Теории постмодерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность темы «Теории постмодерна» не вызывает сомнения.

Содержание

Введение 3
Понятие постмодерна 4
Характерные черты общества постмодерна 6
Философия постмодерна 12
Теории постмодерна 14
Глобальная деревня 15
Новая темпоральность 17
Пространство потоков 18
Ошибка нарратива 19
Чёрный лебедь 20
Длинный хвост 21
Безрадостная экономика 22
Экономика даров 23
Смерть автора 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

конференция.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени академика С.П.КОРОЛЕВА (национальный исследовательский  университет)»(СГАУ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

                Реферат по теме 

                   «Теории постмодерна» 
       
       
       
       
       
       
       

                Выполнила:

                Кряжева Мария Александровна,

                студентка группы № 7103,

                факультета  экономики и управления СГАУ,

                специальность «Финансы и кредит» 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                                              Самара 2010

Содержание

Введение 3

Понятие постмодерна 4

Характерные черты общества постмодерна  6

Философия постмодерна   12

Теории  постмодерна  14

Глобальная деревня 15

Новая темпоральность 17

Пространство  потоков 18

Ошибка нарратива 19

Чёрный лебедь 20

Длинный хвост 21

Безрадостная  экономика 22

Экономика даров 23

Смерть автора 23

Заключение 25

Список  литературы 26 
 
 
 
 

               Введение.

XX век, принесший  так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека  усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории  противопоставивший в такой степени  друг другу достижения культуры  и цивилизации, служит и еще  долго будет служить предметом  исследования для всего социогуманитарного  знания. Таким образом, актуальность темы «Теории постмодерна» не вызывает сомнения.

Сразу же следует  оговориться, что никакая историческая эпоха не может изнутри адекватно  оценить себя. В качестве примера  можно сослаться на Возрождение, изучение которого в качестве особого  периода культуры началось только в XIX веке.

Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий  и тенденций развития. В данной работе мы главное внимание уделяем  осмыслению образа современности, его объяснению и основных тенденций, результатом которых является состояние общества и культуры, называемое сейчас постмодерном. 

      1. Понятие постмодерна.

Постмодерн (англ. postmodernity) – это состояние общества в новейшее время, представляет собой  отход от модернизма и характеризуется  использованием более ранних традиций, смешиванием  различных художественных  стилей и СМИ, и общего недоверия  к теориям. Отсутствуют точные дефиниции, объект определяется, скорее интуитивно, схватывается приблизительно. А так как "постмодерн" нарочито стремится быть двусмысленным, "аллюзивным", "гиперироничным", рефлексивным сразу на нескольких уровнях, то ускользание явления от фиксированной расшифровки становится одной из его базовых характеристик.

Любой процесс, который не закончен, не завершен, пребывает  в развитии, с необходимостью предстает  противоречивым, многоплановым, неопределенным. Даже этимологически это очевидно —  неопределенен, так как еще не достиг предела, не обнаружил своей  цели. Он еще жив и органичен, может  сбиться с кажущейся отчетливой траектории и всех удивить. Расплывчатость определения "постмодерна" — явное  свидетельство его актуальности.

Но это не достаточное основание для того, чтобы отказаться от любых попыток  выяснения того, чем он на самом  деле является.

Некоторые социологи  стали исходить из того, что для  анализа отмеченных выше реалий требуется  принципиально новый тип теоретизирования о социальном мире.

Эра всеобъемлющих  социальных теорий, которые могли  бы дать рациональные ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные  социальные реалии, смешанные стили  жизни и т. д., закончилась.

Ожидать разработку теорий в духе Маркса, Дюркгейма  или Парсонса ныне не приходится. Вместе с тем многие постмодернисты являются сторонниками и последователями  этих социологов, что, несомненно, сказывается  на характере их взглядов (своим  локальным и этноцентристским интерпретациям подчас пытаются придать неоправданно глобальные обобщения).

В отличие от классических и современных социологических  теорий, нацеленных на выявление истины, на представление целостного знания о сущностных связей определенной области  действительности, теории постмодерна  по духу релятивистские. Они открыты  не только для рациональных, но и  для иррациональных понятий. Их главная  цель – найти не исчерпывающие  ответы, а выявить характерные  тенденции современного общественного  развития. Примером тому может быть уже упоминавшаяся теория макдональдизации общества, предложенная Дж. Ритцером. Она  образно определяет процесс распространения  особых социальных практик, характерных  для ресторанов быстрого обслуживания, во многие сферы общественной жизни  – образование, медицину и т. д.

Теории постмодерна, строго говоря, не являются собственно социологическими. Они вбирают достижения целого ряда дисциплин – лингвистики, антропологии, математики, особенно семиотики, включающей в себя не только язык, но и другие знаковые и символические системы, и т. д. Во многих из них практически отсутствуют границы между реальностью и виртуальной реальностью, предметами и их образами, между наукой и фантастикой, детерминизмом и индетерминизмом.

Некоторые представители  постмодерна даже не считают себя социологами. Однако независимо от их собственных мнений влияние теорий постмодерна на современную социологическую  мысль является бесспорным. Они отвечают основным критериям научной теории – имеют дело с социально значимыми  проблемами, признаются и широко применяются  представителями социальных наук, выдерживают определенное испытание временем.

Некоторые представители  постмодерна пытаются придать новое  звучание и толкование мифам, мистическим  и религиозным обрядам, считая, что  сегодня они выступают в качестве новых нормативных регуляторов  социальных практик людей.

          1.2.Характерные черты общества постмодерна.

К характерным  чертам постмодерна можно отнести :

  • Веру в науку и контроль над информацией
  • Концепцию линейного времени
  • Продажа себя, обмен труда и творчества за деньги

Современное общество представляет собой сеть, хотя все  элементы обособлены и взаимозаменяемы. Все члены знают о существовании  друг друга и обо всём, что происходит на любом участке цепи.

Постмодерн возник  в XX веке. Его появление связано с созданием массового телевидения и Интернета, информация стала распространяться бесконтрольно. Возник виртуальный капитализм, т.е. производство знаков, а не товаров. Реальная стоимость товара определяется из представления человека о вещи.

Индустриализация  и экономическая система капитализма  привели к возникновению определенной системы социальных классов, ставшей  одним из наиболее важных элементов  социальной структуры и социальной дифференциации. В постмодерных обществах социальные классы уже не имеют столь важного значения. Социальная структура в таких обществах является более фрагментированной и сложной при целом ряде источников дифференциации, включающем не только класс, но и гендер, этничность и возраст.

Многие теории постмодерна отводят главенствующую роль культурным факторам. К последним  относятся увеличение значения культуры индустрий; эстетизация повседневной жизни, при которой жизнь индивида начинает во все большей степени  рассматриваться как эстетический или культурный проект; конструирование  идентичности на основании индивидуального  выбора, а не традиционной аскрипции; фрагментация индивидуальной идентичности, изменяющейся в ходе жизни и от одного социального окружения к  другому; различный опыт времени  и пространства; постмодернизм.

В модерных обществах  господствуют фордистские методы производства и маркетинга. В условиях фордизма крупные компании производят товары посредством массового производства, предполагающего полуквалифицированный  труд и ориентированного на массовые рынки. При этом используются приемы научного менеджмента, а в процессе выработки соглашений об уровне заработной платы участвуют национальные профсоюзы. Напротив, экономическая система  постмодерных обществ является постфордистской  – в ее рамках используются методы специализированного производства продукции ограниченными партиями (specialized batch production), предполагающего широкую квалификацию рабочих. Рынки сегментированы и состоят из ниш, когда никто не испытывает потребности в одном и том же. Фирмы отличаются меньшими размерами и гораздо больше используют субдоговоры. В сфере менеджмента используются методы «человеческих отношений школы», а профсоюзы либо вообще не играют никакой роли, либо функционируют только на заводском уровне. Одно из следствий постфордистской организации экономики заключается в том, что конкурентные отношения на рынке заменяются бюрократическими формами организации.

Для модерных обществ  характерна большая роль правительств («большое правительство») – эти  общества отличаются хорошо развитым государством всеобщего благосостояния, общественной собственностью на важные коммунальные предприятия и услуги и значительным государственным  вмешательством в экономику. В постмодерных государствах развиваются противоположные  тенденции – в них поддерживается ценность самостоятельности, конкурентоспособности, рынка и частного предпринимательства. В результате демонтируются многие составляющие государства всеобщего  благосостояния, пособия и услуги предоставляются лишь наиболее нуждающимся, а остальные обеспечивают себя частным  образом. Компании, находившиеся в государственной  собственности, распродаются по сниженным  ценам, а правительства все более  неохотно несут ответственность  за управление всеми аспектами экономики. Дискуссия о предполагаемом переходе от модерна к постмодерну все  еще пребывает в начальной  стадии – для более абстрактных  спекуляций явно недостает эмпирических данных. Споры ведутся о том, в  какой степени черты постмодерна, составляющие четыре описанные выше группы, связаны друг с другом; насколько  распространенными являются определенные процессы, часть которых может  ограничиваться отдельными секторами  общества (примерами могут быть постфордизм  и выбор идентичности); какая теория более всего подходит для объяснения изменений, при этом одни исследователи  связывают их с трансформацией капитализма, а другие – с фундаментальными культурными изменениями; наконец, о конкретных чертах постмодерна, таких, как упадок значения класса.

Постмодерн  как культурно-историческая  эпоха  характеризуется реализованностью и исчерпанностью ценностей свободы  и  прогресса и наличием системы  социальных институтов, сложившихся  в качестве   форм   реализации   этих   ценностей.  Следствием  неактуальности модернистских ценностей  становится  упадок мобилизующей и  организующей силы общества как системы  институтов. Симптомами упадка институтов можно считать снижение доверия к  корпорациям и государству, снижение членства в партиях и профсоюзах, активизацию  так называемых  новых  социальных  движений на фоне инертности  масс,  и  в  целом  -  описанную  выше  фрагментацию социального порядка. Упадок институционального  строя  отрефлектирован в социологической теории  конца  XX  в.  Наиболее ярко эта рефлексия представлена  в концепции Ж.-Ф.   Лиотара,   констатировавшего   "атомизацию"   социального   в  эпоху "расслабленности" и в концепции Ж. Бодрийяра,  провозгласившего  "конец социального" в  эпоху "инертности" и "меланхоличности" . По мысли Лиотара, при переходе  от Модерна  к Постмодерну происходит  дезинтеграция социальных агрегатов,  их  распадение  на  массы индивидуальных  "атомов". "Атомизация" социального  -  это  образование  множества  "гибких  сетей  языковых  игр".

Согласно Бодрийяру,  социальность, под которой он по всей видимости понимает интеграцию  индивидов в общество  посредством целесообразных взаимодействий, ориентированных на ценности,  на исходе XX в. исчезает, поглощаемая "черными дырами" безразличных масс (потребителей, избирателей, телезрителей). Массы - это экстатический конец социального. Лиотар и Бодрийяр - постмодернисты и их нарочито  метафоричные  концепции  могут  рассматриваться  как  своего  рода идеология  нового   интеллектуального  и  эстетического  течения.  Однако  и представитель вполне респектабельной  социологии  А. Турен фиксирует  ту  же тенденцию  "исчезновения"  социального,   когда  пишет,  что  общество  ныне предстает  не  как  "институционально  регулируемое  целое",  а  как  "арена конфликтов из-за использования символических благ".

Превращение  в  последние  десятилетия XX  в.  социальной  реальности в эфемерную,  нестабильную,  описываемую  постмодернистским  принципом anything goes,  явно коррелирует  с возрастанием в  жизни  людей  роли  различного рода симулякров   -  образов  реальности,  замещающих  саму  реальность.   Упадок реальности, описанный Бодрийяром и Лиотаром, отнюдь не апокалиптичен. Просто "старая"   реальность   сменяется   "новой"   реальностью.    В   результате развеществления общество приобретает черты, описание  которых приводит нас к использованию понятия виртуальной реальности.

Информация о работе Теории постмодерна