Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:15, контрольная работа
Цель настоящей работы – последить какое место и роль в социальной системе занимают понятия «власть» и «авторитет». Для этого мы вначале рассмотрим общую характеристику социальных систем, чтобы понять их основные особенности. Затем по отдельности рассмотрим понятия «власть» и «авторитет», чтобы выявить их сходства и различия. Далее мы выясним, какое место власть и авторитет занимают в такой социальной системе, как организация и изучим системный подход к проблеме власти и авторитета.
Введение
1.Общая характеристика социальных систем. Организация как система
2.Власть. Различные подходы к изучению власти
3. Власть как свойство социальной системы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1.Общая характеристика социальных систем. Организация как система
2.Власть. Различные подходы к изучению власти
3. Власть как свойство социальной системы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Власть как авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять, или распоряжаться действиями других людей появилась вместе с возникновением человеческого общества и должна в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. До возникновения классов и государства власть носила общественный характер. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним. Таким образом, власть неразрывно связана с общественным устройством или социальной системой.
Цель настоящей работы – последить какое место и роль в социальной системе занимают понятия «власть» и «авторитет». Для этого мы вначале рассмотрим общую характеристику социальных систем, чтобы понять их основные особенности. Затем по отдельности рассмотрим понятия «власть» и «авторитет», чтобы выявить их сходства и различия. Далее мы выясним, какое место власть и авторитет занимают в такой социальной системе, как организация и изучим системный подход к проблеме власти и авторитета.
1.Общая характеристика социальных систем. Организация как система
Система – это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Система может быть большой и её целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область. Система стремится сохранить свою структуру – это свойство основано на законе самосохранения. Система имеет потребность в управлении. В системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в неё элементов и подсистем, так как система может обладать свойствами не присущими её элементам и может не иметь свойств своих элементов. Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь. Системы принято подразделять на технические биологические и социальные. Социальная система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов и представляет собой сложный комплекс отношений, возникающий в результате различных взаимодействий индивидов. Социальная система обладает высоким уровнем неопределенности, что объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а так же нюансов в его реакциях на однотипные ситуации. В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем:
1. все сообщество людей;
2. конкретно-историческое общество, то есть совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений – политических, экономических, социальных и духовных;
3. нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения, то есть объединения людей меньшего порядка;
4. организации, действующие в реальном секторе экономики;
5. первичные группы людей, то есть цехи, бригады, участки в рамках фирмы, семья, неформальные организации. Их отличительная особенность – непосредственные контакты каждого с каждым.
Любая социальная система состоит из четырех групп компонентов. Первую группу компонентов составляют люди. Человек является важнейшим компонентом любой социальной системы. Человек – это существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми разнообразными отношениями и формами взаимодействия.
Человек является главным субъектом и объектом управления. Он – носитель и преобразователь информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную роль.
Человек не просто элементарный компонент социальной системы, но и её центр, ядро, в котором концентрируются её связи и отношения с другими средами и со средой окружения. С другой стороны, человек является лишь частью социальной системы и только посредством системы обретает социальное качество, общественную сущность.
Вторую группу компонентов составляют процессы. Процессы могут быть экономические, политические,
Третью группу составляют предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни. Эта группа включает производственные здания, сооружения, орудия и средства труда, средства связи и управления, используемые в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности.
Четвертую группу составляют общественные идеи, культурные и социальные ценности, обычаи и традиции.
Рассмотрим общие системообразующие факторы социальных систем:
1. наличие общей цели для всей совокупности компонентов;
2. подчинение целей каждого компонента общей цели системы;
3. выполнение каждым компонентом определенного круга функций;
4. иерархический принцип построения;
5. отношения координации (сотрудничества) между компонентами системы, принадлежащими одному уровню;
6. наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.
Кроме основной, системы имеют следующую классификацию:
искусственные (создаются человеком для реализации заданных программ и целей) и естественные (создаются природой и человеком для реализации целей существования)
открытые (характеризуются открытым характером связей со внешней средой и сильной зависимостью от неё) и закрытые (преимущество отдаётся внутренним связям)
детерминированные ( функционируют по заранее заданным правилам с заранее определённым результатом) и стохастические (отличаются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней среды и выходными результатами)
жесткие (авторитарные) и мягкие (обладающие высокой чувствительностью к внешним воздействиям и слабой устойчивостью)
Кроме того системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.
Наиболее распространенным классом социальных систем, которые сознательно создаются людьми в процессе их жизнедеятельности, являются различные государственные, хозяйственные и общественные организации.
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих некую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Социальная организация не существует без общества, как и общество не может существовать без созданных им социальных организаций.
Организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет обществу определенные требования.
Рассмотрим особенности социальной организации:
1. Самоорганизация – способность системы сохранять и совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий.
2. Множественность описания, что предполагает возможность выделения в одном и том же объекте различных систем в зависимости от целей, задач и предмета исследования.
3. Возможность каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности.
4. Сложность и стохастичность функционирования. Причем сложность отражает наличие набора взаимосвязанных целей и многообразие связей в организации.
5. Большая инерционность, что позволяет с определенной степенью достоверности предсказывать развитие организации в будущем.
6. Высокая степень надежности функционирования, которая определяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных источников, способов организации производства и управления.
7. Протекание в организации объективных и субъективных процессов. Объективные процессы – это процессы, связанные с действиями законов организации. Субъективные процессы – процессы, связанные с принятием управленческих решений.
8. Наличие формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого обязанностями и полномочиями. Неформальный лидер является членом неформальной группы и признается остальными членами группы как авторитет и защитник её интересов.
9. Основу социальной организации составляет малая группа численностью до 10 человек, выполняющих однотипные или взаимосвязанные функции и расположенных в территориальной близости.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие её деятельности.
2. Власть. Различные концепции власти
Власть – функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Её содержание – подчинение воле носителей функции всех субъектов данной системы. Власть обеспечивает порядок, тое есть соответствие поведения субъектов нормам и ценностям, провозглашенным целесообразными для системы. Власть порождается общественным разделением труда и обуславливается спецификой построения социальной системы как иерархической организации, разделённой на властвующих и подвластных
Существуют различные концепции власти:
Способность людей (социальных групп, классов, специальных органов) присваивать себе волю других людей путем ограничения их свободы (К. Маркс)
Отношения, возникающие в результате, с одной стороны, реализации этой способности присваивать волю других людей, а с другой — готовности людей подчиняться распоряжениям (М. Вебер)
Фактическая способность людей, групп, подразделений, отдельных ролевых позиций программировать и модифицировать поведение и деятельность других людей. (Р. Дарендорф)
Комплекс ролей на основе системы определенных средств (правовых, экономических, психологических, социокультурных, силовых и так далее) для достижения определенных целей.
Проявление права или фактической способности людей, прежде всего должностных лиц, обеспечивать «повиновение» других людей (Л. Урвик).
Умение принимать решение и побуждать других людей к соответствующим действиям. (Г. Саймон) Власть в этом случае не обусловлена местом в иерархии, но сама порождает иерархические отношения.
Итог властных отношений заключается в том, что одни люди играют роль руководителей, а другие - подчиненных. Особняком от других в рамках классической школы по вопросу природы власти стоят работы М.П. Фоллет. Она не связывает объем власти с местом работника в иерархии формальных отношений, а трактует его как результат выполняемых работником функций, конкретных заданий и ситуации, с которой он сталкивается. По мнению М.П. Фоллет, ситуация, в, которой оказывается работник, уже сложилась и на нее остается только реагировать должным образом. В предложенной ею модели власть не связана с вертикальным иерархическим изменением структуры организации, причем она рассматривается как функция, имманентно присущая управлению вообще и неотчуждаемая от других функций управления. По её мнению, в основе власти любого работника в организации отсутствует делегирование полномочий первым лицом, поскольку власть неотчуждаема or других функций управления. Властные полномочия уже заложены в структуре организации. Распределение власти и ответственности основано на интеграции управленческих функций всех подразделении в «единую, тотальную и гармонично функционирующую систему управления». Это дает возможность ввести представление об административной власти в современной организации как иллюзии. В некоторых других концепциях власть трактуется еще более широко: либо как притягательный «дефицитный и самоценный социальный ресурс», объект стремлений для всех (или многих) членов (групп) социальной системы выступающий в качестве источника конфликта, объекта конкуренции (Р. Дарендорф, Д. МакКлелланд) либо как свойство, уже реально присущее в той или иной степени всем членам организации (М.П. Фоллет, М. Крозье, Е. Фридберг).
Так, в концепции М. Крозье она определяется «как отношение силы, где одно лицо может иметь большее влияние: чем другое, но никогда и никто не является лишенным всего объема влияния на других». Власть в организации выступает как результат определенной свободы работника, его возможности проигнорировать распоряжение другого (в том числе руководителя), сделать свое поведение непредсказуемым для других, создавать зоны неопределенности (неуверенности) в сфере деловых отношений и деятельности. Тем самым каждый работник или группа работников имеет возможность влиять на поведение других (что и составляет сущность его власти), требовать определенные льготы за повиновение и предоставление другому права контролировать его поведение.