Теории постмодерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность темы «Теории постмодерна» не вызывает сомнения.

Содержание

Введение 3
Понятие постмодерна 4
Характерные черты общества постмодерна 6
Философия постмодерна 12
Теории постмодерна 14
Глобальная деревня 15
Новая темпоральность 17
Пространство потоков 18
Ошибка нарратива 19
Чёрный лебедь 20
Длинный хвост 21
Безрадостная экономика 22
Экономика даров 23
Смерть автора 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

конференция.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

Виртуальная  реальность  предполагает   взаимодействие  человека  не  с вещами,  а  с   симуляциями.  В эпоху  Постмодерн  индивид  погружается  в  виртуальную  реальность симуляций  и  во все  большей  степени  воспринимает мир как  игровую  среду, сознавая ее условность,  управляемость  ее параметров и возможность выхода из нее. 

В постмодернистском  философском тексте отсутствует  все объясняющий концепт: за описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой  глубины, сущности, будь то Бог, Абсолют, Логос, Истина, Смысл жизни и т.д. Это влечет за собой потерю смыслового центра, создающего пространство диалога  автора с читателем и наоборот. Такой текст допускает бесконечное  множество интерпретаций, он становится многосмысленным.

Не претендуя  на истинность своих рассуждений, философы-авторы начинают рассматривать себя в качестве участников бесконечной коммуникации, в пространстве которой сообщения  бродят по ее каналам, искажаясь, меняя  адресата. Источник первоначального  сообщения теряется в неопределенном прошлом, постичь которое принципиально  невозможно. Авторы текстов получают информацию-послание неизвестно откуда, передают ее дальше наугад, не зная своего адресата и не имея уверенности в  том, что они адекватно воспроизвели содержание информации. Именно так, считает  ЖДеррида, писалось даже Откровение Св. Иоанна, или Апокалиптическое послание. Проанализировав текст Апокалипсиса, он пришел к выводу: Иоанн пишет  не о том, что ему самому непосредственно  открывается, а лишь передает содержание ему диктуемого. Он слышит голос, цитирующий Иисуса, голос Самого Иисуса, а также голоса ангелов и т.д. Все эти послания постоянно пересекаются и не ясно, кто и кому говорит. Нет никакой гарантии, что именно Иоанн был главным и единственным адресатом этих посланий. Ситуация напоминает бесконечный компьютер, в котором заложено бесконечное число коммуницирующих, что делает невозможным выделение «начального сигнала» (речь идет о Боге) и указание точного адресата.

Философия включается в бесконечное рече- и тексто-производство, лишенное первоисточника, а также  адресата. Неважно что и кому пишет, говорит философ, важно - как он эта  делает. В тексте больше нет соотнесенности с объектом, с внутрисубъективным опытом. Философу остается только одна возможность привлечь к себе внимание читателя - обрушить на него алогичный, аграмматичес-кий текст-говорение, «зачаровать» его игрой метафор  и метонимий. Философия теряет свои границы, очертания философского текста размываются и начинают существовать в каком-то «рассеянном» виде - внутри стихов, фильмов, литературной прозы  и т.д. Философствование практически  уже не требует специальной подготовки, оно становится непрофессиональной деятельностью, и к числу философов  постмодерн причисляет, например, А-Белого, ^Хлебникова, М-Пруста, Е-Шварца, кинорежиссеров С.Эйзенштейна, Феллини и др.

«Ничего не гарантировано» - главный пафос сознания постмодерна, практикующего интерпретативный разум. Бог умер, разуму законодательному отказано в доверии, все «священное»  и «высокое» воспринимается как  самообман людей, иерархия «тело-душа-дух» разрушена, человек больше ни во что  не верит и ему уже «нечем»  верить. 
 

           1.3.Философия постмодерна.

Философия постмодерна отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происшедших в XX в. глобальных сдвигов в мировоззрении. Она прояснила те базовые понятия и те установки и ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи. Это:

  • Отказ от истины, а следовательно, от таких понятий, как «исток», «причина». Взамен вводится термин «след», как то единственное, что нам остается вместо прежней претензии знать точную причину.
  • Неприятие категории «сущность», ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений приводит к появлению понятия «поверхность» (резома), В такой ситуации остаются невостребованными термины «цель», «замысел»: предпочтительными становятся «игра», «случай».
  • Отказ от категорий истина, сущность, цель, замысел есть по сути отказ от категориально-понятийной иерархии, характеризующий и исследовательский, и даже литературный текст в модерне. Это понятие не работает в постмодерне, сделавшем ставку на «анархию».
  • Если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготел к «неопределенности», делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуальной практике.
  • На смену терминам «жанр», «граница» текста приходят «текст» или «интертекст», что дает мыслителю свободу творить, пренебрегая требованиями традиции.
  • Постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Постмодернистский интеллектуальный настрой на отказ от истины, от сущности, от признания закономерности исторического процесса и т.д. породил скептическое отношение к возможности теоретического обоснования путей развития общества, составления всякого рода долгосрочных прогнозов, проектов быстрого изменения общества. Другими словами, культура постмодерна не дает санкций на революционное переустройство общества: она ориентирована на такие изменения в обществе, величина которых была бы соизмерима с «голубиными шажками». В этом смысле перестройка, начатая в нашей стране, не имеет культурной санкции, а ее идеологи, не осознавая этого факта, применяют большевистские методы, которые на рубеже XIX - XX века были культурно санкционированы, ибо вписывались в парадигму законодательного разума. С одной стороны, она сформировала установку на неприятие резких социальных изменений, но, с другой стороны, находясь в пространстве и времени «цивилизации молодых», она жаждет ускорения, изменения жизни, ее темпов. Учтем и тот факт, что постмодерн есть реализация желания прорваться к новому, просто новому как таковому. Как же разрешается это реальное противоречие? Заложенная в «цивилизации молодых» тяга к быстрому и резкому изменению жизненных событий и процессов нашла к концу XX века выход в тех сферах бытия, которые не имеют прямого отношения к социальному устройству. Это, например, индустрия моды, темпы изменения которой часто превосходят разумные возможности производства и вообще здравого смысла; спорт, где результаты давно уже перестали быть «человекоразмерными»; музыкальные ритмы, темпоральная частота которых, помноженная на невероятно высокий уровень децибел, делает их несоизмеримыми с ритмами не только человеческого тела, но и Космоса в целом. Быстроту и натиск, установку на радикальные изменения постмодернистская цивилизация молодых сконцентрировала в культурном пространстве, связанном с телом и его потребностями. Появилась даже технология «body building»: культуристика, пластическая, хирургия, с помощью которой изменяют фигуру, цвет глаз, кожу и даже пол. Бодицентризм свидетельствует о появлении в Европе человека нового, по сравнению даже с началом века, типа. Бодицентризм -это симптом оязычивания культуры, кризиса христианского мировоззрения. Культ тела, его желаний, потребностей и инстинктов коррелируется с характеристикой человека нового типа, как сильного и свирепого неокочевника, нацеленного лишь на выгоду и добычу, свергающего все храмы и религии в своей душе.

Культура постмодерна  явилась отражением глубочайших  сдвигов, происшедших в мировоззрении  европейцев, которые М.Хайдеггер  называл «онтологическим нигилизмом». Смысл его - в отказе от признания  существования объективного Абсолюта, Бога, в потере ощущения того, что  есть подлинное бытие, которое является основанием жизни и деятельности людей. Причем, по мысли Хайдеггера, этот «нигилизм» принял всемирно-исторические масштабы и в процесс «онтологического ничтожествования» вовлечены многие народы нового времени. Это - судьба Европы. «Зловещ и неприютен» «онтологический  нигилизм», утверждал философ, но он «зловещ и неприютен» еще и  тем, что не может назвать свой исток. С середины XIX в. Европа впадает  в новый нигилизм - на этот раз  рационалистический. Отвергнуты Бог  и разум, приветствуется интеллектуальный разгул, не просветленный ни светом горнего, ни светом человеческого разума. Здесь и сосредоточился центр  кристаллизации постмодерна.

          2.Теории постмодерна.

Всё чаще для  объяснения различных явлений- от создания Википедии до финансового кризиса- современные социологи вынуждены  прибегать к одним и тем  же теориям. 
 

             2.1.Глобальная деревня

   Этот  термин был введён социологом Маршалл  Маклюэном в 1962 году. В своей книге  «Галактика Гутенберга» он предсказал появление Интернета и придумал метафору для его обозначения- глобальная деревня.  Идея глобальной деревни  проста: благодаря мгновенной передаче информации земной шар сжимается  до размеров небольшого села. Со времен Маклюэна термин развили, и сегодня  им обозначают три характерные черты  постмодерна:

    • Невозможность замалчивания информации

      Если на месте события оказался хотя бы один человек с мобильным телефоном  с функцией видеозаписи,  видео  в какой-то момент времени окажется там,где его может увидеть ещё  кто-то. В глобальной деревне все  невольно шпионят друг за другом и  обсуждают то, что увидели.

    • Вынужденная вовлечённость в другие дела

      В глобальной деревне практически у каждого  человека существует аккаунт в социальной сети либо блог. Индивид, который не имеет этого или хотя бы не пользуется мобильным телефоном, выходит за пределы социума.

    • Идея ложной ответственности

      Совестливый человек в условиях "глобальной деревни" легко поддается махинациям, которые давят на жалость. Примером может послужить ситуация, когда  мошенники используют фотографии больного тяжелой болезнью ребенка, чтобы  получить на свой банковский счет пожертвования. Ложная сопричастность бесконечно далеким  процессам порождает постоянный стресс, основанный на желании помогать или муках совести. Наряду с ответственностью жизнь в глобальной деревне награждает еще и ложным всемогуществом: кажется, что именно твое сообщение или твой перевод средств может помочь страждущим.

Сегодня термин «глобальная деревня» главным образом  используется как метафора, описывая Интернет и Всемирную паутину. В  Интернете физическое расстояние между  собеседниками не играет существенной роли для общения, стираются не только пространство и время, но происходит сближение культур, мировоззрений, традиций и ценностей. Из-за усовершенствованной  скорости он-лайн обмена информацией, у людей появилась возможность  читать, распространять и реагировать  на ситуацию в мире гораздо с большей  скоростью. Маклюэн полагает, что  этот процесс вынуждает людей  быть вовлеченными в дела друг друга, будто это были наши собственные. Вступая в коммуникацию друг с  другом посредством электронных  средств связи, люди рассуждают и  поступают таким образом, как  если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее  вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая  обо всем увиденном и услышанном. Это форма коммуникации формирует  новую социологическую структуру  в пределах существующего контекста  культуры.

Возвращение к "племенному" восприятию мира на новом этапе, по Маклюэну, - безусловное благо, потому что таким образом люди вновь  начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств - результатам "тирании визуального  восприятия". "В новой электронно-информационной среде ни одно из социальных меньшинств более не смогут игнорировать представители  большинства, потому что отныне слишком  много людей знают слишком  много друг о друге".

Информационная  технологизация социальной жизни вызвала  к жизни новую концепцию демократии - “компьютерную демократию”, в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом “общественного мнения”: его формирование и выражение является средством завоевания и удержания власти. В нем реализуется главенствующее право общественности знать все относящиеся к ее жизни факты и свободно говорить о том, что определяет эту жизнь. Тем самым информация общества заменяет собой социальную революцию. Поэтому властные структуры, чтобы завоевать сознание общественности, обязаны вести с ней постоянный диалог, иметь гибкую и мобильную политику двусторонних контактов.

Посредником между  властью и обществом выступают  “масс-медиа” -- независимые средства массовой информации (особенно электронные), действующие по принципу “расскажи  все, расскажи быстро”.

Другим социальным институтом, связанным с развитием  СМИ является система “паблик  рилейшнз” (институт отношений с  общественностью). В правовом государстве  и гражданском обществе необходимость  сотрудничества, формирования благоприятного отношения социальных организаций с общественностью -это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью

           4.2. Новая темпоральность

Темпоральность- это взаимосвязь времён; разница между восприятием и абсолютным временем. Ранее этот термин применялся в биологии и физики, чтобы обозначить время, характерное для процесса. К примеру, темпоральность варки яйца-три минуты.

Затем термин перекочевал  в философию, и там его насытили новым смыслом: взаимосвязь времен. Темпоральность стала обозначать разницу между восприятием времени и абсолютным временем.

В эпоху постмодерна  пришлось вводить новый особый термин. Личное время становится гибким. Мир функционирует непрерывно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В модерне это было невозможно. Человек жил в общем времени. В метафорическом смысле – оглядывался на большие часы ратуши, жил по гудку завода. Постмодерн – эпоха множества рассинхронизированных наручных часов.

В итоге все  понятия, связанные со временем, в  постмодерне размываются. Говоря «среда», особенно в Интернете, человек уже  должен уточнять: среда где, на каком  меридиане? «Сейчас» – это прямо  сейчас или скоро? А «скоро» –  это в пределах часа, вечера или  месяца? Темпоральность у всех разная, и, чтобы говорить о времени, нужно  часто выяснять, одинаково ли вы с собеседником его понимаете. Все  это и есть «новая темпоральность». Но не только. «Время не только спрессовалось  и стало нелинейным. Оно теперь источник стоимости. Кредитов, фьючерсов, штрафов. Если переиначить старую поговорку, темпоральность – деньги. На времени  их можно и зарабатывать, и терять».

           4.3. Пространство потоков.

Этот термин ввёл испанский социолог Мануэль  Кастельс. В 70-е он предложил различать  пространства мест и потоков. Если вы находитесь на кухне, это пространство места. Вы физически привязаны к нему. Но если вы одновременно связываетесь со знакомыми по интернету, пишете смс и переводите деньги на электронный счет и т. д., то вокруг вас аккумулируются информационные и финансовые потоки. Сказать, что встреча с друзьями, сообщение или перевод денег состоит у вас на кухне - нельзя. Она происходит в некоем условном, виртуальном месте, которые вы сами ненадолго сконструировали. 
 

Информация о работе Теории постмодерна