Управление впечатлениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы было изучение сходств и различий способов управления впечатлениями в ситуациях реального и виртуального взаимодействия. В данной работе рассмотрены наиболее важные и распространенные способы и ситуации управления впечатлениями в реальном и виртуальном мирах на базе сравнения поведения студентов НГУ в реальности и на сайте «В контакте». Было замечено, что все способы можно распределить по классификации, представленной Федоровой Н.: вербальные и невербальные. Рассматриваемая в рамках этой работы цель может внести вклад в изучение новых способов управления впечатлениями, появление которых связано с растущей популярностью социальных сетей.

Содержание

Введение: 4

Глава 1. Способы управления впечатлениями как объект исследования 6

§1.1 Что такое управление впечатлениями 6

§1.2 Возможности социальной сети «в контакте» 10

§1.3. Задачи исследования способов управления впечатлениями 13

Глава 2. Изучение способов управления впечатлениями 15

§2.1. Изучение способов управления впечатлениями 15

§2.2 Интервью как метод изучения способов управления впечатлениями 16

Глава 3. Способы управления впечатлениями: результаты пилотажа 18

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Приложение 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 57.54 Кб (Скачать)

§2.2 Интервью как метод изучения способов управления впечатлениями

 

     Существует  три класса методов сбора данных: наблюдение, анализ документов и опрос  [Ядов, стр. 121]. В данном исследовании мы выбрали метод интервью. Этот метод обладает рядом преимуществ, необходимых для достижения поставленной цели:

1) контроль  понимания со стороны интервьюера;

2) стимулирующее воздействие интервьюера;

3) более серьёзное отношение к опросу;

4) возможность наблюдения за невербальными реакциями [Там же, стр. 177-185].

     В нашем исследовании этот метод является самым подходящим, поскольку для  нас важно знать, насколько осознанно  человек совершает те или иные действия по созданию нужного впечатления, чтобы понять, является ли это действие способом управления впечатлениями  или же ему просто захотелось сделать  это для себя. Также, поскольку перечисление способов управления впечатлениями отсутствует в необходимом виде, интервью позволяет эти способы описать, стимулируя респондента и объясняя ему сложные моменты. 

     Было  опрошено 10 человек, случайно выбранных  студентов НГУ, имеющих анкету на сайте «В контакте». Такого количества было достаточно для понимания недостатков  вопросника1. В выборке было равное количество представителей мужского и женского полов.

 

Глава 3. Способы управления впечатлениями: результаты пилотажа

 

     После апробации инструментария удалось  выявить некоторые ошибки в вопроснике.

     Вопрос  «Что для Вас управление впечатлениями?» стоял в самом начале как вводный, но формулировка этого вопроса была непонятна респондентам. Однако, было важно оставить вопрос именно в таком виде, чтобы узнать, что же респонденты понимают под управлением впечатлениями. Поэтому вопрос ради эксперимента был переставлен в конец вопросника, и, что удивительно, ни один из респондентов после этого не попросил пояснить этот вопрос. Возможно, это объясняется тем, что вопросы о способах и ситуациях позволяют понять респонденту тематику и сформировать свою точку зрения.

     Вопросы о способах в реальности и виртуальности, а также про ситуации в реальности и виртуальности, изначально располагались  группами, но респондент успевал забыть названные методы в реальности и  виртуальности и просил напомнить  их. Решением было  сгруппировать  вопросы по виртуальному и реальному  критериям. После этого проблем не возникало.

     Хорошим решением было сформулировать вопросы  о других людях и отдельно о  самом человеке, это позволило  выделить общепринятые ситуации и способы, которыми сам респондент мог и  не пользоваться, либо не хотел говорить о том, что он их использует.

     Часто вопросы об использовании способов управления впечатлениями при общении  с друзьями / родителями / преподавателями  был не нужен, поскольку респонденты  сами упоминали эти группы ранее, однако некоторым он позволил вспомнить  о том, в каких группах своих  знакомых он использует и в какой  степени способы управления впечатлениями, поэтому эти вопросы решено было оставить.

     Интересно, что ни у одного респондента не возникло проблем при вопросе  о группах знакомых по степени  использования в общении с ними способов управления впечатлениями. Все респонденты смогли четко сформулировать эти группы, практически не задумываясь.

     К сожалению, респонденты часто жаловались (даже в течение интервью по несколько  раз) на излишнюю глубину темы и, как  следствие, сложность формулирования ответов, однако тема показалась им интересной и актуальной, и они охотно рассуждали и делились соображениями с интервьюером.

     А фраза: «Большое спасибо, удачного Вам  дня» оставляет респонденту благоприятные  впечатления об интервью.

Заключение

 

     В данном исследовании мы попытались разобраться  в способах управления впечатлениями, ситуациях их использования в  реальности и виртуальности (на примере  сайта «В контакте»). В качестве теоретической  опоры мы использовали теорию И. Гоффмана об управлении впечатлениями, исследования Н. Курчаковой о способах самопрезентации в дневниках и классификацию способов управления впечатлениями, выделенную Федоровой Н. А.

     При первых же результатах мы выяснили, что люди постоянно используют различные  способы управления впечатлениями, и мы верно заметили, что степень  использования управлений впечатлениями  сильно зависит от того, в какой  ситуации человек находится. Сами респонденты выделяют такие ситуации по степени использования способов управления впечатлениями (по нисходящей) как (обобщенно): 1)публичная ситуация с большим количеством незнакомых или малознакомых людей (поступление на работу, выступление перед аудиторией, знакомство с новыми людьми,..); 2)Публичная ситуация при знакомых людях (общение на людях, посещение со знакомыми каких-то мест, первое свидание); 3)Частная ситуация в окружении круга общения (посиделки с друзьми,…); 4)Частная ситуация в ближайшем кругу (у кого-то это семейное общение дома, у кого-то с лучшими друзьями или любимым человеком).

     При выделении респондентов способов управления впечатлениями, мы убедились в удобности  используемой классификации вербальности/невербальности и выделении крупных блоков «внешний вид», «манеры», «самоописание через характеристики» и «высказывание позиции». Они оказались очень актуальными: почти каждый респондент интуитивно разделял способы по этим блокам. Они говорили об одежде, опрятном виде, официальном стиле (внешний вид); контроле жестов, движений, взгляда, стиль поведения, который от тебя ожидают (манеры); указывание на собственное превосходство в чем-то (самоописание через характеристики); выяснение интересов и разговор о них, рассуждения на какие-то актуальные темы (высказывание позиции). Однако, такие параметры как «речь» и «совершение поступков» в этой классификации не указано, я думаю, что в вербальные виды стоило бы добавить «речь», либо выделить манеры вне вербальности/невербальности и включить ее туда, а в невербальные – «совершение поступков».

     В сравнении способов и ситуаций управления впечатлениями в реальности и  социальной сети можно сказать, что  они одинаковы в стилями своего выражения: одежда – фотография – внешний вид; жесты – то как преподносится страница, стиль речи – манеры; хвастовство – информация о себе – самоописание через характеристики; высказывание своего мнения – статусы, заметки – высказывание позиции.

     Ситуации, однако, различаются. На сайте «В контакте»  мы создаем анкету изначально с учетом того, что ее будут видеть многие знакомые, и существенно ее мы не меняем с приходом каких-то людей  в друзья, разве что родителей  и преподавателей, но и то не всегда. В реальности же мы меняем собственное  поведение гораздо чаще, потому что  в реальности у нас не универсального стиля поведения, рассчитанного  на всех (это просто не нужно), а в  виртуальности мы учитываем мнение сразу всех, кто может увидеть  что-то о нас.

     Эта тема очень интересна и актуальна, и исследование могло бы иметь продолжение в более крупных масштабах. Например, можно было бы изучить различные зависимости способов управления впечатлениями в реальности и социальной сети от социально-демографических характеристик.

 

Список  использованной литературы

 
  • Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной  идентичности и режимы раскрытия  персональной информации // Личность и  межличностное взаимодействие в  сети Internet". Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.:СПбГУ, 2007.
  • Курчакова Н. Формы самопрезентации в блоге // там же
  • Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья Ковалева А. Д.. М. «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.
  • Кравченко Е. И., Гоффман Э. Социология лицедейства. М., 1991.
  • Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации : учеб. пособие [для вузов] / Е. В. Михайлова. Гос. Ун-т - Высш. Шк. Экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  • О сайте «В Контакте» [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://vkontakte-info.msk.ru>[Обращение к документу: 17 мая 2010]
  • Федорова Н.А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности [электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/fedorova_n.html?forprint=1> [Обращение к документу 15 мая 2011]
  • Ядов В. А. Социологическое исследование: методология программа метода. Самара: Самарский университет, 1995.
  • Восприятие [электронный ресурс]. Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5#.D0.92.D0.BF.D0.B5.D1.87.D0.B0.D1.82.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5> [обращение к документу 10 мая 2011]

 

Приложение

 

Вопросник интервью

Здравствуйте, я студентка отделения  социологии нашего университета. Я провожу исследование, направленное на изучение способов управления впечатлениями. Пожалуйста, ответьте на несколько  вопросов. Они анонимные, конфиденциальность гарантируется.  Заранее  спасибо!

Способы управления впечатлениями  в реальности

1) Как Вы считаете, каким образом, какими способами,  с помощью каких средств люди  могут влиять на мнение других  людей о себе? 
 

2) А что Вы  обычно делаете, если Вам необходимо  создать определенное впечатление  о себе? 
 

Ситуации  управления впечатлениями  в реальности

3) В каких  ситуациях люди обычно могут  хотеть, чтобы о них сложилось  определенное впечатление? Приведите  примеры. 
 

4) А когда  Вы стремитесь оставить о себе  определенное впечатление? Приведите  примеры. 
 

Способы управления впечатлениями  во «В контакте»

5) Как Вы считаете, каким образом, какими способами,  с помощью каких средств люди  могут влиять на мнение других  людей о себе на сайте «В  контакте»? 
 

6) А что Вы  обычно делаете, если Вам необходимо  создать определенное впечатление  о себе на сайте «В контакте»? 
 

Обстоятельства  управления впечатлениями  во «В контакте»

7) В каких обстоятельствах люди обычно хотят, чтобы о них сложилось определенное впечатление на сайте «В контакте»? Приведите примеры. 
 

8) А когда  Вы стремитесь сформировать определенное  впечатление о себе на сайте  «В контакте»? 
 

Группы  по степени влияния  на их впечатления

9) Можете ли Вы выделить группы своих знакомых по степени использования в общении с ними управления впечатлениями? 
 

Выявление групп на примерах

10) Используете  ли Вы способы управления впечатлениями  в ситуациях общения: 

  • С друзьями            
  • С родителями           
  • С преподавателями           

11) Изменяете  ли Вы свою анкету, когда у  Вас в друзьях на сайте «В  контакте» появляются:

  • Определенные друзья          
  • Родители            
  • Преподаватели           

Определение

12) Что для  Вас «управление впечатлениями»? 

Большое спасибо за помощь, удачного Вам дня!


Информация о работе Управление впечатлениями