Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:32, реферат
Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы.
1. УЧЕНИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. МАКИАВЕЛЛИЗМ.
2. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА
3. СОЦИАЛЬНІЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
4. КУЛЬТУРА И СВОБОДА ОБЩЕСТВА
5. АНКЕТА
6. КЛАССИФИКАЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ
7. МОЛОДЕЖЬ - СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
-почтовое (анкеты рассылают по почте) В 10 раз дешевле интервью, но возврат не более 20-30% , требует стимулирования возврата, напоминаний об опросе и пр.
- прессовое (анкету публикуют в газете) Возврат 5-10%, не обеспечивает репрезентативности опроса.
Структура анкеты
-
вводная часть. В ней
-
основная часть. В ней
-
паспортичка. Здесь содержатся
необходимые объективные
Правила композиции основной части анкеты:
- “воронки” на входе и выходе (не задавать сложных вопросов в начале и конце анкеты);
- “тематические блоки”, т.е. логика вопросов должна быть понятна респонденту, но вопросы не должны “вести”, навязывать логику ответов;
-
учесть эффект “эха” (
- учесть проблему монотонности при большой анкете;
-
не смущать респондента
Виды социологических вопросов
Основные (по содержанию) и функциональные.
Основные:
- прямые - смысл вопроса и ответа совпадает для респондента и социолога
(применяют редко, если есть вероятность, что респондент не захочет прямо ответить, требует критического отношения к себе или окружающим, негативной оценки и пр., то их заменяют косвенными или безличными);
-
косвенные, когда смысл
- личные (Что Вы думаете о ...)
- безличные (Что на Ваш взгляд люди думают о .... или “Есть разные мнения о ... Какое на ваш взгляд более верно... ?)
Функциональные вопросы бывают:
- контактные (в начале анкеты, простые, на которые легко и приятно отвечать)
-
фильтры (отделить
- ловушки (отделить недобросовестных, некомпетентных респондентов)
-
глушители (отвлечь, снизить
- переходные или буферные (разделяющие смысловые блоки анкеты, мостик для перехода к др. теме)
-
контрольные (для проверки
По характеру ответов вопросы различают:
• открытые (нет подсказок),
• закрытые (есть подсказки и нельзя написать свой вариант ответа),
• полузакрытые (есть подсказки и возможность написать свой ответ);
• альтернативные (нужно выбрать один ответ из нескольких) и
• типа “меню” (по логике ответы не исключают друг друга, можно выбрать несколько).
Правила формулирования
Они должны быть:
- четкими, однозначно понимаемыми, на доступном респонденту языке;
-
учитывать менталитет
-
учитывать, что ответ “да”
более привлекателен, чем “нет;
- примерно равные по длине и эмоциональному накалу;
- не требовать расчетов, размышлений и пр.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".
Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них (91, с. 374). Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту".
Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.
Касты. Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, "брахманов", как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.
Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в способных людях для решения задач управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.
Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т.д.
Каналы социальной, мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.
7. МОЛОДЕЖЬ - СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
Молодежь
социально неоднородна и
Изменение
базовых принципов организации
жизнедеятельности общества на постсоветском
пространстве привело к модификации
поведения всех групп населения.
Но молодежь как самая динамичная,
более восприимчивая к
Двадцать пять лет - это пора окончательного установления отношений со средой, интеллектуального подъема, созревшего абстрактного мышления, выработанного мировоззрения, выбранной профессии и жизненного плана. Зарубежные социологи предлагают уточнить границу категории “молодежь” понятием “молодой взрослый”, отделив его от понятия “молодой” и понимая под ним достижение определенных социальных позиций, которые молодому еще не доступны. Данная возрастная группа молодежи привлекательна тем, что период ее активной социализации выпал на время перестройки, хаоса взаимоисключающих оценок. У нее практически отсутствует опыт участия в молодежных организациях. Эта когорта молодежи не была в первой, наиболее прибыльной волне рыночников, не участвовала в приватизации.