"Утечка мозгов" из России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

«Утечка мозгов» в России всегда будет существовать. Конечно же, этому процессу способствует и нестабильное экономическое состояние России, и такие проблемы, которые каждый день на слуху: коррупция, бюрократия, влияние родственных отношений при трудоустройстве. Все это создает в головах наших сограждан и не только некий отрицательный образ перспектив развития в России. На формирование мнения при выборе государства для работы также влияют и фильмы, и реклама, где показывают красивых, деловых и счастливых людей, живущих заграницей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический и международный аспекты утечки мозгов 5
1.1 Определение 5
1.2 История 5
1.3 Ситуация в мире: кто, откуда и куда 8
2. «Утечка мозгов» из России 11
2.1 Времена СССР 11
2.2 Российская Федерация 22
2.2.1 Причины миграции 22
2.2.2 Динамика и структура эмиграции из Российской Федерации 25
3. Меры улучшения отечественного рынка труда 31
3.1 «Глобальное образование» Агенства стратегических инициатив 32
3.2 Экспериментальная программа Президиума РАН «МКБ» 35
Заключение 39
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая, 404, Утечка мозгов из России.docx

— 357.28 Кб (Скачать)

Таблица 5 Распределение выбывающих из России по федеральным округам, 2009 г.

Федеральные округа

число выбывших

в страны СНГ, Балтии и Грузию

в другие страны

Центральный

7529

4837

2692

Северо-Западный

3805

2135

1670

Южный

2761

1872

889

Северо-Кавказский

655

450

205

Приволжский

4242

2916

1326

Уральский

4037

3153

884

Сибирский

6782

4417

2365

Дальневосточный

2100

1382

718


Источник: построено  по данным Росстата.

 

 

    1. Меры  улучшения отечественного рынка труда

Что надо для того, чтобы  сделать работу в российской науке  привлекательной для нашей талантливой  молодежи?

Во-первых, необходимо иметь  достаточное число первоклассных  лабораторий, куда молодой человек  мог бы пойти работать после окончания  ВУЗа или после аспирантуры, где  он мог бы повышать квалификацию и  вести научную работу на мировом  уровне, получая при этом достойную  зарплату17 (на сегодня не менее 30 тыс. руб. в аспирантуре и 50-60 тысяч после защиты диссертации).

Во-вторых, он должен иметь  ясную перспективу, что в случае выполнения важных фундаментальных  или инновационных исследований он сможет получить самостоятельную  позицию еще в молодом возрасте и работать уже над реализацией  собственных идей.  При этом, если его работа будет успешной, он получит  адекватное финансирование для поддержки  сотрудников и проведения экспериментов.

В-третьих, должна быть уверенность  в завтрашнем дне, что финансирование не будет внезапно отменено или сокращено, а, наоборот, станет постепенно увеличиваться  пропорционально инфляции.

В-четвертых, для многих большую  роль играет квартирный вопрос.  Сейчас в крупных центрах цены на жилье  столь высоки, что снять, а тем  более приобрести его – не по карману даже хорошо оплачиваемым ученым.  Особенно остро вопрос стоит для  ученых, приехавших из провинции. Не надо забывать, что молодые ученые создают  и молодые семьи.

Не смотря на такой большой  отток ученых и студентов из Росси, нельзя сказать, что государство совсем не поддерживает науку. Один из самых модернизационных научных проектов — технопарк «Сколково» , который направлен на поддержку и подготовку ученых.

3.1 «Глобальное  образование»18 Агенства стратегических инициатив

Программа «Глобальное образование»19 Агенства стратегических инициатив, представленная в прошлом году на петербургском экономическом форуме. Программа предполагает интеграцию в российскую экономику российских выпускников ведущих университетов мира. Отечественное высшее образование настолько не соответствует современным рыночным требованиям, что кадры для проблемных отраслей решили "ковать" за рубежом. Другой вопрос - захотят ли они вернуться работать в России.

Глава направления АСИ "Молодые  профессионалы" Дмитрий Песков рассказал, что программу разработали в 2011 году, и сейчас ее рассмотрение находится  на финальной стадии. По словам авторов, новая программа облегчит доступ молодых к самым лучшим образовательным  технологиям, создаст действенные  механизмы социального лифта, а  также даст возможность активной молодежи реализовать свой потенциал  не за рубежом, а в нашей стране.

- Мы будем оплачивать  учебу российских студентов в  ведущих мировых вузах, после  чего новые специалисты будут  внедряться в ключевые экономические  сферы России, - пояснил Песков. - Участник программы может учиться  в любом из трехсот ведущих  мировых вузов. Проект предусматривает  только магистратские и докторские  программы, так как при обучении  в бакалавриате высока вероятность  того, что человек не вернется  назад в страну.

Вернувшись в Россию, выпускники будут работать по четырем важнейшим  направлениям. Первое - управление российскими  вузами. Одна из самых острых проблем  сейчас - обеспечение их конкурентоспособности, особенно на фоне провозглашенных государством планов по вхождению пяти российских университетов в топ 100 мировых вузов в ближайшие несколько лет. Эксперты признают, что сейчас высшее образование в стране является реципиентом денег от государства, в то время как в некоторых странах образование дает государству больший доход, чем туризм.

Второе направление подготовки - хай-тек-специалисты для кадрового  обеспечения ключевых технологических  платформ. Третье - кадры для учреждений социальной сферы и четвертое - государственное  муниципальное управление. За четыре года действия проекта планируют  обучить таким образом около 3 тысяч новых специалистов, которых, по мнению авторов, должно быть достаточно для изменения экономической  картины в стране к лучшему  и усилению конкурентоспособных  качеств каждой из этих сфер.

Подобные схемы уже  работают в Китае, Бразилии, Казахстане на разных условиях. Например, в Казахстане требуется на время обучения сдать  в залог квартиру в качестве гарантии возвращения, в Китае же нет жестких  условий. Россия выбрала для себя схему заключения соглашения о процентном займе. Как пояснил Песков, государство  оплачивает учебу за рубежом, а потом  по возвращении за три года работы в России новоиспеченный специалист покрывает расходы на свое образование. В тех случаях, когда выпускник  захочет остаться за рубежом, он сам  должен выплатить займы и проценты. Перед поступлением кандидат, которым теоретически может стать любой желающий, проходит предварительное тестирование в России, а сам процесс поступления идет полностью автономно. Человек сам готовится, сам сдает экзамены. При успешном поступлении государство заключает со студентом соглашение, и деньги на обучение переводятся непосредственно на счет университета.

До 2015 года на реализацию программы  планируют выделить около 5 миллиардов рублей, один стипендиат обойдется  стране в полтора миллиона - расходы  рассчитаны исходя из средней стоимости  обучения в ведущих вузах США, Европы и Азии.

Сейчас уже сформирован  список из нескольких десятков администраций, компаний, вузов, желающих взять будущих  выпускников себе на работу - они  должны будут распределить кадры  между собой сами, либо же АСИ  поможет выпускникам с трудоустройством. Реализация программы в других странах  показала, что процент "утечки мозгов" при такой схеме заметно снижается. К тому же необходимость в таком "международном образовании" назрела, когда стало ясно, что выпускники российских вузов не соответствуют  современным требованиям к кадрам.

- Большинство специалистов  с классическим техническим образованием  в России имеют одну компетенцию  - они умеют учиться, - рассказал  директор компании "Русские навигационные  системы" Иван Нечаев. - В итоге  от полугода до восьми месяцев  крупными компаниями тратится  на обучение человека после  вуза. В нашей стране не учат  личностному росту, текущее образование  не успевает за высокотехнологичными  рынками. А люди, которые понимают, к чему они стремятся, потом  гораздо легче внедряются в  любую компанию. Ежегодно бизнес  тратит более 500 миллиардов рублей  на переобучение выпускников  наших вузов.

По словам другого бизнесмена, управляющего одной из крупнейших мировых  аудиторских компаний Александра Ивлева, нашему образованию пока недостает  резких и нестандартных ходов. Вузы могут дать качественное образование, но у наших студентов отсутствуют  так называемые "софт-скиллз" - навыки работы в команде, ведения  переговоров, презентации и убеждения. По мнению Ивлева, главным ограничителем  российских компаний сегодня является поиск кадров.

- Говорят, что у нас  в стране много юристов и  бухгалтеров - это не так, - пояснил  бизнесмен. - У нас много людей  с дипломами бухгалтеров и  юристов, однако при приеме  на серьезную работу отсеивается  более 90 процентов. Настоящих  специалистов мало, сложно найти  даже простого ассистента секретаря.

Программа все же оставляет  много вопросов, например, не опустятся  ли руки при столкновении с российской действительностью у незрелых, но образованных людей, которые должны будут стать руководителями, вернувшись из-за рубежа. Или - не возникнет ли соблазн  у "новых людей" отработать в  России три года как повинность и  благополучно уехать строить карьеру  за рубеж, рассчитавшись за обучение. Однако авторы уверены - при создании адекватных условий для работы и  карьерного роста на родине утечка мозгов даже людей с лучшим мировым  образованием из страны прекратится.

Весь процесс обучения должен быть максимально прозрачным - выпускники программы по возвращении  должны начать вести блоги, в которых поделятся своими впечатлениями о зарубежном вузе и первом опыте работы у себя на родине. К настоящему моменту проект "Глобальное образование" уже прошел стресс-тесты, авторами было принято и изучено более тысячи замечаний на его счет.

3.2 Экспериментальная программа Президиума РАН «МКБ»

Есть примеры, когда простыми мерами и без особенно больших затрат процесс «утечки мозгов» можно затормозить, одновременно подняв уровень нашей науки. Наглядный пример существует в области молекулярной и клеточной биологии (МКБ), которой, во всех передовых странах придается первостепенное значение: расходы на нее составляют около половины всех расходов на науку (в США – более 30 млрд. долларов, или около 1 триллиона руб. в год). Это легко объяснимо, так как МКБ является фундаментом медицины и биотехнологии.

Система мер, была реализована в 2003 г. в РАН как экспериментальная программа20 Президиума РАН «МКБ» при поддержке президента Ю.С. Осипова и вице-президента Г.А. Месяца. В программе были установлены крупные по тем временам гранты (до 4 млн. руб. в год на лабораторию) сроком на 5 лет. Такие гранты выдавались только по-настоящему сильным и продуктивным лабораториям, отобранным на основании независимой экспертизы и публикаций в высокорейтинговых международных журналах. Конкурс в программе был полностью прозрачным.

В результате более 100 наиболее сильных лабораторий, работающих в  области МКБ, получили возможность  реализовывать свои исследования на высоком мировом уровне и выплачивать  приличную зарплату сотрудникам и аспирантам. Существенно, что именно в лабораториях, работающих в фундаментальной науке, происходит наиболее быстрый рост высококвалифицированных кадров, что, естественно, привлекательно для молодежи. Первое и третье условия были удовлетворены: молодым талантам было, где начинать свою научную карьеру и в случае успеха продолжать работать на передовом мировом уровне.

Важной особенностью программы  МКБ было то, что поддерживались не только существующие лаборатории  и группы, но также создавались  новые научные подразделения  под руководством наиболее успешных молодых ученых, не имеющих пока независимой позиции. Конкурс проводился по тем же принципам отбора сильных и продуктивных, но не между коллективами, а между индивидуальными учеными. Условием было согласие любого института РАН предоставить ученому в случае выигрыша гранта место для работы и возможность пользоваться институтским оборудованием.  Грант на такую «Новую группу» выдавался на 3 года с правом продления по конкурсу еще на три года при условии успешной работы.  Таким образом, удовлетворялось второе условие для сохранения в России лучших молодых кадров.  Конкурс на Новые группы был открыт и для наших граждан, работающих за рубежом.

Функционирование программы  привело как к усилению научных  результатов, так и к сохранению талантливых молодых ученых в России. Конечно, для всех ставок не хватало, но лучшие оставались в России, а на запад ехали более слабые. Начался и процесс возвращения успешно работающих соотечественников на постоянную работу в Россию. Конкурс среди них был даже выше, чем среди наших ученых. Большая часть руководителей Новых групп оправдала возлагаемые надежды. Они в большинстве своем защитили докторские диссертации и стали заведующими лабораториями, что привело к определенному омоложению нашей науки. Система в общем работала эффективно и стоила не слишком дорого – 260 млн. руб. в 2009 году по Центральному региону России (без Урала, Сибири и Дальнего Востока). Казалось, она могла бы стать образцом для организации в других областях науки.

Однако из-за непрерывной  инфляции размеры грантов, достаточные  в 2003 г., стали явно недостаточными к 2009 г. Требовалось удвоить финансирование программы. Вместо этого, в 2010 г. произошла катастрофа. Финансирование РАН снизили на 10%, а РАН понизила финансирование программы МКБ почти на треть. Как оправдание приводилось то, что ряд расходов РАН, например на базовую зарплату, понизить нельзя по закону.

Вся система оказалась  на грани разрушения. Особенно в глупом положении оказались вернувшиеся на постоянную работу из-за рубежа. Им обещали на группу 2 млн. руб. в год, а выдали лишь 1,4 млн. Особенно вопиюще это выглядело на фоне программы Министерства образования и науки (МОН), в которой давалось 2 млн. руб. в год нашим гражданам, приезжающим из-за рубежа, но не на постоянную работу, а на два месяца.

В 2010 г. 119 ведущих молекулярных биологов обратилось к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ с просьбой спасти программу МКБ  путем выделения на нее дополнительно 400-500 млн. руб. в год (на всю страну). Обращение нашло поддержку в МОН, РАН, Министерстве социального развития и здравоохранения, но заявка об увеличении на эту сумму финансирования программы, направленная МОН в Министерство финансов, была отвергнута. Интересно, что чиновники Минфина даже отказались обсуждать с учеными этот вопрос. Результаты начали сказываться – целый ряд сильных кандидатов наук из лабораторий, работающих по программе МКБ, уже эмигрировали в 2010 г.

Информация о работе "Утечка мозгов" из России