Теория общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:32, реферат

Описание работы

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы.

Содержание

1. УЧЕНИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. МАКИАВЕЛЛИЗМ.
2. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА
3. СОЦИАЛЬНІЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
4. КУЛЬТУРА И СВОБОДА ОБЩЕСТВА
5. АНКЕТА
6. КЛАССИФИКАЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ
7. МОЛОДЕЖЬ - СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Работа содержит 1 файл

РЕФ..doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     -почтовое (анкеты рассылают по почте)  В 10 раз дешевле интервью, но  возврат не более 20-30% , требует стимулирования возврата, напоминаний об опросе и пр. 

     - прессовое (анкету публикуют в  газете) Возврат 5-10%, не обеспечивает  репрезентативности опроса. 

       Структура анкеты 

     - вводная часть. В ней содержатся: обращение к респонденту (указывается  цель, заказчик и исполнитель исследования) и инструкция по заполнению. 

     - основная часть. В ней содержатся  основные содержательные вопросы  в соответствии с целями и  гипотезами исследования.   

     - паспортичка. Здесь содержатся  необходимые объективные данные  о респонденте (пол, возраст и пр.), их состав определяется гипотезами исследования). 

       Правила композиции основной  части анкеты: 

     - “воронки” на входе и выходе (не задавать сложных вопросов  в начале и конце анкеты); 

     - “тематические блоки”,  т.е.  логика вопросов должна быть понятна респонденту, но вопросы не должны “вести”, навязывать логику ответов; 

     - учесть эффект “эха” (взаимовлияния  вопросов и ответов на них); 

     - учесть проблему монотонности  при большой анкете; 

     - не смущать респондента вопросами (нельзя сначала задавать вопрос “есть ли  у вас дети?”,  а потом “женаты ли вы?”); 

       Виды социологических вопросов 

     Основные (по содержанию) и функциональные. 

     Основные: 

     - прямые - смысл вопроса и ответа  совпадает для респондента и  социолога   

     (применяют редко, если есть вероятность, что респондент не захочет прямо ответить, требует критического отношения к себе или окружающим, негативной оценки и пр., то их заменяют косвенными или безличными); 

     - косвенные, когда  смысл ответа  для респондента и социолога не совпадает (Вместо вопроса “Читали ли вы эту книгу”, спрашивают “намерены ли вы прочесть эту книгу”, а в ответах будет вариант “нет, я уже читал”); 

      - личные (Что Вы думаете о ...) 

     - безличные (Что на Ваш взгляд  люди думают о .... или “Есть  разные мнения о ...    Какое на ваш взгляд более верно... ?) 

       Функциональные вопросы бывают: 

     - контактные (в начале анкеты, простые,  на которые легко и приятно  отвечать) 

     - фильтры (отделить интересующую  часть респондентов от остальных) 

     - ловушки (отделить недобросовестных, некомпетентных респондентов) 

     - глушители (отвлечь, снизить эмоциональный  накал, отвлечь респондента, перед  контрольным вопросом) 

     - переходные или буферные (разделяющие  смысловые блоки анкеты, мостик  для перехода к др. теме) 

     - контрольные (для проверки устойчивости  мнения, компетенции) 

       По характеру ответов вопросы  различают: 

     •  открытые (нет подсказок), 

     •  закрытые (есть подсказки и нельзя написать свой вариант ответа), 

     •  полузакрытые (есть подсказки и возможность  написать свой ответ); 

     •  альтернативные (нужно выбрать один ответ из нескольких) и 

     •  типа “меню” (по логике ответы не исключают  друг друга, можно выбрать несколько). 

       Правила формулирования вопросов  и ответов  

     Они должны быть: 

     - четкими, однозначно понимаемыми, на доступном респонденту языке; 

     - учитывать менталитет респондентов; 

     - учитывать, что ответ “да”  более привлекателен, чем “нет; 

     - примерно равные по длине и  эмоциональному накалу; 

     - не требовать расчетов, размышлений  и пр. 

 

      6. КЛАССИФИКАЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ

     Все социальные перемещения личности или  социальной группы включают в процесс  мобильности. Согласно определению  П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или  ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".

     Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной  социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность). 

     Общество  может возвышать статус одних  индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них (91, с. 374). Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту".

     Классы  и касты. Характер процессов мобильности  во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или  группы. Одни общества имеют сложившиеся  социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст. 

     Касты. Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, "брахманов", как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту. 

     Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических  причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в способных людях для решения задач управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами. 

     Но  даже в современных обществах  существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т.д. 

     Каналы  социальной, мобильности. Доступность  путей для социальной мобильности  зависит как от индивида, так и  от структуры общества, в котором  он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. 

 

7. МОЛОДЕЖЬ - СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

     Молодежь  – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

     Молодежь  социально неоднородна и различные  ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические интересы. Существенно  различны положение и проблемы молодежи в развитых и в развивающихся странах. Поэтому молодежь не представляет единой политической и идеологической силы. Политические лидеры всегда придавали молодежи большое позитивное значение, так как именно она в значительной степени решает исход политической борьбы. Разумеется, необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологическую специфику молодежи, обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. Как известно, молодежь совсем иначе реагирует на изменение политической ситуации в стране, чем старшее поколение.

     Изменение базовых принципов организации  жизнедеятельности  общества на постсоветском  пространстве привело к модификации  поведения всех групп населения. Но молодежь как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям, социально-демографическая группа легче адаптируется к качественно новым обстоятельствам, а поэтому   является лидером  этого процесса. Отмечаемые в общественном мнении разнонаправленность, диверсификация образцов поведения в молодежной группе, пассивность, индифферентность, апатия, за которыми остаются непонятыми базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых, безусловно, требуют научного осмысления. Замысел нашего исследования1 состоял в том, чтобы изучить образование, трудовую карьеру и профессиональную мобильность,  доходный и социально-бытовой статус, семейное положение и  гендерные отношения, общественно-политическую активность, мировоззрение и ценности двадцатипятилетних, поскольку репрезентация  выводов исследования стиля жизни на всю социально-демографическую группу молодых представлялась нам достаточно сложной.

     Двадцать пять лет  - это пора окончательного установления отношений со средой, интеллектуального подъема, созревшего абстрактного мышления, выработанного мировоззрения, выбранной профессии и жизненного плана. Зарубежные социологи   предлагают уточнить границу категории “молодежь” понятием “молодой взрослый”, отделив его от понятия “молодой” и понимая под ним достижение определенных социальных позиций, которые молодому еще не доступны. Данная возрастная группа молодежи  привлекательна тем, что период ее активной социализации выпал на время перестройки, хаоса взаимоисключающих оценок.  У нее практически отсутствует опыт участия в молодежных организациях. Эта когорта молодежи не была в первой, наиболее прибыльной волне рыночников, не  участвовала в приватизации. 

Информация о работе Теория общества