Теоретические основы анализа статуса ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть человеческие фундаментальные ценности и взгляд ученых на эту проблему.
Задачи: рассмотреть особенности ценностной проблематики в наследии классиков социологии; определить сущность, виды и функции социальных ценностей
Объект исследования: ценностные воззрения зарубежных и социологов.
Предмет: особенности подходов Западных и Отечественных ученых.

Содержание

Введение
Теоретические основы анализа статуса ценность
1.1 Отечественные разработки понятие «ценность»
1.2 Разработки Западных ученых
Фундаментальные ценности
Личная жизнь
Дело, работа
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Антропология.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

Для состояния  организма человека существует понятие  «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой  диапазон. Отклонение значения от заданного  диапазона может явиться признаком  и доказательством ухудшения  здоровья. Внешне утрата здоровья будет  выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

Семья. C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных  отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Никто не рождается  на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными  способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной  единицей общества является - семья, где  и происходит закладывание основ  личности. Семья становится главным  социальным фактором, влияющим на становление  личности.

Ребенок видит  семью в качестве окружающих его  близких людей папы и мамы, бабушки  и дедушки, братьев и сестер. В  зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям  человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с  окружающими. Отношения в семье  влияют также на то, как человек  в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или  неблагополучной.

Основная проблема, возникающая у детей - это проблема взаимоотношений с родителями. Даже в благополучных семьях возникает  определенная сложность общения  с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще  и потому, что родители часто не понимают, что с детьми старшего возраста общение должно строиться  по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно  запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. 

Итак, человек  рождается духовно благодаря  общению с окружающими людьми. Какую же громадную ответственность  налагает это на семью! Как ко многому  обязывает! Какой тончайший процесс  постоянно идет рядом.

Любовь. Любовь - самое загадочное из чувств, и недаром, наверное, символом ее выбрана луна - с ее переменчивостью, с ее постоянным убыванием и прибыванием - и с ее обратной стороной, скрытой от нашего взгляда.

Многие философы задумывались над природой этого  чувства, многие поэты воспевали  красоту этого явления, но никто  не может дать конкретного определения  любви потому, что каждый человек  любит по-своему и каждая любовь хотя и похожа на остальные, но все-таки не похожа на них. И если верно, что  любовь - сфинкс, то многие ее загадки  еще ждут своих эдипов.

Существует масса  легенд и мифов о происхождении  любви, героями которых были Эрот и Афродита, Амур и Венера...

В одном из диалогов Платона, мы можем ознакомиться с  целой теорией появления романтической  природы любви: когда-то люди были не такими, как ныне, она были двойными - имели по четыре руки, по четыре ноги, по два лица, по две пары ушей и  т.д. Это делало их столь сильными, что они осмеливались угрожать самим  богам, отчего устрашенный Зевс вынужден был разделить каждое из таких  чудищ вдоль пополам.

Теперь скитаются  разделенные половинки по свету  в поисках своей единственной, неповторимой...

Романтично, но все-таки, что действительно существует всего лишь один человек на всем белом свете, которого мне дано любить? А если я его не встречу? Что, бесцельно  прожитые годы, вся жизнь насмарку?

Если мы обратимся  к Э. Фромму ("Искусство любви"), то оказывается, дело обстоит вовсе  не так, как предполагает идея романтической  любви.

Что существует только один человек во всем мире, которого вы можете полюбить, что найти этого  человека - величайшая удача в вашей  жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных  людей… "Любовь такого рода, - пишет  Фромм, - которая может относиться только к одному человеку, уже самим  этим фактом доказывает, что она  не любовь, а садистско-мазохистская привязанность..." Любовь не создается  каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который  лишь приводится в действие определенным объектом. Исключительная любовь лишь к одному человеку внутренне противоречива. Конечно же, не случайно, что "объектом" явной любви становится определенная личность. Факторы, определяющие выбор  в каждом отдельном случае, слишком  многочисленны и слишком сложны, чтобы обсуждать их здесь, главное, что любовь к определенному человеку является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека.

Таким образом, любовь - это готовность, которая  в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас  самих. 

    1. Дело, работа.

Карьера. В процессе профессиональной деятельности человек постоянно делает выбор в пользу той ли иной ситуации, ставит какие-то приоритеты.

При поступлении  на работу человек ставит перед собой  определенные цели. Но организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели. Поэтому нанимающемуся  необходимо реально оценивать свои деловые качества, соотнести их с  теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей карьеры  человека.

Планирование  карьеры работника представляет собой организацию его продвижения  по ступеням должностного и квалификационного  роста, помогающую ему развить и  реализовать профессиональные знания и навыки в интересах фирмы7.

Благодаря естественной уникальности каждого человека, тех  ситуаций, в которые он попадает и тому, как он реагирует на эти  ситуации, может быть несчетное множество  разных карьер.

Но принято  выделять определенные типы карьеры, более  или менее подходящие под критерий универсальности, и способные описать  большинство траекторий движения человека в компании.

Целью карьеры  нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место  на служебной лестнице. Она имеет  более глубокое содержание. Цели карьеры  проявляются в причине, по которой  человек хотел бы иметь эту  конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.8

Образование, процесс  педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

Два аспекта  образования: как общественное явление  и как педагогический процесс. Как  явление: с точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи социального  опыта последующим поколениям. В  таком качестве, как общественное явление, образование становится объектом изучения науки об обществе - социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую структуру которой  изучает психология. Педагогические же науки рассматривают целостную  учебно-воспитательную, т.е. образовательную  деятельность. Поскольку речь идет об образовательном процессе, получается что педагогический процесс выступает  как смена состояний системы  именно этой деятельности. В ней  реализуются цели и задачи образования.

В образовании  объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность  поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид  осваивает систематизированную  совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его  интересам и обществ, ожиданиям.

Образование в  соответствии с интересами и способностями  личности - одно из фундаментальных  прав человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают образование  предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные  институты, определённые модели воспитательного  процесса.

Особенность культурной преемственности в том, что социально  ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются  и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации образования. 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, осуществленный анализ по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет  сделать ряд заключений:

     - не существует единого, общепринятого  подхода к определению понятий  «ценность» и «ценностные ориентации»  в психологической науке в  целом или в какой-либо из  ее отраслей;

     - одними исследователями акцентируется внимание на генетическом аспекте данных понятий, другими - на функциональном, третьими - на структурном;

     - как в зарубежной, так и в отечественной психологии проблема таких ценностных ориентаций, как элемента диспозиционной системы, остается на периферии в связи с акцентуацией изучения социальной установки;

     - практически все исследователи отмечают комплексность и сложность формирования таких ценностных ориентаций, как психологического явления.

     - большинство исследователей психологических  аспектов формирования ценностных  ориентаций связывают формирование  их с влиянием на группы  членства больших социальных  групп, образованных первичными  коллективами;

     - социально-психологические механизмы  формирования ценностных ориентаций  изучены недостаточно.

     В связи с тем, что формирование ценностных ориентаций личности зависит  от взаимодействия основного коллектива с группой членства, представляется важным вопрос о социально-психологической  связи между малой группой  и основным коллективом.

     Вопрос  о влиянии включенности малой  группы членства в более широкую  социальную среду на характер формирования ценностных ориентаций ее членов является частью более широкого вопроса о  взаимодействии индивида и социальной среды. Процесс социализации личности в основном сводится к включению  в ту или иную малую группу и  через нее в определенный общественный институт, являющийся «транслятором» социального опыта и в котором  личность приобщается к системе  норм и ценностей. Таким социальным институтом в период ранней юности является в основном школа, а также  оздоровительные и спортивные лагеря, учебные центры и т.д. С точки  зрения социальной психологии особенно интересным здесь является вопрос о  том, каким образом включение  личности в различные социальные общности влияет на процесс социализации.

     Важность  данного вопроса связана с  тем, что включенность человека в  различные социальные общности, формирование у него непосредственной или опосредованной (через группу) включенности в те или иные социальные общности оказывается  во многом важным условием воздействия  на личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Теоретические основы анализа статуса ценность