Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: социокультурное проектирование.
Предмет: теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды Краснодарского края, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения, а так же рассмотреть теоретическую модель основ социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Задачи исследования:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ..............................................................................................6
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования..................................6
1.2. Принципы социокультурного проектирования...............................................10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ……………………………………………………26
2.1. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования социокультурной среды Краснодарского края..........................26
2.2. Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     Лучшие  творческие коллективы краевых театров, концертных организаций в рамках культурной программы «Губернатор и Законодательное Собрание Краснодарского края – детям Кубани» выезжают с концертами в города и районы Краснодарского края.

     Одним из основных потребителей культурных продуктов и объектами социокультурного проектирования является семья. Учреждения культуры Краснодарского края оказывают огромное значение организации и планированию их досуга, утверждают и реализуют Целевые программы.

     Так, в 2010 год закончила свою работу Краевая Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укреплении е семейных традиций в краснодарском крае», реализация которой приходилась на 2007-2010 годы.  Целью данной программы стало создание условий для реализации потребностей общества в воспитании духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией, а так же для формирования у детей и молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях России и Кубани. В процессе реализации этой программы в Краснодарском крае были проведены следующие мероприятия по укреплению семейных традиций и разнообразию семейного досуга:

     - Проведение семейных праздников  для семей с детьми дошкольного возраста, игр и конкурсов, совместной творческой деятельности детей и родителей, детей и педагогов;

     - Конкурс поэтических работ учащихся  образовательных учреждений Краснодарского  края “Семь — Я”;

     - Проведение конкурса среди семейных  коллективов художественной самодеятельности;

     - Краевой смотр ведения домашнего  хозяйства, развития народных  промыслов в многодетных семьях  Кубани «Дом с большой буквы»;

     - Проведение профилактической работы  с асоциальными семьями, развитие  социального патроната;

     - Проведение семейных праздников, викторин, спортивных соревнований  на базе учреждений образований,  культуры, спорта

     - Проведение фестиваля семейного  творчества «Радуга семейных  талантов»

     - Проведение эксперимента по апробации  модели «Школа— центр семейного досуга»(«Суббота — день семьи в расписании работы школы») [30]

     И это далеко не полный список семейных мероприятий проводимых по инициативе Департамента семейной политики Краснодарского края.

     Особенно  ярко и уже не первый год проходит фестиваль семейного творчества «Радуга семейных талантов». В мае-июне 2011 года фестиваль будет проводиться в 6 раз. Основными целями и задачами мероприятия являются популяризация семьи как основы социального института, единение взрослых и детей с целью создания преемственности поколений, выявление и поддержка творческих семей Кубани. Фестиваль проходит в два этапа: первый - отборочные конкурсы в муниципальных образованиях края, второй - театрализованный концерт победителей. По итогам конкурса лучшие семейные династии, которые сегодня выступят на сцене филармонии им. Пономаренко, получат денежные премии.

     Что касается Домов культуры, то их роль в социокультурном проектировании досуга стоит на первом месте. Большинство учреждений культуры клубного типа в краснодарском крае  функционируют в сельской местности, где зачастую являются главными, а чаще всего и единственными учреждениями, где население может проводить свое свободное время. Таким образом, сельским домам культуры необходимо уделять огромное внимание проектированию и организации правильного, общественно полезного досуга. Достижением последних лет является то, что в культурно-досуговых учреждениях разовые мероприятия по организации семейного досуга уступили место планомерному и программному подходу. Развиваются и сохраняют свою активность семейные клубы и объединения семейно-бытовой направленности: «Российская семья», «Иван да Марья», «Домашний очаг», «Гармония», «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей».

     Огромное  значение социокультурное проектирование в учреждениях культуры Краснодарского края приобретают в аспекте организации досуга и нравственного и эстетического развития детей. Так уже третий год в крае выполняется Краевая Целевая программа «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы». Эта программа представляет собой ряд запланированных мероприятий по оказанию оздоровительной, культурной, социальной помощи детям.

     Таким образом, следует отметить, что благодаря  грамотной работе специалистов в  области социокультурного проектирования учреждения культуры Краснодарского края ведут планомерную работу в области организации и проведения досуга населения. Проектируются и реализуются целевые программы, которые охватывают собой все социально-культурные аспекты жизни населения края. Социокультурное проектирования необходимо, для создания качественного культурного продукта, для повышения уровня и потребности культуры населения и более продуктивной работы работников социально-культурной сферы.

       К сожалению, социокультурное  проектирование как наука только  набирает обороты в нашей стране, работникам социально-культурной сферы не хватает ни методологического пособия в этой области науки ни теоретических знаний, но не смотря на все это Краснодарский край является одним из первый регионов, который планомерно внедрил и утвердил метод работы в учреждениях культуры по средствам социокультурного проектирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данной курсовой работе мы изучили  сущность понятия социокультурного проектирования и его особенности в учреждениях культуры на примере Краснодарского края. Это понятие может иметь разные вариации, но если выделять его основу, то социокультурное проектирование – это технология деятельности направленной на преобразование социокультурной сферы, которая характеризуется потребностью в детальном изучении объекта проектирования в его взаимосвязи с областью его существования и выделении конкретных задач, которые в совокупности позволят достигнуть  целей данного проекта.

    Также мы ознакомились с основными принципами социокультурного проектирования, так  как их выбор при составлении проекта может кардинально на него повлиять и сделать его либо эффективным, либо абсолютно бесполезным. К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся: принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта; принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений; принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением; принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта. Все эти принципы должны быть известны специалистам в сфере социокультурной деятельности для создания действенных проектов.

    Мы  проанализировали тенденции развития социокультурной сферы в России и Краснодарском крае конкретно, которые невозможно рассматривать без связи и взаимодействия с мировой культурой. Новый XXI век принес множество изменений в развитие мировой культуры. Эти изменения как позитивны (усовершенствования и инновации, большая доступность культурных объектов массам;  разнообразие форм и видов художественной деятельности), так и негативны (падение уровня культуры у многих слоев населения и общественных групп; смещение моральных и культурных ценностей в сторону материального;). Этот фактор отражается на социокультурной сфере каждой страны мира в той или иной степени. Краснодарский край не является исключением. Обладая огромным культурным потенциалом, богатой историей и прелестной базой для развития культуры в виде колоритных традиций и фольклора, общий уровень культурного развития кубанского общества имеет огромное количество насущных проблем, «белых пятен» (полной непросвещенности) в отдельных важных аспектах культурной жизни. На эту не обнадеживающую ситуацию влияют разнообразные факторы: низкий уровень жизни многих слоев населения; недостаточность государственной поддержки социокультурной сферы в сельской местности; непросвещенность населения в вопросе возможностей  организации собственного досуга и культурного развития; тяжелое состояние многих институтов культуры, призванных развивать население и расширять культурный кругозор. Еще одним фактором, который в действительности может повлиять на общую социокультурную ситуацию является наявность специалистов социокультурной сферы, способных разрабатывать действенные проекты развития этой сферы, ее преобразования, качественного изменения.

    Также были изучены примеры использования теоретических основ социокультурной деятельности в учреждениях культуры Краснодарского края.

    При условии активной подготовки профессионалов в данной сфере и предоставлении им возможностей для продуктивной работы, общество может получить активную и действенную предпосылку для выхода на качественно более высокий уровень культурного развития, что, безусловно, скажется и на общем уровне жизни. Все эти метаморфозы способно обеспечить социокультурное проектирование, которое, таким образом, является одним из важнейших видов деятельности для современной России и мирового сообщества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аберкомби, Н. Социологический словарь [Текст]: учебник / Н.Аберкомби. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
  2. Аверьянов, Л. Я. Социология: что она знает и может [Текст]: учебное пособие / Л.Я. Аверьянов. – М.: Социолог ,1993. - 152 с.
  3. Акимова, Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие для вузов по спец. «Социально-культурная деятельность» [Текст]: учебное пособие / Л.А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2007. - 123 с.
  4. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание: концепция виртуальных миров и научное познание [Текст]: учебник / И.А. Акчурин. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000. -  115 с.
  5. Антонюк, Г.А. Социальное  проектирование: некоторые методологические аспекты [Текст]: учебное пособие / Г.А. Антонюк. - Минск: Проект-пресс, 2008. -  127 с.
  6. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия[Текст]: учебное пособие / В.М. Березин. - М.: РИП-холдинг, 2003. – 174 с.
  7. Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Центр, 2000. – 90 с.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999.  -  352 с.
  9. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами [Текст] / Г.М. Галуцкий. - М.: Печатный дом, 2002. – 197 с.
  10. Генисаретский, О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. Экология культуры. [Текст]: учебное пособие / О.И. Генисаретский. - М.: НИИ культуры, 1991. – 50 с.
  11. Демченко, А. Некоторые проблемы развития социально-культурной деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник для вузов культуры /А. Демченко. – М.: ГИВЦМК., Р.Ф., 2003.-49 с.
  12. Джонс Д. Методы проектирования [Текст]: учебное пособие / Д.Джонс.  - М.: Прогресс, 1990.  – 316 с.
  13. Дмитриенко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт. (Тенденции и перспективы развития) [Текст]: учебное пособие / В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрьян. - Красноярск, 1999. – 171 с.
  14. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник / А.Д. Жарков. - М.: Изд-во МГУКИ, 2008. – 288 с.
  15. Зуев С. Социально-культурное проектирование [Текст]: учебное пособие / С.Зуев. – М.: ТЦ Альтернатива, 2003 – 512 с.
  16. Киселёва, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. –М.: МГУКИ, 2001.
  17. Ковальчук, А.С. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебное пособие / А.С. Ковальчук.- М.: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2000.-172с.
  18. Козлова О.Н. Социология [Текст]: ученик / О.Н. Козлова - М.: Омега-Л, 2004, -  320 с.
  19. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов культуры и искусств [Текст] / Под ред. В.М. Чижикова. - М : МГУК, 2007. - 461 с.
  20. Лепский М. Проблемы субъектов социального проектирования и управления [Текст]: учебное пособие / М. Лепский. - М.: Когито-Центр, 2006. – 256 с.
  21. Манхейм К. Избранное: Социология культуры [Текст] / К. Манхейм. -  М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 501 с.
  22. Михайлова Л.И. Социология культуры [Текст]: учебное пособие / Л.и. Михайлова. -  М.: Гриф МО РФ,1999. – 156 с.
  23. Минюшев Ф.И. Социальная антропология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ф.И. Минюшев. – М., 2004. – 288 с.
  24. Савченко, Н.Э. Проблемы, опыт, методика работы культурно-досуговых учреждений [Текст] / Н.Э. Савченко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 187 с.
  25. Соколовский, Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры [Текст] /Ю.Е. Соколовский.- М.: изд. "Просвещение"- 3 изд.2002.
  26. Социально-культурная деятельность [Текст] / Под ред. И.М. Мохова. - М.: Зерцало, 2007. - 355 с.
  27. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие для вузов культуры и искусств [Текст] / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2007. - 296 с.
  28. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования[Текст]: учебник / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб., 2007. – 272 с.
  29. Департамент культуры Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kultura.kubangov.ru. – дата обращения: 10.12.2011.

Информация о работе Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края