Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:55, реферат
Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося в научной табели о рангах под номером один.
Теория
социального пространства
Пьера Бурдье
Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося в научной табели о рангах под номером один.
Бурдье
(Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог,
философ, культуролог. Родился в
деревне на границе с Испанией,
в семье почтового чиновника.
Закончив в 1955 Высшую педагогическую школу,
преподавал философию в лицее
Мулена, в 1958 уехал в Алжир, где
продолжил преподавательскую
Проделал
творческую эволюцию от философии к
антропологии, а затем к социологии.
Центральные идеи его теоретической
концепции - социальное пространство,
поле, культурный и социальный капитал,
габитус. Важное значение имеет этическая
сторона учения и стремление построить
справедливое, основанное на республиканских
ценностях общества. Социальное пространство
структурируется объективно (существующими
социальными отношениями) и субъективно
(представлениями людей об окружающем
мире). Люди, понимаемые как агенты социального
процесса, производят практики и через
них влияют на изменение социальной
структуры. Габитус - система диспозиций,
порождающая и структурирующая
практику агентов, их представления; функционирует
как матрица восприятия, постановки
целей, решения задач, действий. В
нем воплощены способы
Работы
(26 монографий и десятки статей) по
методологии социального
Предваряя свои рассуждения о социальном пространстве, П.Бурдье решительно отмежевывается от господствовавших в его время интеллектуальных традиций в социологии. Так, он заявляет о своем разрыве с марксизмом, который рассматривает классы как реальные группы, обладающие определенной численностью, способностью действовать, например, совершать революции, классовым сознанием и т.п. Французский социолог именует такую позицию субстанциалистской. Не понравились ему и другие течения, в том числе структурализм и конструктивизм, объективизм и субъективизм, реализм и номинализм: одни - за то, что на первый план выдвигают индивида и умалчивают о социальных отношениях между ними, другие - за то, что выпячивают отношения в ущерб реальным людям. Не по вкусу ему пришелся и экономизм, который сводит все многообразие и всю многомерность социального поля лишь к экономическим отношениям производства. Одним словом, досталось всем.
Хотя свой подход Бурдье никак не квалифицирует, т.е. не относит к существующим традициям в социологии, его можно именовать скорее как интегралистский. Действительно, властитель современных дум старается занять промежуточную позицию, избегая крайностей (разумеется, как он их сам понимает, а не как они существуют на самом деле). Так, он сразу же заявляет о том, что социология должна действовать, исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами. Являясь существом природным, надо ожидать, человек обладает телом, болезнями, потребностями, мотивацией и множеством иных свойств, которые, между прочим, характеризуют его субстанцию, он которой в самом начале Бурдье успел откреститься. Биологическая составляющая, которая по расчетам современных ученых занимает никак не менее 50% в человеческом существе, оказалась некой декорацией, данью моде или фигурой речи, но никак не серьезным инструментом анализа. Бурдье нигде обстоятельно не анализирует инстинктивное поведение, потребности и мотивацию, сходство между человеком и животными, болезни и здоровье, наконец, социологию тела. Зато с удовольствием разбирается в подробностях второй, социальной, составляющей человеческого существа. В результате социология Бурдье оказалась смещенной от центра, заявленного им самим, в сторону социальных агентов. Об этом необходимо помнить, рассматривая его учение о пространстве.
Нет, Бурдье не забывает о людях как биологических существах и даже говорит, что они, как и вещи, размещаются в физическом пространстве, занимая определенное место и объем. "Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры или, еще лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)". С этим нельзя не согласиться, но причем здесь биология, если речь идет об элементарной физике?
Кстати сказать, именно из физики черпал Бурдье свои главные идеи, в том числе социальное пространство, социальное поле, социальные силы, социальную топологию. Точно также за двести лет до него поступали О.Конт и А.Кетле. Второй, франко-говорящий бельгиец, именовал свое учение социальной физикой, а первый, чистый француз, видел в физике интеллектуальный образец для всех социологов. П.Бурдье - более продвинутый французский интеллектуал, а потому за основу берет социальную топологию - наиболее продвинутую геометрическую парадигму, принятую физиками в конце 20 в. Действительно, у П.Бурдье социология прежде всего есть социальная топология.
Сделаем
необходимые разъяснения
Что
выступает порождающим
О
размерности своего пространства, пусть
даже и физической его части, Бурдье
ничего на самом деле не говорит. Он
мыслит достаточно расплывчатыми образами
о том, к примеру, что социальное
пространство представляет собой ансамбль
разного типа полей, в том числе
религиозных, экономических, этнических
и т.п. Разумеется, если взять отдельную
нацию или совокупность православных,
то их можно рассматривать как
сумму социальных агентов, создающих,
благодаря своей солидарности и
кооперации, такое маленькое целое,
которое больше механической суммы
частей. А раз так, то у этого
микроцелого, т.е. субполя, окажутся такие
законы, которых нет у социальных
агентов, и такие свойства, какими
они врозь не обладают. Иначе это
не целостность. Кратко говоря, такие
субполя (религиозные, классовые, этнические,
культурные и т.д.) живут тесными
замкнутыми мирками по собственным
законам и понятиям. Они не растворяются
без остатка в огромном целом,
именуемом социальным пространством
общества, но активно взаимодействуют
с ним. А иначе и быть не может,
ведь каждый из нас, будучи гражданином
многомиллионного государства, имеет
работу, наделен правами и
Место, или topos (отсюда термин "топология"), которое может занимать социальный агент, определяется у Бурдье двояко: 1) абсолютно, как та пространственная точка, где в данный момент времени располагается агент или предмет, т.е. где он локализован; и 2) относительно (релятивно) как позиция или ранг в социальной иерархии. В первом случае надо говорить об абсолютной (лучше сказать эвклидовой) метрике: площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры и габариты.
Бурдье отдает себе отчет в том, что физическое и социальное пространство - совершенно разные вещи. Он даже пытается их как-то разграничить. Так, он указывает, что "физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время, как социальное пространство - по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций". Однако рядоположенность и различение - универсальные свойства как физического, так и социального пространства. Сходство между ними заключается еще и в том, что пространство, в котором обитает Homo sapiens, является социально обозначенным и сконструированным. Это относится и к физическому, и к социальному пространству. У П.Бурдье физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как например, кабильский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений. Социальное пространство, найдя себе физическую реализацию в пределах городской черты, представляет собой распределение различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и/или групп, обладающих возможностью их присвоения (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ).
Отличие двух сущностей состоит, наверное, в том, что рядоположенность в физическом пространстве зримая, а в социальном - только мыслимая. Позицию Петрова в классовой иерархии видеть невозможно, она определяется им самим (самореференция) или другими людьми по внешним признакам: доход, капитал, образование, власть и т.п. Так уж сконструировали свое пространство двуногие существа, что власть, престиж и прочие символические признаки служат достаточным признаком для установления социальной позиции каждого из нас. Тут же отметим, что конструируемость - специфическое свойство только социального пространства. Физическое им не обладает, ибо окружающее нас пространство задается вполне объективными и независящими от нас законами, в том числе постоянной тонкой структуры.
Два
фундаментальных свойства - соотносительная,
или релятивная, позиция социальных
агентов по отношению к другим
местам (выше, ниже, между) и дистанция,
отделяющую это место от других мест-позиций
- определяют, как можно предполагать,
метрику социального
Непонятным
остается и взаимоотношение двух
типов полей. Французский социолог
указывает, что "социальное пространство
стремится преобразоваться
Информация о работе Теория социального пространства Пьера Бурдье