Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

Дипломные Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы << Назад Содержание Вперед >> 2.2 Меры по подготовке социальной адаптации несовершеннолетних после отбытия наказания в виде лишения свободы
Несмотря, на то что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в ВК, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне колонии, к их социальной адаптации после освобождения.

Работа содержит 1 файл

пробл.соц.адапт.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

В программу работы «школы»  по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие  тренинги, посвященные разбору поведения  человека в конкретных жизненных  ситуациях, которые могут возникать  у лиц, освободившихся из ВК. Применение индивидуального и группового поведенческого тренинга позволяет существенно  повысить порог психологической  устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить  выбору разумного выхода из них.

Поведенческие тренинги проводятся в форме ситуационно-ролевых игр. Например, ситуации: «По дороге из колонии  домой», «Первый день дома», «Отказ в приеме на работу» и т.д. На занятиях происходит имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление  разумных вариантов поведения. Каждому  осужденному, готовящемуся к освобождению, предлагается сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе. Эту роль поочередно исполняют все  лица, готовящиеся к освобождению. Роли других участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе и т.д.) исполняют  другие осужденные, а также руководители занятий (психолог, воспитатели, учителя)[8].

В льготных условиях отбывания  наказания находятся осужденные, готовящиеся к условно-досрочному освобождению. В это время они  проживают, как правило, в общежитии  за пределами ВК, без охраны, но под  надзором администрации. Полусвободный  режим отбывания наказания позволяет  разнообразить арсенал педагогических средств, форм и приемов работы с  данной категорией лиц.

Широкие возможности трудоиспользования этих лиц на промышленных предприятиях, стройках, сельскохозяйственных объектах тех регионов, где располагается  колония, позволяют приобрести трудовые навыки в реальных условиях. Желающие продолжить обучение получают возможность  сдачи вступительных экзаменов и обучения в средних и высших учебных заведениях. Для выезда на экзаменационные сессии используется время ежегодных трудовых оплачиваемых отпусков, предоставляемых осужденным с выездом за пределы воспитательной колонии.

Осужденный, находясь в льготных условиях, приобретает навыки по самообслуживанию - учиться готовить еду, стирать и  гладить белье, убирать помещение. Этому способствует данная законом  возможность пользоваться наличными  деньгами, позволяющая научиться  рационально и экономно их расходовать. Важное значение имеет оборудование общежития, где проживают осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях. Бытовые условия, созданные  здесь, по возможности, приближены к  домашним: в общежитии предусмотрено  оборудование общей кухни с холодильником  и газовой плитой, где осужденные самостоятельно готовят себе еду. Помимо этого, ежедневно каждый из них учиться  планировать расходы на следующий  день, неделю и месяц[9].

Кроме того, во всех воспитательных колониях налажена работа самодеятельных организаций осужденных. Самодеятельные организации в ВК - добровольные общественные формирования, работающие под контролем администрации.

Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: развитие полезной инициативы осужденных, оказание позитивного влияния на исправление  осужденных, участие в решении  вопросов организации труда, быта и  досуга осужденных, содействие администрации  в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между  осужденными, оказание социальной помощи осужденным.

В самодеятельные организации  принимаются желающие работать в  них осужденные. При подборе осужденных в самодеятельные организации учитываются  характер, интересы, наклонности и  способности подростков.

Члены самодеятельных организаций  не освобождаются от учебы и работы. Предоставление им каких-либо дополнительных льгот по сравнению с другими  осужденными не допускается. Участие  осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается  при определении степени их исправления. Перепоручение самодеятельным организациям и их членам полномочий администрации  запрещается. В случае злоупотребления  членом самодеятельной организации  своим положением его действия немедленно пресекаются, а виновный привлекается к ответственности в установленном  порядке. Не оправдавшие доверия  осужденные выводятся из состава  самодеятельной организации приказом начальника колонии.

Членам самодеятельных организаций  запрещается проявлять к осужденным грубость, рукоприкладство, совершать  другие действия, унижающие человеческое достоинство; разбирать конфликты  между осужденными; командовать  строем осужденных; распределять осужденных на работу по самообслуживанию; занимать места отдельно от своего отделения  в столовой, спальне, менять самостоятельно рабочие и спальные места[10].

Но как мы видели из предыдущего  параграфа все зачастую происходит совершенно в противоположном разрезе.

Педагогически правильно  организованное трудовое воспитание формирует  у осужденных определенные моральные  качества. Трудовое воспитание представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после  освобождения из ВК, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных ориентируют на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям.

В условиях колонии задачами трудового воспитания осужденных являются:

• формирование у осужденных убежденности в необходимости труда;

• приобретение каждым подростком профессии, формирование разнообразных  трудовых навыков, воспитание привычки трудиться;

• профессиональная ориентация на перспективу, определение профессии (специальности), соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного, выбор путей, которые  в дальнейшем могут помочь им в  приобретении конкретной профессии (специальности)[11].

С помощью местных органов  исполнительной власти, попечительского  совета при ВК, благотворительных  организаций и коммерческих структур на базе воспитательной колонии создаются  различные производства по изготовлению продукции, пользующейся спросом в  данной местности, развивается подсобное  хозяйство (овощеводческое, животноводческое, звероводческое).

В колонии, наряду с освоением  осужденными традиционных профессий, с помощью попечительского совета при ВК и родительского комитета организуется факультативное обучение осужденных (на базе ПУ, общеобразовательной  школы) смежным профессиям, ориентированным  на индивидуальную трудовую деятельность: резьбе по дереву, чеканке, изготовлению домашней обуви, вязанию на спицах и  коклюшках, ремонту бытовой техники  и т.д. с реализацией собственной  продукции. Это позволяет обеспечить соответствующее материальное стимулирование осужденных и способствует их трудоустройству  после освобождения.

При проведении работы по трудовому  воспитанию учитывается тот факт, что интересная работа (после освобождения) отмечается осужденными среди приоритетных ценностей. Интересной они, как правило, считают «чистую» и «высокооплачиваемую» работу. В ряду предпочитаемых профессий  указывается работа в торговой палатке, в автосервисе, шофером, фермером.

В процессе организации трудового  воспитания учитывается преобладающий  интерес подростков к профессии  шофера и связанными с ней специальностями: автослесаря, жестянщика кузовых работ, автозаправщика и т.д. Перечисленные  профессии на сегодняшний день являются довольно престижными среди молодежи и хорошо оплачиваются. Профессиональная подготовка осуществляется в кружке автомотодела. Занятия проводят автолюбители из числа сотрудников колонии, родители осужденных. Для занятий в специально оборудованном помещении устанавливаются  тренажеры, оформляется трасса со знаками  дорожного движения. В отношении  осужденных, занимающихся в этом кружке и достигших совершеннолетия, администрация  ВК договаривается с территориальной  службой ГАИ о сдаче экзаменов  на получение ими водительских прав[12].

В воспитательных колониях организуются вечерние (сменные) общеобразовательные  учреждения, обеспечивающие реализацию права осужденных на основное общее  образование создающие условия  для получения ими среднего (полного) общего образования и основу для  последующего образования, самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

В своей деятельности общеобразовательные  школы руководствуются Законами Российской Федерации «Об образовании» и «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания  в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, правовыми  актами субъектов Российской Федерации, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, нормативными актами Министерства образования и  Минюста России.

Осужденные обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными  принадлежностями за счет средств воспитательной колонии.

Методическое руководство  и контроль за учебной деятельностью  школы ВТК осуществляют местные  органы управления образования, которые:

• оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, проводят аттестацию учителей, осуществляют повышение их квалификации;

• выделяют согласно заявкам  учебники, наглядные пособия, технические  средства обучения, вычислительную и  множительную технику;

• обеспечивают школу бланками свидетельств и аттестатов, классными  журналами, текстами экзаменационных  и контрольных работ, другой документацией  в установленном порядке;

• принимают участие в  инспектировании школы и общественных смотрах ее работы[13].

Школы ВК реализуют общеобразовательные  программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также, с учетом особенностей и возможностей ВК и при наличии лицензии, профессиональные программы начального и дополнительного  образования. Образовательный процесс  в школе ВК осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных  программ трех ступеней образования:

• первая ступень - начальное  общее образование;

• вторая ступень - основное общее образование;

• третья ступень - среднее (полное) общее образование.

Для проведения коррекционно-развивающей  работы с учащимися, испытывающими  трудности в обучении, в школе  могут создаваться специальные (коррекционные) классы. Несовершеннолетним подозреваемым  и обвиняемым, содержащимся в следственном изоляторе при ВК, создаются условия  для получения общего среднего образования. Организация образовательного процесса в общеобразовательной школе  регламентируется учебным планом и  расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми директором школы.

Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность  учебного года - 36 недель. Продолжительность  каникул составляет в течение  года не менее 20 календарных дней, летних - не менее 10 недель.

Наполняемость классов устанавливается  в количестве не менее 15 человек (в  классах коррекционного обучения - 9 человек).

В общеобразовательной школе  в целях развития и совершенствования  образовательного процесса создаются: педагогический совет, методические творческие объединения, психологическая и социально-педагогическая служба, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом.

Участниками образовательного процесса в общеобразовательной  школе ВК являются учащиеся и педагогические работники.

Все осужденные, поступающие  в воспитательную колонию и не имеющие основного общего образования, подлежат обязательному обучению в  общеобразовательной школе. Зачисление осужденных в общеобразовательную  школу производится по мере поступления  в воспитательную колонию на основании  имеющихся в их личных делах документов об образовании и оформляется  приказом начальника колонии.

Лица, не имеющие документов об образовании, могут быть зачислены  по их заявлению и на основании  аттестации, проведенной педагогическим персоналом общеобразовательной школы.

Обязанности обучающихся  определяются Уставом общеобразовательного учреждения и законодательством  в сфере исполнения уголовных  наказаний. Учащиеся на время подготовки и сдачи экзаменов освобождаются  от работы. Отвлекать их от уроков категорически  запрещается. За добросовестное отношение  к учебе, примерное поведение  и активное участие в общественной жизни школы воспитанники поощряются.

Обучающиеся на ступени основного  общего образования, не осваивающие  программу учебного года, переводятся  в классы, соответствующие их уровню подготовки. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую  задолженность по двум и более  предметам, оставляются на повторное  обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения.

Освоение программ основного  общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Итоговая аттестация осуществляется в  соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством  образования Российской Федерации. Выпускникам общеобразовательной  школы ВК после прохождения итоговой аттестации выдаются документы государственного образца о соответствующем образовании.

Документы об образовании  хранятся в личных делах осужденных, а при их освобождении вручаются  под расписку.

В решении задач нравственного  воспитания осужденных особая роль принадлежит  церкви. Участие представителей религии  в воспитании способствует созданию в колонии благоприятных условий  для утверждения в сознании осужденных идеалов добра, снятия с них психоэмоционального  напряжения, оздоровления морального климата[14].

Информация о работе Уголовно-исполнительное право