Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:55, реферат
Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося в научной табели о рангах под номером один.
К двум указанным выше фундаментальным свойствам - соотносительности позиций и дистанции между ними - у Бурдье прибавляется третье фундаментальное свойство - иерархичность. Оно логически связана с двумя первыми, а причиной его появления на свет выступает общественное разделение труда. С этим вряд ли кто из социологов будет спорить, как и с тем, что разделения труда в физическом пространстве не существует. Таким образом, с иерархичностью и разделением труда у Бурдье впервые проступают отличительные контуры социального пространства, хотя он сам того не осознает, либо осознает, но явным образом не декларирует. Как уже говорилось, соотнесенность и дистанция таковыми не являются, они присущи и физическому, и социальному пространству.
Иерархия и разделения труда крайне важны для Бурдье. Благодаря им социальное пространство впервые приобретает структуру. Ведь матрешечность субполей, вкладывающихся друг в друга и в общее социальное пространство, именовать структурой как-то язык не поворачивается. Скорее это система.
Однако вместе разделение труда, иерархия и субполя придают социальному пространству его многомерность. Бурдье прямо утверждает, что готов "изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения". Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве. Если эти свойства рассматривать не только как застывшие характеристики, скажем вероисповедание или уровень образования, а как некие активные свойства, а именно социальные действия и взаимодействия, то субполя превращаются в поля силы. Понятия силы и взаимодействия, куда относятся соперничество, "практическая солидарность", обмен, прямые контакты и другие действия, переводит теорию из разряда субстанциональных в разряд полевых теорий.
История
вопроса. Полевые теории наиболее полно
представлены двумя науками - физикой
и психологией. На понятии силы базируется
классическая физика Ньютона. Фарадей
и Максвелл, исследовав эффекты действия
сил электричества и
Теория поля - это также психологическое направление, сформировавшееся под влиянием идей немецко-американского ученого Курта Левина (1890-1947). С 1933 г., эмигрировав в США, он разрабатывал концепцию личности, в основе которой лежало понятие «поля» (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. С тех пор полевая теория Левина и его последователей приобрела второе название - топологическая и векторная психология. Она утверждает, что Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции". При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы. В основе человеческого поведения, полагал Левин, лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Использованное К.Левином понятие векторного поля означает область, в каждой точке P которой задан вектор a(P). К понятию векторное поля приводят многие физические явления и процессы (напр., векторы скоростей частиц движущейся жидкости в каждый момент времени образуют векторное поле). Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения.
Понятие поля играет у П.Бурдье не меньшую роль, чем категория пространства. Он трактует пространство как поле сил, а точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в него и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов равно как и к их взаимодействию. Иначе говоря, на понятие социального поля распространяется известный из теории систем принцип "целое не сводится к сумме частей".
Если разобраться, то действительно на поведение каждого из нас принудительным образом влияют такие силы, как власть денег, традиции среды, уровень и профиль образования. Мы можем не желать их воздействия на нас, но не подчиниться им мы не можем. Они имеют объективный характер, а их конфигурация и вектора формируются где-то над нами и за нашей спиной. Политическая система общества нам неподвластна, мы не оказываем на нее почти никакого воздействия, наш голос на выборах - микроскопически незначимая величина. Политические партии, равно как и крупные корпорации, договариваются за нашими спинами и создают такую конфигурацию векторов влияния, которая выгодна только им, но которая вынуждает нас подчиняться этой объективной силе.
Понятие
власти имеет у Бурдье не только
и не столько политический смысл.
Она определяет возможность одних
социальных агентов влиять на других
помимо их воли и желания. А подобное
происходит практически в каждой
области общественной жизни. Богатые
влияют на бедных, образованные - на необразованных
и т.д. Символический или
Обладание властью, капиталом, образованием, как и их масштабы, создают для людей неравные возможности добиться успеха. Различные категории благ, как и виды капитала, - это как козыри в игре, определяющие шансы на выигрыш в данном поле (у Бурдье каждому полю или субполю соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в нем как власть или как ставка в игре).
Понятие
жизненных шансов, то ли позаимствованное
у М.Вебера, то ли навеянное его
произведениями, неожиданно обостряет
интригу социальной драмы. Оно вносит
элемент неопределенности в судьбу
каждого из нас: мы можем прекрасно
стартовать, имея на руках все козыри,
но потом проиграть, мы можем попеременно
выигрывать и проигрывать, но вряд ли
кто способен только выигрывать. В
мире неопределенности всегда правит
балл теория вероятностей. Казалось бы,
Бурдье в самый раз внести в
свое учение элементы квантовой теории,
базирующейся на принципах индетерминизма.
Но он этого не делает. Возможно, такой
ход показался ему
Вместо этого Бурдье сворачивает на проторенную дорогу классических представлений. Он заявляет - вполне в духе механического детерминизма, - что объем культурного капитала (равно как и экономического) определяет совокупные шансы индивида на получение выигрыша во всех играх, где этот капитал задействован, и где он участвует в определении позиции в социальном пространстве (в той мере, в какой эта позиция зависит от успеха в культурном поле). Иначе говоря, позиция данного агента в социальном пространстве может определяться по его позициям в различных полях, т. е. в распределении власти активированной в каждом отдельном поле.
Если
выразиться проще, то ваше социальное
положение тем выше, чем а) выше
посты и ранги, которые вы занимаете
в разных сферах, группах и сообществах,
б) чем больше их сумма, в) чем более
они активизированы (видимо, речь идет
о том, чтобы пользоваться своим
служебным положением, а не просто
числиться). Но причем здесь жизненные
шансы, козыри в игре, неопределенность
и вероятность судьбы? Они возникают
как раз при неожиданном
Нет, Бурдье не отступил и не сдался, он просто оставил на потом самый интригующий вопрос - о соотношении социальной топологии и статистической вероятности в поведении людей, - а сам наметил общие контуры его решения. Они выглядят примерно так. Можно построить упрощенную модель социального поля, полагает Бурдье, в его ансамбле, т.е. как некое целое, мысленно построив для каждого агента его позицию во всех возможных пространствах игры. Понимая при этом, что если каждое поле и имеет собственную логику и собственную иерархию, то иерархия, установленная между различными видами капитала, и статистическая связь между имеющимися капиталовложениями устроены так, что экономическое поле стремится навязать свою структуру другим полям.
Социальное
поле, согласно Бурдье, можно описать
многомерное пространство позиций,
в котором любая позиция, в
свою очередь, представляет опять таки
многомерную систему координат,
значения которых коррелируют с
соответствующими переменными. В качестве
переменных могут выступать различные
виды капитала - экономического, социального,
символического или какого-либо другого.
Каждый вид капитала распознается набором
общественно значимых (или легитимированных)
признаков. Для экономической
Соотношение
сил между социальными агентами
в каждом субполе, например, экономике,
определяется композицией видов
капитала (инкорпорированного или материализованного)
в каждый момент времени. Такая композиция
зависит от массы факторов: потока
инвестиций в экономику страны, размера
налогообложения, состояния рынка
труда и товаров, размера банковских
активов и т.д. В США представители
среднего класса выступают держателями
акций самых разных корпораций и
фирм, они сами или через своих
доверенных менеджеров следят за состоянием
рынка ценных бумаг, вкладывая и
перекладывая свои капиталы из одного
сегмента в другой. Их экономическое
положение нужно считать
Если
уникальную комбинацию, сформировавшуюся
у конкретного агента (скажем, менеджера
такого-то отдела корпорации "Дженерал
Моторс") в одном, экономическом
поле, дополнить комбинацией сил
влияния, которые он имеет в другом
поле (или субполе), например образовательном
(выпускник престижного
Упрощенная
модель социального поля, как выразился
о своем творении сам Бурдье, еще
более усложниться, если вспомнить
об огромном заряде иерархии, которую
он заложил в неравновесную модель
поля. Выпускник Гарварда, менеджер
прославленной компании может оказаться
чернокожим американцем, а значит в
этнической иерархии, формирующейся, конечно
же, не на основе государственных постановлений,
а исключительно через
Этническое субполе в большинстве стран мира, особенно в крупных, состоит не из одного, а из множества нацией, каждая из которых обладает собственным социальным пространством, которое характеризуется присущей только ему социальной структурой. А определяет эту структуру история народа. В результате социальное пространство общества еще более дифференцируется и усложняется.
Межгрупповая
или межсубполевая иерархия постоянно
модифицируется и изменяется. Итальянская
диаспора, в первой четверти 20 в. занимавшая
низкие рейтинговые позиции благодаря
тому, что большинство ее представителей
занимались неквалифицированным трудом
или криминальным бизнесом, к концу
столетия изменила свое положение. Но
не только в этнической иерархии, но
также в экономической и
Информация о работе Теория социального пространства Пьера Бурдье