Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить влияние молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Объект исследования: Подростковые субкультуры.
Предмет исследования: Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
Задачи исследования:
Изучение литературы по проблеме влияния молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Раскрыть понятие «неформальные молодежные объединения» и «подростковая субкультура».
Раскрыть сущность десоциализации подростков.
Выявить влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подростки и подростковая субкультура
§1.1. Подростковый возраст как период развития……………………………………..5
§1.2Типы и виды подростковых объединений. Классификации неформальных подростковых объединений………………………………………………………………...9
§1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях………………………………………………………………………………14
Глава 2. Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
§2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков…………………………………………………………………………………17
§2.2.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния на личность подростков.………………..……………………………………………………………20
§2.3. Факторы влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков…………………………………..………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………….................................................................................31

Работа содержит 1 файл

КР. Юля Черникова..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

    Подросток стремится расширить  свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. 
 
 

  §1.2 Типы и виды подростковых неформальных подростковых объединений.

    Объединения подростков представлены  в специальной литературе и  общественном сознании разными  понятиями: неформальное объединение  подростков и молодежи, уличная группировка, стихийная группа, дворовая компания, подростковая субкультура и др. Данный факт свидетельствует как о разных объектах изучения, так и о различии в подходах к исследованию и взаимодействию с подростковыми объединениями. Отсюда и разнообразие в определениях. Рассмотрим некоторые из них.

  Л.А.Радзиховский - педагог и психолог, определяет неформальное молодежное объединение (НМО) как «социально-психологичкское явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях».[9]

    Другие исследователи (психологи - К.Е.Игошев и Г.М.Миньковский) рассматривают неформальные объединения как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков, таких как «возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников моделей поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоуважение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия; выраженные особенности (или система) мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности».[9]

В работах  А.С.Запасецкого, А.П.Файна исследователи психолого-педагогической проблемы подростковой субкультуры, неформальные молодежные объединения рассматриваются как группа людей,  имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную модель атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенностями ролевого поведения. [5]

    Нет единства и в истолковании  понятия  «молодежная субкультура». В работах С.Фриса психолога и педагога, «субкультура – социальная, этническая, или экономическая группа людей с особым собственным характером в пределах общей культуры общества».

  «Если под культурой понимать специфический человеческий способ жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование, а под образом жизни – относительно-устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, классы) формы жизнедеятельности, - пишет Я.Глинский, - то сообщества с преобладанием ценностей, норм, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе (общепринятых), образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую, религиозно-культовую, криминальную и др.)»[11]

  «Юношеская  субкультура, - пишет И.С.Кон, - не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее, она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения».[6]

  В своей работе мы будем пользоваться определением А.В.Мудрика.

  В.Мудрик определяет «субкультуру» как совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления отдельных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «Мы» отличного от «Они». К признакам субкультуры он относит: ценностные ориентации, взаимодействия, взаимоотношения, статусную структуру, предпочитаемые источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, фольклор.

  Существуют  многообразие подходов к классификации  неформальных групп. Так И.П.Башкатов считает, что способом выявления  социально-психологических особенностей групп является анализ асоциально-криминальной деятельности. Отсюда в основу типизации групп положены соответствующие критерии: совокупный асоциальный опыт и опыт, и мотивы асоциальной деятельности.

Классификация неформальных групп  несовершеннолетних  правонарушителей. (по И.П.Башкатову).

1.Социально-нейтральные (озорные) группы общения. В таких группах взаимоотношения не опосредуются или в малой степени опосредуются совместной деятельностью. Низкий уровень организованности, подготовленности к групповой деятельности. В социально-нейтральных группах общения отсутствует внутригрупповая структура, нормы и ценности существуют на личном уровне. Доминирует интимно-личностное общение.

  - Вид групп: Территориальные группы, дворовые, уличные компании.

  - Виды правонарушений: порча имущества,  вымогательство денег у младших  и сверстников, драки.

  1. Асоциальные (предкриминальные) группы подражания. В таких группах отмечается наличие групповых асоциальных ценностей и норм. Доминирует интимно-личностное общение на основе специфической направленности. Взаимоотношения опосредуются совместной деятельностью. Наличие особого стиля жизни, символики, сленга. Присутствуют элементы групповой иерархии, лидерства. В асоциальных группах средний уровень сплоченности, организованности. Ситуативный характер асоциальных действий, отсутствует криминогенная направленность.

  - Виды групп: «Фанаты», «панки», «хиппи», «рокеры», «металлисты».

  - Виды правонарушений: Драки, злоупотребления алкоголем и наркотиками, нарушение общественного порядка.

  1. Неустойчивые криминальные (антиобщественные) группы. В таких группах присутствуют криминальные  традиции законы и нормы. Присутствуют элементы планирования преступлений. Относительная устойчивость внутригрупповой структуры и системы лидерства. Определенная подготовленность к совершению правонарушений. Выраженность элементов криминальной субкультуры. Присутствуют элементы групповой поруки, скрытая криминогенная направленность.

  - Вид группы: подростковые банды  (гэнги), наркоманы (токсикоманы), попрошайки, бродяги, воры, насильники.

  - Виды правонарушений: воровство,  насилие, злоупотребление наркотиками). 

  1. Устойчивые криминальные (преступные) группы. Строгое следование криминальным традициям, нормам, «законам». Господство криминальной субкультуры. Стабильность состава групп. Тщательное планирование преступлений. Четкая оргструктура, жесткая зависимость, групповая порука. Наличие опытного лидера-организатора. Отношения в таких группах опосредуются совместной преступной деятельностью.

  -Вид группы: криминальные группировки (шайки, банды).

  - Виды правонарушений: разбой, грабежи, насилие, вымогательство.

  Следующая типология (П.Е.Сидоров, А.В.Нелидов) значима  с точки зрения социально-педагогической профилактики и основывается на двух основных критериях: ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реализуется.

  1. Криминальная группа как сложившееся сообщество, отличающееся устойчивым составом и развитыми факторами групповой динамики.
  2. Дворовые асоциальные группы. Отличаются наибольшим разнообразием в ведущих деятельностях: группы «бизнеса»; группы «азартных игр»; досуговые, группы психосексуального общения; группы захвата; удержания и доминирования на «своей» территории; хулиганские группы; группы общего девиантного поведения – хулиганства, воровства и уходов из дома.
  3. Группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе.
  4. Группы совместного наркоманического поведения:  алкогольные, наркотические, токсиманические.
  5. Группы реализующие (сублимирующие) психопатические тенденции участников: склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение.

  Таким образом мы можем выделить подростковые группы трех направленностей:

  • 1.Социально-нейтральные (озорные) группы общения
  • Асоциальные (предкриминальные) группы подражания
  • Неустойчивые криминальные (антиобщественные) группы.

Вывод: Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна — стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях.

        Уже в подростковом возрасте референтная группа ровесников приобретает большое значение. Часто она характеризуется определенной манерой поведения, отличающей ее от взрослых и обычно относимой к признакам субкультуры.

        Присоединение к  неформальной группе – нормальный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы (даже асоциальной направленности), оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так И.П.Башкатов полагает, что «не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовлетворении, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.д., а социальные потребности к общению, самоутверждению, престижу, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими другими людьми являются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а также как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы».

        Говоря о подростках, следует особо остановиться на специфике  фактора общения их со сверстниками.

        Многие исследователи отводят фактору общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Мы тоже считаем, что роль общения со сверстниками  у подростков действительно велика, хотя влияние внутрисемейного общения на развитие подростка продолжает оставаться достаточно сильным, т.е. влияние сверстников на личность подростка во многом опосредуется его семьей. Действительно, доверительные отношения в семье могут скомпенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако вероятно и обратное. Непонятый и  непринятый в семье подросток пойдет искать душевное тепло и внимание вне дома: подросток, которого унижают близкие люди, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами в компании. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.

        Итак, отметив непрямой характер влияния сверстников на подростка, перейдем к обсуждению того, на какие стороны личности распространяется это влияние.

        Стремление занять достойное место в коллективе сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Многие исследователи отводят фактору  общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в  позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.

Информация о работе Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков