Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: социокультурное проектирование.
Предмет: теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды Краснодарского края, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения, а так же рассмотреть теоретическую модель основ социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.
Задачи исследования:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ..............................................................................................6
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования..................................6
1.2. Принципы социокультурного проектирования...............................................10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ……………………………………………………26
2.1. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования социокультурной среды Краснодарского края..........................26
2.2. Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, основополагающими принципами проектирования являются: принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, понимаемый как соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики; принцип проблемно-целевой ориентации, а также принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной целесообразности, комплексности и реалистичности.

    Данные принципы социокультурного проектирования выполняют двоякую функцию: во-первых, они определяют мировоззрение проектировщика, а также стиль и нравственную интонацию разрабатываемых им концепций, проектов, программ, инициатив, т.е. обеспечивают ценностно-ориентационный уровень проектирования (особенно первые четыре принципа). По степени их воплощения (в целевой и содержательной части проекта) можно судить об органичности программы, мере ее созидательности или разрушительности. Во-вторых, эти принципы составляют теоретическую основу технологии социокультурного проектирования, которая будет раскрыта в последующих разделах пособия.

    Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

    Когда мы строим планы относительно того в каких домах, в каких квартирах  будем жить, какие города строить  и закладываем их проект, мы вступаем друг с другом в определенные отношения и, соответственно, вырабатываем некоторые представления о нашем будущем, о наших квартирах, о наших городах или нашем обществе. Изучая эти типы социальных отношений, выявляя те, которые в наибольшей степени соответствуют интересам людей, можно с некоторым основанием предполагать, что они будут адекватны будущему обществу, хотя понятно, полной гарантии дать нельзя. Именно поэтому социокультурному проектированию необходимо уделить самое пристальное внимание.

    Социокультурные проекты во многом зависят от принципов проектирования.

    Основополагающими принципами проектирования являются: принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, понимаемый как соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики; принцип проблемно-целевой ориентации, а также принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной целесообразности, комплексности и реалистичности.

    От  выбора проектировщиком принципа проектирования зависит, собственно, каким получится  в результате его проект. Поэтому  вопрос принципов социокультурного проектирования очень важен и требует детального рассмотрения и глубокого понимания.

 

     ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В КРАСНОДАСРКОМ КРАЕ, СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ И ВАРИАНТЫ ИХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

    2.1. Современная социокультурная  ситуация и проблемное поле проектирования социокультурной среды Краснодарского края

    В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать  ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

    Пространственно-временные  границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, государственные программы ориентированы на решение проблем, характерных для нашего общества в целом. Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

    Если  анализировать ситуацию, характерную  для социокультурной жизни Краснодарского края в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

    С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социальнокультурного творчества различных  категорий и групп населения, расширением количества видов и  форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций, развитием туристического потенциала Кубани. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде  целевых программ государственного и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал кубанской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает  индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.[5; c. 123] 

    В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

    — Увеличивается разрыв между инновационным  потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования  в повседневной социокультурной  практике. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются: массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта .

    — В социальной сфере все более  заметной становится тенденция социального  расслоения по таким социокультурным  основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

    — Усиливаются процессы размывания духовной самобытности украинской культуры, возрастает опасность ее «вестернизации», утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация  культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения)  по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

    — Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития.

    Снижение  показателей духовной жизни общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на “авансцену жизни” выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — “духовный середняк”. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.

    — На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важднейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурнодосуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество,  освободившись  от  цензурного гнета, оказалось  под гнетом экономическим. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры .

    Таким образом, наблюдаемая сегодня в  обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социальнокультурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности .

 

      2.2. Теоретические  основы социокультурного  проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края.

     Сегодня среди важнейших показателей  социально-экономического развития Краснодарского края, своеобразным барометром государственного благополучия,  несомненно, является состояние культуры. Чем выше её уровень, тем в более цивилизованном мире мы живем. Это и задает современные векторы развития культуры такого яркого, самобытного региона, каким является Кубань. Краснодарский край по праву признан одним из крупнейших культурных центров России.

               В Краснодарском крае действует большое количество культурно-просветительских учреждений: библиотек - 70, музеев и выставочных залов - 17, театров - 11, кинотеатров - 71, домов культуры - 79); учреждений для социально незащищенных слоев населения (домов ребенка - 3, интернатов - 10, детских домов - 15, детских домов для детей инвалидов - 2).

     В крае сохранена и развивается  вся многопрофильная сеть учреждений - это библиотеки, культурно-досуговые  учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

     Социокультурные проектирование в учреждениях культуры Краснодарского края решают задачи массового эстетического воспитания населения: формируют художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства (путем организации концертной деятельности, пропагандистской, студийной и просветительной работы); создают условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор (с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в быт, труд, праздник); содействуют воспитанию любви к подлинному фольклору путем воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от мастера к ученику в процессе живого общения, созданию аутентичных ансамблей, стремящихся к "вживанию" в самобытную народную культуру и ориентирующихся на устранение границ между сценой и зрителем, на импровизацию пения, игры, танца; способствуют возрождению и пропаганде народных ремесел и промыслов, освоению местных традиций; воспитывают историческое сознание и формировать у населения чувство идентичности с образом кубанской культуры.

     Формирование  интереса к народному искусству  лежит в основе эстетического  воспитания детей и подростков, оно тесно связано с патриотическим воспитанием, которое начинается с любви "к малой родине", своему родному краю. С этой целью можно планировать проведение недель детского народного творчества, детских народных праздников, смотров и конкурсов юных собирателей фольклора, тематических экспедиционных походов и таких в Краснодарском крае не мало.

     Разработана и успешно реализуется краевая целевая программа «Культура Кубани (2009-2011 годы)». Её разделы красноречиво говорят сами за себя: развитие искусства Кубани и стимулирование деятельности творческих организаций и союзов, развитие народного творчества и организация досуга населения, сохранение историко-культурного наследия и эстетическое воспитание детей и молодежи. Большое внимание в Программе уделяется кадровому и информационному обеспечению деятельности учреждений культуры, искусства и кинематографии, техническому и технологическому оснащению государственных организаций культуры, ознаменованию памятных дат, развитию кинематографии.

Информация о работе Теоретические основы социокультурного проектирования в учреждениях культуры Краснодарского края