Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:41, курсовая работа
Объект исследования: социокультурное проектирование.
Предмет: теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды Краснодарского края, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения, а так же рассмотреть теоретическую модель основ социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Задачи исследования:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ..............................................................................................6
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования..................................6
1.2. Принципы социокультурного проектирования...............................................10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ……………………………………………………26
2.1. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования социокультурной среды Краснодарского края..........................26
2.2. Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................
Лучшие
творческие коллективы краевых театров,
концертных организаций в рамках культурной программы «
Одним из основных потребителей культурных продуктов и объектами социокультурного проектирования является семья. Учреждения культуры Краснодарского края оказывают огромное значение организации и планированию их досуга, утверждают и реализуют Целевые программы.
Так, в 2010 год закончила свою работу Краевая Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укреплении е семейных традиций в краснодарском крае», реализация которой приходилась на 2007-2010 годы. Целью данной программы стало создание условий для реализации потребностей общества в воспитании духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией, а так же для формирования у детей и молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях России и Кубани. В процессе реализации этой программы в Краснодарском крае были проведены следующие мероприятия по укреплению семейных традиций и разнообразию семейного досуга:
-
Проведение семейных
-
Конкурс поэтических работ
-
Проведение конкурса среди
-
Краевой смотр ведения
-
Проведение профилактической
-
Проведение семейных
-
Проведение фестиваля
-
Проведение эксперимента по
И это далеко не полный список семейных мероприятий проводимых по инициативе Департамента семейной политики Краснодарского края.
Особенно ярко и уже не первый год проходит фестиваль семейного творчества «Радуга семейных талантов». В мае-июне 2011 года фестиваль будет проводиться в 6 раз. Основными целями и задачами мероприятия являются популяризация семьи как основы социального института, единение взрослых и детей с целью создания преемственности поколений, выявление и поддержка творческих семей Кубани. Фестиваль проходит в два этапа: первый - отборочные конкурсы в муниципальных образованиях края, второй - театрализованный концерт победителей. По итогам конкурса лучшие семейные династии, которые сегодня выступят на сцене филармонии им. Пономаренко, получат денежные премии.
Что касается Домов культуры, то их роль в социокультурном проектировании досуга стоит на первом месте. Большинство учреждений культуры клубного типа в краснодарском крае функционируют в сельской местности, где зачастую являются главными, а чаще всего и единственными учреждениями, где население может проводить свое свободное время. Таким образом, сельским домам культуры необходимо уделять огромное внимание проектированию и организации правильного, общественно полезного досуга. Достижением последних лет является то, что в культурно-досуговых учреждениях разовые мероприятия по организации семейного досуга уступили место планомерному и программному подходу. Развиваются и сохраняют свою активность семейные клубы и объединения семейно-бытовой направленности: «Российская семья», «Иван да Марья», «Домашний очаг», «Гармония», «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей».
Огромное значение социокультурное проектирование в учреждениях культуры Краснодарского края приобретают в аспекте организации досуга и нравственного и эстетического развития детей. Так уже третий год в крае выполняется Краевая Целевая программа «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы». Эта программа представляет собой ряд запланированных мероприятий по оказанию оздоровительной, культурной, социальной помощи детям.
Таким образом, следует отметить, что благодаря грамотной работе специалистов в области социокультурного проектирования учреждения культуры Краснодарского края ведут планомерную работу в области организации и проведения досуга населения. Проектируются и реализуются целевые программы, которые охватывают собой все социально-культурные аспекты жизни населения края. Социокультурное проектирования необходимо, для создания качественного культурного продукта, для повышения уровня и потребности культуры населения и более продуктивной работы работников социально-культурной сферы.
К сожалению, социокультурное
проектирование как наука
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе мы изучили сущность понятия социокультурного проектирования и его особенности в учреждениях культуры на примере Краснодарского края. Это понятие может иметь разные вариации, но если выделять его основу, то социокультурное проектирование – это технология деятельности направленной на преобразование социокультурной сферы, которая характеризуется потребностью в детальном изучении объекта проектирования в его взаимосвязи с областью его существования и выделении конкретных задач, которые в совокупности позволят достигнуть целей данного проекта.
Также мы ознакомились с основными принципами социокультурного проектирования, так как их выбор при составлении проекта может кардинально на него повлиять и сделать его либо эффективным, либо абсолютно бесполезным. К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся: принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта; принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений; принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением; принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта. Все эти принципы должны быть известны специалистам в сфере социокультурной деятельности для создания действенных проектов.
Мы проанализировали тенденции развития социокультурной сферы в России и Краснодарском крае конкретно, которые невозможно рассматривать без связи и взаимодействия с мировой культурой. Новый XXI век принес множество изменений в развитие мировой культуры. Эти изменения как позитивны (усовершенствования и инновации, большая доступность культурных объектов массам; разнообразие форм и видов художественной деятельности), так и негативны (падение уровня культуры у многих слоев населения и общественных групп; смещение моральных и культурных ценностей в сторону материального;). Этот фактор отражается на социокультурной сфере каждой страны мира в той или иной степени. Краснодарский край не является исключением. Обладая огромным культурным потенциалом, богатой историей и прелестной базой для развития культуры в виде колоритных традиций и фольклора, общий уровень культурного развития кубанского общества имеет огромное количество насущных проблем, «белых пятен» (полной непросвещенности) в отдельных важных аспектах культурной жизни. На эту не обнадеживающую ситуацию влияют разнообразные факторы: низкий уровень жизни многих слоев населения; недостаточность государственной поддержки социокультурной сферы в сельской местности; непросвещенность населения в вопросе возможностей организации собственного досуга и культурного развития; тяжелое состояние многих институтов культуры, призванных развивать население и расширять культурный кругозор. Еще одним фактором, который в действительности может повлиять на общую социокультурную ситуацию является наявность специалистов социокультурной сферы, способных разрабатывать действенные проекты развития этой сферы, ее преобразования, качественного изменения.
Также были изучены примеры использования теоретических основ социокультурной деятельности в учреждениях культуры Краснодарского края.
При
условии активной подготовки профессионалов
в данной сфере и предоставлении
им возможностей для продуктивной работы,
общество может получить активную и действенную
предпосылку для выхода на качественно
более высокий уровень культурного развития,
что, безусловно, скажется и на общем уровне
жизни. Все эти метаморфозы способно обеспечить
социокультурное проектирование, которое,
таким образом, является одним из важнейших
видов деятельности для современной России
и мирового сообщества в целом.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ