Влияние изменений общества его ценностей и норм на изменения семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как "семейную координату" социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
І. Дофамилистическая эпоха 4
1.Семья и фамилистическая культура 4
2. Система социальных норм многодетности 4
І І. Семья в доиндустриальную эру 5
Потенциал парного брака 5
Основные черты семейного образа жизии при феодализме 6
І І І. Семья и индустриализация 7
1. Ослабление значения норм многодетности 7
2. Черты традиционных и современных моделей семьи 11
3. Дезорганизация, крах и кризис семьи 13
ВЫВОДЫ 16
ЛИТЕРАТУРА 17

Работа содержит 1 файл

семья и общество.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

«Запорожский  институт государственного и муниципального управления» 
 
 

                Кафедра социальной работы

                                                                       Дата 

                                                                        Регистрационный номер 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 

ПО СОЦИОЛОГИИ БРАКА И СЕМЬИ

НА   ТЕМУ

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЩЕСТВА ЕГО ЦЕННОСТЕЙ  И НОРМ НА ИЗМЕНЕНИЯ  СЕМЬИ

  
 
 

Выполнила: студентка І І І курса                         Принял:                                                                               

                        заочного отделения                                      

                        группы ЗС 199                                               

                        Сомик Л.В. 
 
 
 

                            ЗАПОРОЖЬЕ  2002

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ           3

І. Дофамилистическая  эпоха        4

     1.Семья и фамилистическая культура      4

     2. Система социальных норм многодетности     4

І І. Семья в доиндустриальную эру        5
  1. Потенциал парного брака        5
  2. Основные черты семейного образа жизии при  феодализме  6

І І І. Семья  и индустриализация        7

     1. Ослабление значения норм многодетности     7

     2. Черты традиционных и современных  моделей семьи   11

     3. Дезорганизация, крах и кризис  семьи      13

ВЫВОДЫ            16

ЛИТЕРАТУРА            17               

ВВЕДЕНИЕ

 

     Социология  изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как "семейную координату" социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей — личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о "воспроизводстве" людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

     Вспроизводство  населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создает демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населении может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

     Сказанное выше позволяет понять отнюдь не пассивное значение института семьи. Семья не обречена на то, чтобы лишь адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, к укладу жизни и социальному порядку. Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциалъной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом.

            І. Дофамилистическая  эпоха

 

1.Семья и фамилистическая культура 

     Семья и фамилистическая культура возникают  исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха обучения индивида общепринятым формамжиз-ни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.

     Приобщение  потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности  посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных.рроводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители". В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз. Важно подчеркнуть, что усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. При этом удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода и поддержку высокой рождаемости, компенсирующей все людские потериУдивительно, но основные черты системы социальной регуляции рождаемости, нейтрализующей высокую смертность и обеспечивающей прирост населения, просуществовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и сохранились вплоть до XXI в. Интересно хотя бы кратко рассмотреть, как достигалась концентрация всей социальной жизни на продолжении рода. 

     2. Система социальных  норм многодетности 

     Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. Социальные нормы высокой рождаемости функционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, т.е. в форме запрета на вмешательство в репродуктивный цикл — физиологическую последовательность наступления беременности и родов после сексуальных отношений (схема 1). Подобные нормы, по нашему мнению, логично называть нормами многодетности, так как при их функционировании число живорождений у отдельных женщин находилось в зависимости только от степени плодовитости (т.е. способности к зачатию и вынашиванию), и создавалась иллюзия цельности, соединенности брачно-сексуального поведения с репродуктивным на основе запрета абортов и контрацепции (нарушение табу могло караться смертью и, значит, противоречило потребности в индивидуальном самосохранении)[4;112].

     В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызвала запрет на непосредственное вмешательство в репродуктивные события, предшествующие родам (хотя средства предупреждения и прерывания беременности были известны издревле). 

Схема 1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ МНОГОДЕТНОСТИ [1;120] 

 
 
 

 
 

 

 

 
 
 

 
 
 

     В процессе исторического развития и  усложнения социальной организации запрет на контрацепцию оставался в силе из-за высокой смертности. В связи с запретом на сексуальные отношения в зависимости от сезонного цикла хозяйственных работ (производственные табу) из календарного года выпадала значительная часть времени, что делало излишним какое бы то ни было предупреждение и прерывание беременности.

     Следует подчеркнуть, что при низкой средней  продолжительности жизни (20-25 лет) нормы  детности были нацелены на полную реализацию репродуктивного периода в пожизненном браке. Отсюда тенденция к раннему вовлечению в брачные отношения всех достигающих половой зрелости и к продолжению деторождения вплоть до потери плодовитости. Отсюда и "сцепление воедино" (ради единой цели — многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности.

     І І. Семья в доиндустриальную эру
 
  1. Потенциал парного брака
 

     Социальная  организация, построенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения. Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья[3;320].

     Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в слож-но-иерархизированной социальной структуре. В первобытных обществах существуют производственно-потребительские отношения, но нет экономики как таковой. Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках "командно-распределительной" экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака. На ранних стадиях рабовладельческого строя за несколько столетий до новой эры возникает та социокультурная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей, в связи с недостаточной исследованностью этого вопроса трудно определить момент возникновения семьи, но важно знать, что ее происхождение обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей — в родителях.

     Обширная  семья при рабовладельческом  строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и  рабов, имущество, домашних животных. Она мало походила на патриархальную семью феодальной системы, относительно которой известно многое благодаря этнографическим данным[2;202].

     Если  мы обратимся к расширенной семье  патриархального типа, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с ательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром окого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Патриархальная семья была источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социальное контроля и т.д. В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни становился чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения — вес совершалось в семье). В значительной степени даже физически можно было уцелеть, лишь принадлежала к семейному клану. В этих условиях их ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.

     Подобная  ориентация на семейно-родственяый  коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрении интересов семейного производства. Установки личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социальною положении личности в общине родительским статусом. Краткий период социализации ребенка, участие детей к домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки.  

  1. Основные  черты семейного образа жизии при  феодализме
 

     Во-первых, "семья" и "экономика" были неразделимыми  понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были "продолжением" вопросов собственности и труда. Дети блатдаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники. Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием не ей семги, и есть основа фамилизма — кик характеристики образа жизни, основанною на "семьецентризме". Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строю дифференцированными и взаимно дополняли друг друга[2;204].

     Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными смиями и отношениями сиойстна с большим числом других семей, с которыми они осуществляли "брачный" обмен.

     В-третьих, преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь, как и жизнь семьи  дворянской, была неразрывно связана  с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь  семьи. Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли. Семья была способом "обращения капитала", движения земельных ресурсов от поколения к поколению.

Информация о работе Влияние изменений общества его ценностей и норм на изменения семьи