Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

Дипломные Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы << Назад Содержание Вперед >> 2.2 Меры по подготовке социальной адаптации несовершеннолетних после отбытия наказания в виде лишения свободы
Несмотря, на то что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в ВК, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне колонии, к их социальной адаптации после освобождения.

Работа содержит 1 файл

пробл.соц.адапт.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

Уголовно-исполнительное право 
 
Дипломные Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы << Назад    Содержание    Вперед >> 2.2 Меры по подготовке социальной адаптации несовершеннолетних после отбытия наказания в виде лишения свободы

Несмотря, на то что имеется  целый ряд негативных факторов, характеризующих  процесс отбывания наказания  в ВК, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне  колонии, к их социальной адаптации  после освобождения.

Воспитательная работа с  осужденными, прибывшими в воспитательную колонию, начинается в карантинном  отделении и направлена на подготовку их к отбыванию наказания в  учреждении.

На этом этапе основными  задачами воспитательной работы с осужденными  являются:

• формирование ближайшей  перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений  с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;

• формирование субъективной готовности к восприятию воспитательного  воздействия;

• оказание психологической  поддержки осужденным в период адаптации  к новым условиям жизни;

• формирование основ дальней  перспективы по подготовке к освобождению из колонии.

Условия пребывания осужденных в карантине ограничивают возможности  проведения с ними разнообразных  форм воспитательной работы[1].

Основной из них являются беседы как в групповых, так и  индивидуальных формах, во время которых  идет подготовка осужденных к выводу в коллектив осужденных. При этом воспитатель карантина обеспечивает осужденных художественной литературой  и периодическими изданиями, возможностью просмотра и прослушивания тематических теле- и радиопередач.

Важным элементом воспитательной работы с несовершеннолетними в  карантине в условиях ограниченного  пространства и движений является организация  физических упражнений, выполнения правил личной гигиены, уборки бытовых помещений, установление поочередного дежурства.

Если позволяет контингент осужденных, между ними организовываются конкурсы рисунков, на знание музыкальных  произведений и т.д., соревнования по настольным играм. С момента прибытия осужденного в ВК начинается работа по подготовке его к освобождению.

Решая данную задачу, сотрудники колонии акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии - явление временное, которое надо использовать разумно - подготовиться  к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время  профессию и определенные знания в школе, навыки в общении с  другими людьми, научиться владеть  собой[2].

Наиболее опытные сотрудники знакомят осужденных с колонией, ее историей, с судьбой тех, кто освободился  и нашел свое место в жизни.

До завершающего момента  пребывания осужденных в карантине, примерно за два-три дня до распределения  их по отрядам и отделениям, старшему воспитателю и воспитателю конкретного  отряда и отделения важно знать, кто персонально к ним будет  направлен. После получения подобно  информации начальник отряда и воспитатель  отделения проводят индивидуальную беседу (знакомство) с осужденным. На ознакомительной беседе целесообразно  использовать педагогический прием  активного слушания, когда воспитатель  дает понять осужденному, что судьба последнего ему глубоко не безразлична, что он будет защищен.

Определенная упреждающая  информация об осужденном, распределенным в тот или иной отряд, имеет  важное значение. Это делается для  того, чтобы осужденный не оказался среди подростков, с которыми враждовал  ранее или был психологически не совместим, и, кроме того, заранее  была « подготовлена почва» в отряде и отделении: решены вопросы бытового устройства: определено спальное место, участок работы, класс и т.д., подобран наставник из числа положительно характеризующихся и авторитетных осужденных, а также из числа сотрудников  ВК, входящих в состав совета воспитателей отряда.

В свою очередь, начальник  отряда (старший воспитатель) и воспитатель  отделения до момента вхождения  осужденного в отряд и отделение  проводят с ним работу - знакомят с обстановкой в отряде, предупреждают  о сложных ситуациях, которые  могут возникнуть в ходе общения  с осужденными, советуют разумные приемы их разрешения. То есть, к моменту  выхода из карантина осужденный готовится  к той конкретной обстановке, в  которой скоро окажется.

Перевод осужденного из карантинного помещения в отряд часто оформлен как важное событие и эмоционально окрашен. Кроме того, учитывается  время проведения мероприятия, чтобы  подросток не оказался без надзора  и не был беспомощным в критический  момент вхождения в коллектив  осужденных.

Пребывание осужденного  в отряде (отделении) - основной этап в процессе воспитательной работы с  ним. В это время происходит либо психологический, нравственный «перелом»  во внутреннем мире осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться в неблагоприятной педагогической среде мест лишения свободы отрицательный, криминальный опыт поведения.

Этот этап работы с осужденными  является наиболее продолжительным.

В ходе его решаются следующие  основные задачи:

• формирование установки  на законопослушное поведение как  в период пребывания в воспитательной колонии, так и после освобождения;

• формирование осознания  необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;

• приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального  образования и профессии.

Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:

• нравственное и правовое просвещение;

• включение осужденного  в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую;

• включение осужденного  в систему отношений и ответственной  зависимости - участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях  по интересам, собраниях осужденных отделенческих, отрядных, колонийских  и т.д.;

• обеспечение получения  осужденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей: гражданин, работник, семьянин и  других;

• вооружение осужденного  методикой самоконтроля[3].

Основными направлениями  воспитательной работы с осужденными  в ВК, согласно требованиям уголовно-исполнительного  законодательства, являются: нравственное, трудовое, правовое и физическое, хотя работа может проводиться и по другим направлениям с учетом сложившихся  традиций и возможностей учреждения. Выделенные направления работы являются ведущими.

К методам воспитательного  воздействия на осужденных принято  относить: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, пример, доверие. Все они  реализуются с помощью разнообразных  форм и приемов работы.

Направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны и  дополняют друг друга.

При проведении воспитательной работы с осужденными учитываются  их ценностные ориентации. Сами осужденные отдают приоритет семейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе, и все они ориентированы  на период после освобождения. Более  половины опрошенных осужденных считают  отрыв от семьи самым тяжким ограничением в колонии. Сотрудники используют этот фактор и организовывают работу таким  образом, чтобы глубже затронуть  нравственную, эмоциональную сферу  осужденного. Многие несовершеннолетние начинают осознавать, сколь много  значит для них семья, только попав  в колонию. В это время у  них происходит переоценка своего отношения  к родителям, близким родственникам. Поэтому активно привлекаются к  работе с осужденными родители, способные  оказать на подростков благотворное влияние: организовываются родительские комитеты; мероприятия содействия переписке  с родителями; привлечение родителей  к участию в кружковой и  секционной работе и т.д. При этом особое внимание обращается на осужденных, у которых нет родителей, чтобы  несовершеннолетние сироты не чувствовали  себя обделенными[4].

Правовое воспитание в  условиях ВК рассматривается как  одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает  ознакомление осужденных с основами права.

Основными задачами правового  воспитания являются:

• формирование понимания  осужденными сущности и цели законов  государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);

• формирование осознания  ими справедливости наказания за совершенное преступление;

• изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости  соблюдения режимных требований;

• воспитание привычки правопослушного  поведения, сознания ответственности  за свои поступки[5].

Физическое воспитание осужденных в ВК имеет своей целью физическое развитие подростков и снятие психологической  усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме  того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических  требований.

При организации физического  воспитания в ВК учитывается тот  факт, что среди досуговых интересов  осужденных спорт занимает ведущее  место. Многие несовершеннолетние изъявляют  желание заниматься в спортивных секциях. К занятиям физкультурой и  спортом привлекаются все осужденные с учетом состояния их здоровья. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных мероприятий администрация ВК, как  правило, опирается на помощь актива из числа осужденных, привлекает представителей общественных объединений и родителей.

Формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях. Эта  система часто дополняется следующими видами деятельности:

• ежедневным соблюдением  осужденными санитарно-гигиенических  требований;

• беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;

• участием осужденных в  строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте  спортивного инвентаря;

• изготовлением осужденными  средств наглядной агитации с  целью пропаганды спорта, здорового  образа жизни, достижений отдельных  осужденных и команд;

• организацией показательных  выступлений по различным видам  спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин[6].

Перечисленные направления  воспитательной работы, содержание, методы и формы ее проведения в разном объеме осуществляются с осужденными, отбывающими наказание в различных  условиях. Наиболее полно - с осужденными, находящимися в обычных, облегченных  и льготных условиях, и в уменьшенном  объеме - с осужденными, находящимися в строгих условиях.

Помимо этого, меняется и  педагогическая тактика в работе с осужденными, отбывающими наказание  в различных условиях (строгих  и льготных).

При проведении воспитательной работы с осужденными в строгих  условиях сотрудниками колонии учитывается  следующая тенденция: чем жестче изоляция, тем более устойчивы  элементы асоциальной субкультуры («другой жизни»). В строгих условиях отбывания наказания могут иметь  более яркие ее проявления, нежели в условиях обычных и тем более  в льготных. Поэтому принимаются  все меры к тому, чтобы физическая изоляция не превращались в социальную. Кроме того, при воспитательной работе с этой категорией лиц учитывается  то, что у осужденного должна быть перспектива перевода в обычные  условия, чтобы он не смирился со своей  характеристикой злостного нарушителя и не стал «вечным нарушителем».

Благотворное влияние  на решение задачи подготовки осужденных к освобождению и постепенной  адаптации к условиям новой среды  оказывают ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые им с выездом  к родителям, предоставление права  выхода за пределы воспитательной колонии  в сопровождении родителей, лиц  их заменяющих, или других близких  родственников, посещение зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК, длительные свидания с родственниками, телефонные переговоры[7].

Однако к освобождению осужденные готовятся специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана прежде всего  на решение организационных и  психологических задач, которые  сводятся к бытовому и трудовому  устройству освобождаемых и их психологической  подготовке к освобождению - адекватному  восприятию возможных трудностей в  жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической  подготовки делается все возможное  для их снижения.

Реализация названных  задач происходит, как правило, в  рамках «школы» по подготовке к освобождению. Помимо коллективных лекций, бесед  и консультаций с осужденными  проводится индивидуальная работа: одним  необходимо содействие в налаживании  отношений с родителями, другим - оказание помощи в противодействии  негативному влиянию ближайшего окружения и так далее.

Решая вопросы психологической  подготовки осужденных к освобождению, на занятиях используется педагогический прием морального выбора. Он заключается  в том, что осужденному предлагается выбрать приемлемый для него способ поведения в той или иной ситуации, задаваемой руководителем занятий. Для этого подросток должен определить, с одной стороны, характер самой  ситуации, с другой - выбрать способ поведения, соответствующий нравственным нормам.

Информация о работе Уголовно-исполнительное право