Теории постмодерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность темы «Теории постмодерна» не вызывает сомнения.

Содержание

Введение 3
Понятие постмодерна 4
Характерные черты общества постмодерна 6
Философия постмодерна 12
Теории постмодерна 14
Глобальная деревня 15
Новая темпоральность 17
Пространство потоков 18
Ошибка нарратива 19
Чёрный лебедь 20
Длинный хвост 21
Безрадостная экономика 22
Экономика даров 23
Смерть автора 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

конференция.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

           4.4. Ошибка нарратива

Нарратив- это  исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта  мира с позиции какой-либо отдельно взятой человеческой личности. Суть предельно  проста: нарратив – это изложение  событий в последовательности, которая  кажется рассказчику логичной. «Пойдем  быстрее, а то опоздаем». Этот термин связан с постмодерном, так как  наступила эпоха избыточной информации. Ни один человек не может учесть всех факторов, влияющих на тот или  иной процесс.. При совершении какого-либо события  человек:

    • Старается объяснить произошедшее, исходя из своего собственного недостаточного опыта и отрывочных знаний
    • Пребывает в ложной уверенности, что знает, почему так произошло.

Это и есть ошибка нарратива- подгонка любой новой  информации под привычные лекала и осведомлённость только в тех  фактах, которые подтверждают теорию. В эпоху постмодерна новая  информация появляется постоянно, а  вместе с ней и ошибки. В 60-х годах фирма Olivetti никак не могла продать свой новый будильник. Боссы бились над загадкой, проводили опросы, изучали изделия конкурентов – все тщетно. Тогда дизайнер Соттасс залег в засаду в магазине и с удивлением обнаружил, что покупатели взвешивают будильники в руке и не покупают Olivetti, который благодаря новым технологиям стал неожиданно легким. Боссам не могло прийти в голову, что вес может быть критерием оценки товара.

Успех в бизнесе  и даже личное счастье все чаще зависят не от измеримых всеобщих величин, таких как IQ, цвет диплома, возраст, стаж, а от случайных. Например, кто-то может получить хорошую работу, потому что у него редкая фамилия  и при поиске в «Гугле» его  страница в «Фейсбуке» быстро нашлась, а там висела песня, которую босс давно искал, и т. п. А новая  коллекция одежды может плохо  продаваться просто потому, что в  сети магазинов используются галогенные лампы, а не с нитью накаливания, поэтому цвет ткани выглядит плохо и никому не нравится. Жизнь с опорой на логику во времена постмодерна чревата частыми ошибками нарратива и в конечном итоге – неврозами из-за собственного неумения понять происходящее.

             4.5. Чёрный лебедь

Термин из одноимённой  книги Николаса ТалебаЭти птицы  жили только в Австралии. Поэтому, когда  европейские орнитологи впервые  увидели черного лебедя, они классифицировали его как совершенно новый вид. И долго отрицали связь между  белыми и черными лебедями, потому что «так не бывает, все лебеди всегда белые». Термин «чёрный лебедь» в  философии означает любое непрогнозируемое событие, оказывающее влияние на нашу жизнь. Любая модель, созданная  человеком, может содержать в  себе «возможные неожиданности».  Мир  могут изменить только «чёрные лебеди». Их нельзя предсказать, так как предсказания строятся только на основе прошлых  событий.

К примеру, финансовый кризис – только одно из них. Причина  этого- все растущее количестве данных, технологий и случайных факторов, которые в наше время не может  учесть уже не то что обычный человек, но даже аналитический центр, научный  институт или правительство целой  страны. Любая модель, которую старательно  строят разные аналитики, может содержать  в себе в качестве рисков только «возможные неожиданности». Но по-настоящему меняют мир только «невозможные неожиданности» – те самые черные лебеди. Их нельзя предсказать, потому что предсказания мы можем строить только на основе того, что было. А черных лебедей  еще не было. Этот парадокс похож  на тот, что подметил Станислав Лем  в своей «Фантастике и футурологии»: если технологию будущего можно описать, то ее можно сразу и изобрести, тогда она перестает быть из будущего. Значит, описать ее нельзя. Талеб вывел ту же самую формулу, но применительно к рынку недвижимости, биржевой игре и социальному прогрессу.

           4.6. Длинный хвост.

Крис Андерсон является основоположенником в этом понятии.  С появлением Интернета, число людей, предпочитающих неликвидный  продукт вместо растиражированного увеличивается. Спрос на каждый в  отдельности невелик, но «длинный хвост» состоит из множества позиций.

Чтобы понять смысл  термина «длинный хвост», представь  для начала киоск, торгующий DVD. Допустим, есть витрина, в которую помещаются восемь фильмов. Чтобы привлечь покупателей, на витрине будут выставлены только хиты. Да и с целью получения  большой прибыли, в продаже будут  только популярные фильмы, а не редкие, такие как фильмы Тарковского. А  теперь представим, что имеется киосок бескончаемой площади, в котором  могут уместиться все диски, которые  были когда-то выпущены в продажу. В  этом случае, появляется возможность  продавать не только хиты, но и редкие фильмы. Это и есть «длинный хвост», времена модерна. Когда все магазины (телеканалы, кинозалы, библиотеки, энциклопедии) забиты только хитами, люди вынуждены  потреблять хиты, даже если они не нравятся. Но появился интернет, в котором  можно найти что угодно. Поэтому  с каждым годом становится все  больше людей, которые предпочтут неликвидный  продукт хиту или скачают его  вместе с хитом. Получается «длинный хвост» малопопулярных продуктов .Спрос  на каждый из них в отдельности  невелик, но в «длинном хвосте» миллионы позиций – в прямом смысле. Поэтому  совокупная аудитория получается не меньше, чем у главного хита. 
 
 

           4.7. Безрадостная экономика

Понятие введено  в 1976 и в наше время оно не теряет актуальность. Экономика в постмодерне  невозможна без массовой рекламы, которая  строится на «производстве нужд. Количество товара, производящегося в мире, достаточно для каждого человека. Но чтобы заставить индивида купить тот или иной продукт,нужно убеждение, что существование без него невозможно.  Рекламируется не товар, а образ  жизни, единственный правильный образ. Возникает ложное сообщение,что  покупка этого товара- залог успеха.

"Происхождение"  предложения  ныне  обеспечивается   рекламой.  Реклама создает   образ  товара  или фирмы.  Именно эти  образы, а не  реальные  вещи обращаются  на  постмодернистском рынке. Физический  объект рекламы перестает быть  означаемым  и становится  "означающим"  по отношению  к  рекламируемому  образу.  Поэтому  собственно  экономический  процесс,  то  есть  производство стоимости,  покидает пашню, конструкторское  бюро и сборочный конвейер  и перемещается в офис маркетолога и консультанта, в рекламное агентство и студию.  Не случайно в последние десятилетия XX в. на фоне общего роста ВВП не  только сельское  хозяйство,  но и добывающая и  обрабатывающая промышленность   становятся   малорентабельными,   дотируемыми    отраслями. Прибыльными,  обеспечивающими  фиксируемый  статистикой  экономический рост, являются отрасли, в которых создаются образы.

В  стратегии  ведущих фирм  центральным звеном становится создание модельного ряда -  серии изделий, функционально  одинаковых, но различающихся аксессуарами,  главное назначение которых  - быть информационным поводом, то есть  давать  возможность  создания  рекламного имиджа,  который  вызвал  бы заданные  ассоциации с  ценностями Свободы  и Прогресса,  культивируемыми  в сознании  современных  потребителей.

           4.8. Экономика даров

Экономика даров -  продукт находится в свободном  пользовании, но пользователь может  заплатить за него по собственному желанию. Товаром постепенно становится сам человек, за которым охотятся корпорации,желающие продать ему  тот или иной товар.Но победа остаётся за той, которая найдёт способ выпускать  бесконечно дешёвый или бесплатный продукт.  Постомдерн делает возможным  такое положение вещей: большинство  людей занимается тем, что им нравится в обмен на деньги и товары. Задача человека- самовыражение через труд или творчество. 

           4.9.Смерть автора

Термин введён писателем Роланом Бартом .Это  связано с тем что,

    • У интернета нет автора

      Если автор  не известен, то невзможно к кому-то аппелировать . Тем самым порождается  скептицизм и недоверие.

    • Желание всё большего числа людей заниматься какой-либо деятельностью

Если в 70-е  постмодерн был известен в узких кругах, то с распространением персональных компьютеров, интернета и развития технологии copy&paste  приобрел поистине глобальный характер. Фактически, в современных условиях каждый из нас на какую-то долю постмодернист. И речь не только о литературе и философии, но и о более банальных вещах — моде, анекдотах или даже Wikipedia.

Существенно расширена  концепция диалога писателя с  читателем. При хорошем авторе читатель сам додумывает значительную часть  содержания текста помимо написанного.

Кроме того, постмодернизм  вернул к жизни старые формы писательства наполнив их новым содержанием.

К сожалению,постмодернистская литература пишется в основном литературоведами для литературоведов. Людям без филологического образования бывает невозможно понять некоторых авторов.

Существенной  проблемой также является то, что  технология copy&paste способна существенно ускорить написание романа очередным неодарённым писателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение.

Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно увеличение неопределенности весьма многих социальных реалий. Становятся очевидными проявления, связанные со случайностью, многовариантностью и альтернативностью. Сами постмодернисты оценивают происходящие перемены в  обществе по-разному. Одни считают, что  общество уже радикально изменилось. Другие полагают, что постмодерн ныне сосуществует с модерном.

Между тем мы живем именно во времена постмодерна, которые наступили в прошлом  веке и не собираются заканчиваться. Пока еще можно не придавать этому  значения и цепляться за мысль, что  мир, в котором ты живешь, – тот  же самый, в котором ты родился. Но уже совсем скоро шагу будет некуда ступить без понимания того, что  такое «пространство потоков», «длинный хвост» или «экономика даров». 

 

Список литературы:

  1. П. Козловский . Современность постмодерна.
  2. К. Ирр, Я. Бьюкенен (ред.) - On Jameson: from postmodernism to globalization / О Джеймисоне: от постмодерна к глобализации.
  3. М.М.Дунаев - Современная русская литература. Постмодерн.
  4. А. Дугин - Геополитика постмодерна.
  5. А. Сокал, Ж. Брикмон - Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна.
  6. Н.Б. Кириллова - Медиакультура:от модерна к постмодерну - Технологии культуры.
  7. Жан-Франсуа Лиотар - Состояние постмодерна.
  8. Jameson F. , Джеймисон Ф. - The cultural turn: Selected writings on postmodern / Культурный поворот: Избранные статьи о постмодерне.
  9. У.Эко -От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст.
  10. В.Розин-Виртуальная реальность как форма современного дискурса.
  11. Д.Иванов -Виртуализация общества.
  12. Р. Барт - Смерть автора.

Информация о работе Теории постмодерна