Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат
Дипломные Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы << Назад Содержание Вперед >> 2.2 Меры по подготовке социальной адаптации несовершеннолетних после отбытия наказания в виде лишения свободы
Несмотря, на то что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в ВК, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне колонии, к их социальной адаптации после освобождения.
Уголовно-исполнительное
право
Дипломные Проблемы социальной
адаптации несовершеннолетних, отбывающих
наказание в виде лишения свободы <<
Назад Содержание Вперед
>> 2.2 Меры по подготовке социальной
адаптации несовершеннолетних после отбытия
наказания в виде лишения свободы
Несмотря, на то что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в ВК, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне колонии, к их социальной адаптации после освобождения.
Воспитательная работа с осужденными, прибывшими в воспитательную колонию, начинается в карантинном отделении и направлена на подготовку их к отбыванию наказания в учреждении.
На этом этапе основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:
• формирование ближайшей
перспективы, что предполагает знакомство
поступивших в колонию с
• формирование субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия;
• оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;
• формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии.
Условия пребывания осужденных в карантине ограничивают возможности проведения с ними разнообразных форм воспитательной работы[1].
Основной из них являются
беседы как в групповых, так и
индивидуальных формах, во время которых
идет подготовка осужденных к выводу
в коллектив осужденных. При этом
воспитатель карантина
Важным элементом
Если позволяет контингент осужденных, между ними организовываются конкурсы рисунков, на знание музыкальных произведений и т.д., соревнования по настольным играм. С момента прибытия осужденного в ВК начинается работа по подготовке его к освобождению.
Решая данную задачу, сотрудники
колонии акцентируют внимание осужденных
на том, что их пребывание в колонии
- явление временное, которое надо
использовать разумно - подготовиться
к достойной жизни после
Наиболее опытные сотрудники знакомят осужденных с колонией, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни.
До завершающего момента
пребывания осужденных в карантине,
примерно за два-три дня до распределения
их по отрядам и отделениям, старшему
воспитателю и воспитателю
Определенная упреждающая
информация об осужденном, распределенным
в тот или иной отряд, имеет
важное значение. Это делается для
того, чтобы осужденный не оказался
среди подростков, с которыми враждовал
ранее или был психологически
не совместим, и, кроме того, заранее
была « подготовлена почва» в отряде
и отделении: решены вопросы бытового
устройства: определено спальное место,
участок работы, класс и т.д., подобран
наставник из числа положительно
характеризующихся и
В свою очередь, начальник
отряда (старший воспитатель) и воспитатель
отделения до момента вхождения
осужденного в отряд и
Перевод осужденного из карантинного
помещения в отряд часто
Пребывание осужденного
в отряде (отделении) - основной этап
в процессе воспитательной работы с
ним. В это время происходит либо
психологический, нравственный «перелом»
во внутреннем мире осужденного, либо
продолжает развиваться и закрепляться
в неблагоприятной
Этот этап работы с осужденными является наиболее продолжительным.
В ходе его решаются следующие основные задачи:
• формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в воспитательной колонии, так и после освобождения;
• формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;
• приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.
Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:
• нравственное и правовое просвещение;
• включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую;
• включение осужденного
в систему отношений и
• обеспечение получения осужденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей: гражданин, работник, семьянин и других;
• вооружение осужденного методикой самоконтроля[3].
Основными направлениями
воспитательной работы с осужденными
в ВК, согласно требованиям уголовно-
К методам воспитательного
воздействия на осужденных принято
относить: убеждение, приучение, поощрение,
принуждение, пример, доверие. Все они
реализуются с помощью
Направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
При проведении воспитательной
работы с осужденными учитываются
их ценностные ориентации. Сами осужденные
отдают приоритет семейному
Правовое воспитание в условиях ВК рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права.
Основными задачами правового воспитания являются:
• формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);
• формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;
• изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;
• воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки[5].
Физическое воспитание осужденных в ВК имеет своей целью физическое развитие подростков и снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований.
При организации физического воспитания в ВК учитывается тот факт, что среди досуговых интересов осужденных спорт занимает ведущее место. Многие несовершеннолетние изъявляют желание заниматься в спортивных секциях. К занятиям физкультурой и спортом привлекаются все осужденные с учетом состояния их здоровья. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных мероприятий администрация ВК, как правило, опирается на помощь актива из числа осужденных, привлекает представителей общественных объединений и родителей.
Формами физического воспитания
осужденных являются: утренняя зарядка,
разнообразные спортивные соревнования
(олимпиады), праздники, смотры-конкурсы,
занятия в спортивных секциях. Эта
система часто дополняется
• ежедневным соблюдением
осужденными санитарно-
• беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;
• участием осужденных в строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте спортивного инвентаря;
• изготовлением осужденными средств наглядной агитации с целью пропаганды спорта, здорового образа жизни, достижений отдельных осужденных и команд;
• организацией показательных выступлений по различным видам спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин[6].
Перечисленные направления
воспитательной работы, содержание, методы
и формы ее проведения в разном
объеме осуществляются с осужденными,
отбывающими наказание в
Помимо этого, меняется и педагогическая тактика в работе с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях (строгих и льготных).
При проведении воспитательной
работы с осужденными в строгих
условиях сотрудниками колонии учитывается
следующая тенденция: чем жестче
изоляция, тем более устойчивы
элементы асоциальной субкультуры
(«другой жизни»). В строгих условиях
отбывания наказания могут
Благотворное влияние
на решение задачи подготовки осужденных
к освобождению и постепенной
адаптации к условиям новой среды
оказывают ежегодные
Однако к освобождению осужденные готовятся специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана прежде всего на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению - адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки делается все возможное для их снижения.
Реализация названных задач происходит, как правило, в рамках «школы» по подготовке к освобождению. Помимо коллективных лекций, бесед и консультаций с осужденными проводится индивидуальная работа: одним необходимо содействие в налаживании отношений с родителями, другим - оказание помощи в противодействии негативному влиянию ближайшего окружения и так далее.
Решая вопросы психологической подготовки осужденных к освобождению, на занятиях используется педагогический прием морального выбора. Он заключается в том, что осужденному предлагается выбрать приемлемый для него способ поведения в той или иной ситуации, задаваемой руководителем занятий. Для этого подросток должен определить, с одной стороны, характер самой ситуации, с другой - выбрать способ поведения, соответствующий нравственным нормам.