Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:41, курсовая работа
Объект исследования: социокультурное проектирование.
Предмет: теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды Краснодарского края, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения, а так же рассмотреть теоретическую модель основ социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Задачи исследования:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ..............................................................................................6
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования..................................6
1.2. Принципы социокультурного проектирования...............................................10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ……………………………………………………26
2.1. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования социокультурной среды Краснодарского края..........................26
2.2. Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................
Министерство Культуры Российской Федерации
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Факультет
рекламы и социально-культурной
деятельности
Кафедра
социально-культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
на тему: «Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края»
Студентки 5 курса очной формы обучения
Специальности
«Социально-культурная деятельность»,
Краснодар 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ................
1.1. Сущность понятия
социокультурного проектирования................
1.2. Принципы социокультурного
проектирования................
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ……………………………………………………26
2.1. Современная
социокультурная ситуация и проблемное
поле проектирования социокультурной
среды Краснодарского края..........................
2.2. Теоретические
основы социокультурного проектирования
в учреждениях культуры Краснодарского
края..........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Одной
из основополагающих характеристик «человека
культурного» является его способность
к проективной деятельности, т.е. продуктивному
воображению, творческому и свободному
преобразованию реальности на
основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой
сущностью культуры, которая есть прежде
всего совокупность “проектных”
(т.е. идеальных, духовных) способов и результатов
освоения и
преобразования мира — природы, общества,
самого человека. Смысл
культурной деятельности заключается
в ее «улучшающем» характере, в
культивировании всех составляющих человеческого
бытия, в способности
выводить человека за свои пределы в форме
целеполагания, конструирования
идеального образа человека и мира. В процессе
производства (и освоения,
потребления) предмета культуры человек
рефлектирует относительно его
совершенных, идеальных форм — идеальной
структуры художественного
продукта, идеальных форм социального
устройства, идеальных отношений
между людьми.
Актуальность исследования заключается в том, что социокультурное проектирование – именно та технология, которая должна быть известна и широко применяема всеми специалистами задействованными в данной деятельности: будь то профессии социально-культурной, социально-педагогической или культурологической направленности.
Особенно она актуальна в работе учреждений культуры, которым необходимо грамотно и систематично проектировать свою деятельность. Ведь каждое направление социально-культурной деятельности имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации для создания качественного культурного продукта, который будет способствовать развитию индивида в личность. Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социокультурного проектирования.
В литературе получило признание то обстоятельство, что теоретические основы социокультурного проектирования могут исходить из трех разных, хотя и связанных между собой подходов: объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного, субъектно-ориентированного (тезаурусного). Первый из них связывается с именами Г. А. Антонюка[5, 46], Н. А. Аитова, Ж. Т. Тощенко, второй — с именами О.И. Генисаретский[10], Э. А. Орловой, Джонс Д. [12, 124], третий с именем В. А. Лукова. [4; c. 26].
О
проблемах и принципах
Объект исследования: социокультурное проектирование.
Предмет: теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды Краснодарского края, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения, а так же рассмотреть теоретическую модель основ социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Задачи исследования:
1)
Изучить сущность понятия
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной сферы в Краснодарском крае.
4) Рассмотреть теоретические основы социокультурного проектирования на примере учреждений культуры Краснодарского края.
Базой исследования в данном вопросе будут являться коммерческие и бюджетные учреждения культуры в Краснодарском крае.
Методы исследования: при написании курсовой работы были использованы социокультурные принципы и исследовательские методы, которые базируются на требованиях объективного и всестороннего анализа процессов и явлений общественного развития. Также используются собственно-научный метод познания для систематизации и анализа информации и метод наблюдения.
Практическая
значимость: в данной работе будет дано
определение социокультурному проектированию,
изложены его теоретические основы, рассмотрены
его основные виды и изучена практика
социокультурного проектирования в России
и за рубежом. Такое всестороннее рассмотрение
вопроса даст возможность не только понять
суть социокультурных проектов и проследить
их развитие, а и определить, каким образом
данный вид деятельности применим в Краснодарском
крае, какие социокультурные проблемы
можно решить при его помощи.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования
Проект – есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.
Проект представляет собой особую знаковую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений людей, направленную на преобразование природы, общества, самого человека.
Из этих определений можно сделать вывод, что проект – это форма отображения идей и стремлений людей, которая позволяет управлять деятельностью при условии грамотной постановки цели, разработки шагов по её воплощению и реализации данной задумки.
Проектирование(от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд), процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния[1, 76].
Проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Проектирование характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают проектирование как таковое от других типов гуманитарных технологий, например, от исследования.
Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т.п.), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальнокультурное, инженерно-психологическое, генетическое и другие. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.
Таким образом, проектирование – это процесс создания проекта, который характеризуется тем, что его основная идея рассчитана на идеальный результат (идеальный характер действия) и оно нацелено на воплощение данной идеи в будущем. Проектирование имеет общие закономерности, этапы и стадии с определенной спецификой в зависимости от вида проекта, области проектирования. Так как оно является способом изменения реальности, проектирование относится к творческой деятельности. Также оно требует от человека не только профессионализма и знания всех нюансов при выполнении действий по его реализации, но и способности заранее проанализировать особенности той сферы, в которой проект будет «жить», оценить потребность в проектировании выбранной деятельности и проявить разумную долю фантазии и смелости, чтобы данный проект не остался только лишь «иллюзией деятельности», но ровно настолько, чтобы он был пригоден к реализации и результативен.
Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта.
Социальное проектирование можно рассматривать как форму социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта.[4; c. 120]
Социальное проектирование один из видов деятельности по формированию объемно-информационного аналога (проекта) создаваемого социального объекта. Социальное проектирование как планирование, выполняет свои специфические функции в развитии социального объекта.
План определяет последовательность деятельности для достижений результата, тогда как проект содержит необходимые конструктивные характеристики этой деятельности. [16; c. 304]
Таким
образом, социальное проектирование –
это инновационный метод
Что касается культуры, то это очень сложное и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание».
В последние десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.
Понятие культуры в широком смысле можно определить как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем.
В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.[13; с.271-272]