Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа
Цель исследования: Выявить влияние молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Объект исследования: Подростковые субкультуры.
Предмет исследования: Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
Задачи исследования:
Изучение литературы по проблеме влияния молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Раскрыть понятие «неформальные молодежные объединения» и «подростковая субкультура».
Раскрыть сущность десоциализации подростков.
Выявить влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подростки и подростковая субкультура
§1.1. Подростковый возраст как период развития……………………………………..5
§1.2Типы и виды подростковых объединений. Классификации неформальных подростковых объединений………………………………………………………………...9
§1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях………………………………………………………………………………14
Глава 2. Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
§2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков…………………………………………………………………………………17
§2.2.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния на личность подростков.………………..……………………………………………………………20
§2.3. Факторы влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков…………………………………..………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………….................................................................................31
Подросток стремится расширить
свои права и ограничить права
взрослых в отношении его личности.
§1.2 Типы и виды подростковых неформальных подростковых объединений.
Объединения подростков
Л.А.Радзиховский - педагог и психолог, определяет неформальное молодежное объединение (НМО) как «социально-психологичкское явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях».[9]
Другие исследователи (
В работах А.С.Запасецкого, А.П.Файна исследователи психолого-педагогической проблемы подростковой субкультуры, неформальные молодежные объединения рассматриваются как группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную модель атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенностями ролевого поведения. [5]
Нет единства и в истолковании
понятия «молодежная
«Если под культурой понимать специфический человеческий способ жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование, а под образом жизни – относительно-устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, классы) формы жизнедеятельности, - пишет Я.Глинский, - то сообщества с преобладанием ценностей, норм, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе (общепринятых), образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую, религиозно-культовую, криминальную и др.)»[11]
«Юношеская субкультура, - пишет И.С.Кон, - не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее, она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения».[6]
В своей работе мы будем пользоваться определением А.В.Мудрика.
В.Мудрик
определяет «субкультуру» как совокупность
специфических социально-
Существуют многообразие подходов к классификации неформальных групп. Так И.П.Башкатов считает, что способом выявления социально-психологических особенностей групп является анализ асоциально-криминальной деятельности. Отсюда в основу типизации групп положены соответствующие критерии: совокупный асоциальный опыт и опыт, и мотивы асоциальной деятельности.
Классификация неформальных групп несовершеннолетних правонарушителей. (по И.П.Башкатову).
1.Социально-нейтральные (озорные) группы общения. В таких группах взаимоотношения не опосредуются или в малой степени опосредуются совместной деятельностью. Низкий уровень организованности, подготовленности к групповой деятельности. В социально-нейтральных группах общения отсутствует внутригрупповая структура, нормы и ценности существуют на личном уровне. Доминирует интимно-личностное общение.
-
Вид групп: Территориальные
-
Виды правонарушений: порча имущества,
вымогательство денег у
- Виды групп: «Фанаты», «панки», «хиппи», «рокеры», «металлисты».
- Виды правонарушений: Драки, злоупотребления алкоголем и наркотиками, нарушение общественного порядка.
- Вид группы: подростковые банды (гэнги), наркоманы (токсикоманы), попрошайки, бродяги, воры, насильники.
-
Виды правонарушений: воровство,
насилие, злоупотребление
-Вид группы: криминальные группировки (шайки, банды).
- Виды правонарушений: разбой, грабежи, насилие, вымогательство.
Следующая типология (П.Е.Сидоров, А.В.Нелидов) значима с точки зрения социально-педагогической профилактики и основывается на двух основных критериях: ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реализуется.
Таким образом мы можем выделить подростковые группы трех направленностей:
Вывод:
Главной функцией любого объединения,
будь то самодеятельное движение или контркультурная
неформальная группа, является одна —
стремление к самореализации, субъектному
воплощению (другими словами, чем-то оправдать
своё пребывание в этом мире).
1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях.
Уже в подростковом возрасте референтная группа ровесников приобретает большое значение. Часто она характеризуется определенной манерой поведения, отличающей ее от взрослых и обычно относимой к признакам субкультуры.
Присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы (даже асоциальной направленности), оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так И.П.Башкатов полагает, что «не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовлетворении, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.д., а социальные потребности к общению, самоутверждению, престижу, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими другими людьми являются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а также как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы».
Говоря о подростках, следует особо остановиться на специфике фактора общения их со сверстниками.
Многие исследователи отводят фактору общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Мы тоже считаем, что роль общения со сверстниками у подростков действительно велика, хотя влияние внутрисемейного общения на развитие подростка продолжает оставаться достаточно сильным, т.е. влияние сверстников на личность подростка во многом опосредуется его семьей. Действительно, доверительные отношения в семье могут скомпенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако вероятно и обратное. Непонятый и непринятый в семье подросток пойдет искать душевное тепло и внимание вне дома: подросток, которого унижают близкие люди, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами в компании. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.
Итак, отметив непрямой характер влияния сверстников на подростка, перейдем к обсуждению того, на какие стороны личности распространяется это влияние.
Стремление занять
достойное место в коллективе
сверстников – один из доминирующих
мотивов его поведения и
Информация о работе Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков