Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат
Дипломные Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы << Назад Содержание Вперед >> 2.2 Меры по подготовке социальной адаптации несовершеннолетних после отбытия наказания в виде лишения свободы
Несмотря, на то что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в ВК, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне колонии, к их социальной адаптации после освобождения.
В программу работы «школы» по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые могут возникать у лиц, освободившихся из ВК. Применение индивидуального и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить выбору разумного выхода из них.
Поведенческие тренинги проводятся
в форме ситуационно-ролевых
В льготных условиях отбывания
наказания находятся
Широкие возможности трудоиспользования этих лиц на промышленных предприятиях, стройках, сельскохозяйственных объектах тех регионов, где располагается колония, позволяют приобрести трудовые навыки в реальных условиях. Желающие продолжить обучение получают возможность сдачи вступительных экзаменов и обучения в средних и высших учебных заведениях. Для выезда на экзаменационные сессии используется время ежегодных трудовых оплачиваемых отпусков, предоставляемых осужденным с выездом за пределы воспитательной колонии.
Осужденный, находясь в льготных условиях, приобретает навыки по самообслуживанию - учиться готовить еду, стирать и гладить белье, убирать помещение. Этому способствует данная законом возможность пользоваться наличными деньгами, позволяющая научиться рационально и экономно их расходовать. Важное значение имеет оборудование общежития, где проживают осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях. Бытовые условия, созданные здесь, по возможности, приближены к домашним: в общежитии предусмотрено оборудование общей кухни с холодильником и газовой плитой, где осужденные самостоятельно готовят себе еду. Помимо этого, ежедневно каждый из них учиться планировать расходы на следующий день, неделю и месяц[9].
Кроме того, во всех воспитательных колониях налажена работа самодеятельных организаций осужденных. Самодеятельные организации в ВК - добровольные общественные формирования, работающие под контролем администрации.
Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: развитие полезной инициативы осужденных, оказание позитивного влияния на исправление осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных, содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между осужденными, оказание социальной помощи осужденным.
В самодеятельные организации принимаются желающие работать в них осужденные. При подборе осужденных в самодеятельные организации учитываются характер, интересы, наклонности и способности подростков.
Члены самодеятельных организаций
не освобождаются от учебы и работы.
Предоставление им каких-либо дополнительных
льгот по сравнению с другими
осужденными не допускается. Участие
осужденных в работе самодеятельных
организаций поощряется и учитывается
при определении степени их исправления.
Перепоручение самодеятельным организациям
и их членам полномочий администрации
запрещается. В случае злоупотребления
членом самодеятельной организации
своим положением его действия немедленно
пресекаются, а виновный привлекается
к ответственности в
Членам самодеятельных организаций
запрещается проявлять к
Но как мы видели из предыдущего параграфа все зачастую происходит совершенно в противоположном разрезе.
Педагогически правильно организованное трудовое воспитание формирует у осужденных определенные моральные качества. Трудовое воспитание представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после освобождения из ВК, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных ориентируют на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям.
В условиях колонии задачами трудового воспитания осужденных являются:
• формирование у осужденных убежденности в необходимости труда;
• приобретение каждым подростком профессии, формирование разнообразных трудовых навыков, воспитание привычки трудиться;
• профессиональная ориентация на перспективу, определение профессии (специальности), соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного, выбор путей, которые в дальнейшем могут помочь им в приобретении конкретной профессии (специальности)[11].
С помощью местных органов исполнительной власти, попечительского совета при ВК, благотворительных организаций и коммерческих структур на базе воспитательной колонии создаются различные производства по изготовлению продукции, пользующейся спросом в данной местности, развивается подсобное хозяйство (овощеводческое, животноводческое, звероводческое).
В колонии, наряду с освоением
осужденными традиционных профессий,
с помощью попечительского
При проведении работы по трудовому воспитанию учитывается тот факт, что интересная работа (после освобождения) отмечается осужденными среди приоритетных ценностей. Интересной они, как правило, считают «чистую» и «высокооплачиваемую» работу. В ряду предпочитаемых профессий указывается работа в торговой палатке, в автосервисе, шофером, фермером.
В процессе организации трудового
воспитания учитывается преобладающий
интерес подростков к профессии
шофера и связанными с ней специальностями:
автослесаря, жестянщика кузовых работ,
автозаправщика и т.д. Перечисленные
профессии на сегодняшний день являются
довольно престижными среди молодежи
и хорошо оплачиваются. Профессиональная
подготовка осуществляется в кружке
автомотодела. Занятия проводят автолюбители
из числа сотрудников колонии, родители
осужденных. Для занятий в специально
оборудованном помещении
В воспитательных колониях организуются вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реализацию права осужденных на основное общее образование создающие условия для получения ими среднего (полного) общего образования и основу для последующего образования, самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.
В своей деятельности общеобразовательные
школы руководствуются Законами
Российской Федерации «Об образовании»
и «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные
Осужденные обеспечиваются
учебниками, тетрадями и школьно-
Методическое руководство и контроль за учебной деятельностью школы ВТК осуществляют местные органы управления образования, которые:
• оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, проводят аттестацию учителей, осуществляют повышение их квалификации;
• выделяют согласно заявкам учебники, наглядные пособия, технические средства обучения, вычислительную и множительную технику;
• обеспечивают школу бланками свидетельств и аттестатов, классными журналами, текстами экзаменационных и контрольных работ, другой документацией в установленном порядке;
• принимают участие в
инспектировании школы и
Школы ВК реализуют общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также, с учетом особенностей и возможностей ВК и при наличии лицензии, профессиональные программы начального и дополнительного образования. Образовательный процесс в школе ВК осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
• первая ступень - начальное общее образование;
• вторая ступень - основное общее образование;
• третья ступень - среднее (полное) общее образование.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, в школе могут создаваться специальные (коррекционные) классы. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственном изоляторе при ВК, создаются условия для получения общего среднего образования. Организация образовательного процесса в общеобразовательной школе регламентируется учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми директором школы.
Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года - 36 недель. Продолжительность каникул составляет в течение года не менее 20 календарных дней, летних - не менее 10 недель.
Наполняемость классов устанавливается в количестве не менее 15 человек (в классах коррекционного обучения - 9 человек).
В общеобразовательной школе в целях развития и совершенствования образовательного процесса создаются: педагогический совет, методические творческие объединения, психологическая и социально-педагогическая служба, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом.
Участниками образовательного процесса в общеобразовательной школе ВК являются учащиеся и педагогические работники.
Все осужденные, поступающие в воспитательную колонию и не имеющие основного общего образования, подлежат обязательному обучению в общеобразовательной школе. Зачисление осужденных в общеобразовательную школу производится по мере поступления в воспитательную колонию на основании имеющихся в их личных делах документов об образовании и оформляется приказом начальника колонии.
Лица, не имеющие документов об образовании, могут быть зачислены по их заявлению и на основании аттестации, проведенной педагогическим персоналом общеобразовательной школы.
Обязанности обучающихся
определяются Уставом общеобразовательного
учреждения и законодательством
в сфере исполнения уголовных
наказаний. Учащиеся на время подготовки
и сдачи экзаменов
Обучающиеся на ступени основного общего образования, не осваивающие программу учебного года, переводятся в классы, соответствующие их уровню подготовки. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения.
Освоение программ основного
общего и среднего (полного) общего
образования завершается
Документы об образовании хранятся в личных делах осужденных, а при их освобождении вручаются под расписку.
В решении задач нравственного
воспитания осужденных особая роль принадлежит
церкви. Участие представителей религии
в воспитании способствует созданию
в колонии благоприятных