближайшего окружения, которое  прямо демонстрирует образцы  асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа, В таких случаях мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации. В роли таких институтов десоциализации могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы. Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды.

      Косвенные десоциализирующие влияния среды могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического и психологического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации ведущих механизмов и способов социализации, посредством которых происходит усвоение системы внешней регуляции во внутреннюю, что, как правило, характеризует неорганизованную должным образом воспитывающую среду.

      Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию  прямых десоциализирующих влияний  среды, но и создание воспитывающей  среды в коллективах школьных и внешкольных детских учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и тем самым в полную меру выполнять свои функции ведущих институтов социализации.

Вывод: Вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации. Отрицательное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.  
 

Информация о работе Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков