Управление впечатлениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы было изучение сходств и различий способов управления впечатлениями в ситуациях реального и виртуального взаимодействия. В данной работе рассмотрены наиболее важные и распространенные способы и ситуации управления впечатлениями в реальном и виртуальном мирах на базе сравнения поведения студентов НГУ в реальности и на сайте «В контакте». Было замечено, что все способы можно распределить по классификации, представленной Федоровой Н.: вербальные и невербальные. Рассматриваемая в рамках этой работы цель может внести вклад в изучение новых способов управления впечатлениями, появление которых связано с растущей популярностью социальных сетей.

Содержание

Введение: 4

Глава 1. Способы управления впечатлениями как объект исследования 6

§1.1 Что такое управление впечатлениями 6

§1.2 Возможности социальной сети «в контакте» 10

§1.3. Задачи исследования способов управления впечатлениями 13

Глава 2. Изучение способов управления впечатлениями 15

§2.1. Изучение способов управления впечатлениями 15

§2.2 Интервью как метод изучения способов управления впечатлениями 16

Глава 3. Способы управления впечатлениями: результаты пилотажа 18

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Приложение 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 57.54 Кб (Скачать)

Аннотация

     Основной  целью работы было изучение сходств  и различий способов управления впечатлениями в ситуациях реального и виртуального взаимодействия. В данной работе рассмотрены наиболее важные и распространенные способы и ситуации управления впечатлениями в реальном и виртуальном мирах на базе сравнения поведения студентов НГУ в реальности и на сайте «В контакте». Было замечено, что все способы можно распределить по классификации, представленной Федоровой Н.: вербальные и невербальные. Рассматриваемая в рамках этой работы цель может внести вклад в изучение новых способов управления впечатлениями, появление которых связано с растущей популярностью социальных сетей.

 

Оглавление

Введение: 4

Глава 1. Способы управления впечатлениями как  объект исследования 6

§1.1 Что такое управление впечатлениями 6

§1.2 Возможности социальной сети «в контакте» 10

§1.3. Задачи исследования способов управления впечатлениями 13

Глава 2. Изучение способов управления впечатлениями 15

§2.1. Изучение способов управления впечатлениями 15

§2.2 Интервью как метод  изучения способов управления впечатлениями 16

Глава 3. Способы управления впечатлениями: результаты пилотажа 18

Заключение 19

Список  использованной литературы 21

Приложение 22

 

Введение:

     До  настоящего момента было написано множество  работ на такие темы как: представление  себя другим (Гофман И.), лицедейство (Кравченко  Е. И.), самопрезентация (Михайлова Е. В.) и так далее, проще говоря, описаны  различные способы понравиться, создать благоприятное впечатление, сделать ударение на своих лучших качествах, скрыв другие. Так же существуют работы о том, как люди позиционируют  себя в интернете (в основном пишут  о живых журналах и дневниках, например, Соколов М.). Я не обнаружила источников, которые бы сопоставляли поведение людей в реальности и виртуальности (это одна из задач  данной работы), но это важно изучить, потому что связь реальности и  виртуальности становится все более  плотной. В последнее время становятся все более популярными в силу своего удобства различные сайты, где  у человека существует возможность  не только вести своего рода дневник, но и общаться с другими людьми, так сказать, не отходя от кассы. Ранее  четко просматриваемые границы  между реальностью и виртуальностью размываются за счет того, что люди, общающиеся в интернете, часто знакомы  в жизни, и наоборот, знакомства в  интернете часто переносятся  в реальный мир.

     Такие сайты как «в контакте» (www.vkontakte.ru) расширяют возможности взаимодействия людей: «сокращаются» расстояния, мы обмениваемся огромным количеством  информации (фотографиями, видео, заметки, мысли и так далее). Это способствует тому, что люди вынуждены соотносить способы управления впечатлениями, которые они используют в реальности (так как большинство контактных лиц – те, с которыми индивиды взаимодействуют как в социальных сетях в интернете, так и в  реальной жизни) и теми, что используют в интернете. В особенностях такой  ситуации мы попробуем разобраться  на базе студентов НГУ: какие способы чаще используются, как они соотносятся в реальном и виртуальном мирах

     Научно-познавательная проблема: Соответствуют ли друг другу способы управления впечатлениями в реальном и виртуальном мирах

     Объект  исследования: Способы управления впечатлениями

     Предмет исследования: – соотношение способов управления впечатлениями, применяемых в виртуальных и реальных взаимодействиях.

     Цель: Сравнить способы управления впечатлениями в ситуациях реального и виртуального взаимодействия на примере студентов НГУ.

     Основная  гипотеза: Люди не меняют свои реальные стратегии поведения в сеть, они пользуются ими в рамках сетевых возможностей 

     Обоснование практической значимости цели: Сравнение способов управления впечатлениями реальности и виртуальности достаточно ново в связи с только недавним появлением социальных сетей, где человек обязан (по правилам сайта) быть тем, кто он есть: под своим именем и фамилией. Если раньше изучались интернет ресурсы, где человек мог оставаться анонимом и мог не заботиться о впечатлении, которое может повлиять на его реальную жизнь, то сейчас он вынужден согласовывать свои реальное и виртуальное Я. В этом и состоит интерес: как он это делает; структурировать и соотнести его способы управления впечатлениями.

     Предполагаемые  методы сбора информации: Метод опроса (интервьюирование), так как нам интересно именно сознательное воздействие на впечатление людей, а о сознательность можно узнать только с помощью интервью

 

Глава 1. Способы управления впечатлениями как  объект исследования

§1.1 Что такое управление впечатлениями

 

     Управление  впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей [wikipedia]

     Управление  впечатлениями – процесс намеренного внушения какого-то впечатления [Гоффман, стр. 116]

     Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе [wikipedia]

     Самопрезентация – стремление представить желаемый образ себя как в глазах окружающих, так и в собственных глазах. (Б. Шленкер и М. а также М. Лири и Р. Ковальски). [Михайлова, стр. 10]

     Аркин и A. Шутц видят в самопрезентации реализацию мотивации достижения или избегания неудач и выделяют по этому признаку приобретающую и защитную самопрезентацию. [Михайлова, стр. 12]

     Самопрезентация по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу — это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми [Михайлова, стр. 12]

     Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих. [Михайлова, стр. 13] 

     Возьмем за основу определение самопрезентации Шленкера, Лири и Ковальски (как наиболее подходящего и естественного), а так же другие понятия в следующих формулировках:

     Управление  впечатлениями – представление себя другим в нужном образе, его формирование и/или поддержание.

     Методы  управления впечатлениями – путь, который человек выбирает для формирования собственного образа в глазах окружающих, совокупность способов.

     Способы управления впечатлениями – действия, которые человек совершает для достижения своей цели. 

     Методы  как управления впечатлениями, так  и самопрезентации могут быть вербальными и невербальными (внешний вид, манеры), вербальные делятся на прямые (самоописание через характеристики) и косвенные (через информацию о других людях, высказывание своей позиции) [Федорова] 

     Одним из первых и наиболее глубоко изучавших  процесс управления впечатлениями  исследователей является Ирвинг Гоффман. В его представлении, каждый человек ощущает себя актером, играющим на публику. В частности иногда он делает это не в одиночку, а со своеобразной командой таких же как он, то есть получается некая театральная труппа. В главе «искусство управления впечатлениями» своей книги «представление себя другим» Гоффман  пишет, что основное искусство заключается в умении не допускать срывов представления». Какие существуют типы срывов:

     «1) непроизвольными событиями называются нечаянные акты, передающие несоответствующие данному моменту впечатления

     2) Случаем срыва исполнения, обусловленным несвоевременным вторжением, будет тот, когда посторонний вторгается в зону представления и застает присутствующих за деятельностью, несовместимой с впечатлением, которое они должны поддерживать перед этим человеком.

     3) Факты из жизни, тайны, которые человек не хотел раскрывать, чаще  актуализируются в результате каких-то намеренных высказываний или безмолвных поступков, полное значение которых недооценивается индивидом, вносящим эти высказывания и поступки во взаимодействие. Следуя распространенному словоупотреблению, такие срывы проецируемых образов можно назвать faux pas. (оплошность, сел в лужу)

     4) Некоторые сцены (ситуации, в которых индивид действует с намерением разрушить или возмутить до опасной грани видимость вежливого согласия) возникают тогда, когда одни участники команды больше не в состоянии выносить неумелое исполнение других и вдруг взрываются прямой публичной критикой тех самых лиц, с кем они должны поддерживать драматургическое сотрудничество. Такое нарушение командной дисциплины часто разрушительно для исполнения, которое спорящие стороны обязаны вместе представлять.

     5) Другой тип сцен случается, когда аудитория больше не может или не хочет продолжать игру вежливого взаимодействия и потому агрессивно встречает исполнителей такими действиями или экспрессивными выходками, которые будут неприемлемыми для любой команды. Это тот случай, когда человек собирает в кулак свое гражданское мужество и решает “объясниться” с другим или “высказать ему все как есть”.

     6) Еще один вид сцен возникает, когда взаимодействие между двумя лицами становится столь громогласным, накаленным, или иным образом привлекающим внимание, что находящиеся поблизости, занятые своим собственным разговорным взаимодействием люди, вынужденно превращаются в свидетелей или даже принимают чью-то сторону и вмешиваются в драку» [стр. 253]

     Также Гоффман определяет некоторые предпосылки удачного управления впечатлениями, при соблюдении которых можно избежать срывов:

     «1) Первая необходимая предпосылка для успешной беседы — это хорошо знать свою компанию.

     2) При встрече с другом, кого вы какое-то время не видели и об истории и теперешнем состоянии семьи которого вы не имеете свежей информации со стороны, надо избегать расспрашиваний или упоминаний о конкретных членах его семьи, пока вы не получите о них достаточных сведений.

     3) существуют ситуации, часто име¬нуемые сценами, в которых индивид действует с намере¬нием разрушить или возмутить до опасной грани видимость вежливого согласия, и хотя при этом он может преследо¬вать более сложную цель, чем просто возмутить спокой¬ствие, он все-таки сознает, что вероятным результатом его поведения будет то или иное нарушение общего согласия.

     4) Обладание качествами: драматургической верностью, дисциплиной и осмотрительностью.

     5) практика контролирования доступа в задние и передние зоны действия» [стр. 254]

     Но  это лишь предпосылки и предостережения  по поводу аудитории и собственного поведения во избежание срывов. Если же говорить об управлении впечатлениями  в одной конкретной ситуации и  без оглядки на то, что попытка  управления впечатлением может быть неудачной, то, по Гоффману, каждый человек для представления выделяет передний план, в который входит все, что касается определенной ситуации, влияет на нее: обстановка и личный передний план. Обстановка это сама ситуация, в которой происходит представление. Личный передний план это все, что касается исполнителя: то как он выглядит, как говорит, что говорит, жесты, мимика, т.е. внешний вид и манеры. Если человек специально, исходя из ситуации, именно так выглядит и именно так себя ведет, это будет его способами управления впечатлением аудитории. Также Гоффман выделяет задний и передний планы, то есть публичную и частную сферы жизни человека.

     Если  говорить об исследованиях в области  управления впечатлениями в виртуальных  ситуациях, то чаще всего говорится  о самопрезентации и ее стратегиях. При появлении интернета возникли ожидания бума перемен в области  самоидентификации и управления впечатлениями не только в виртуальности, но и, как следствие, в реальности: интернет открывает множество возможностей для изменения параметров, присущих нам с рождения, игры с нашими естественными характеристиками, с  ролями. Однако, такого бума не последовало. Почему? Безусловно, мы могли бы использовать такие возможности интернета как анонимность, изменение социально-демографических характеристик. Попробует человек пару раз эту возможность, но в дальнейшем ему это не нужно. Он привык быть сам собой, автоматически ведет себя так, как нужно, можно, хочется. А продумывать иную долгосрочную стратегию поведения может быть просто лень, да и зачем?

     «Гоффман демонстрирует, что подавляющее большинство социально значимых атрибутов   индивидов   существуют   лишь   постольку,   поскольку индивиды прилагают   волевые усилия  по  демонстрации  обладания ими.  Он   демонстрирует   также,   что   на   уровне   практических действий   мы   все   осведомлены   об   этом.   Возможности   сойти   за человека другого пола и возраста не может убедить нас в том,  что они «просто игра», так как мы и без того знаем,  что они являются игрой. Просто мы знаем также, настаивал он, что это та самая игра, которая и есть наша жизнь» [Соколов, 38].

Информация о работе Управление впечатлениями