Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть человеческие фундаментальные ценности и взгляд ученых на эту проблему.
Задачи: рассмотреть особенности ценностной проблематики в наследии классиков социологии; определить сущность, виды и функции социальных ценностей
Объект исследования: ценностные воззрения зарубежных и социологов.
Предмет: особенности подходов Западных и Отечественных ученых.
Введение
Теоретические основы анализа статуса ценность
1.1 Отечественные разработки понятие «ценность»
1.2 Разработки Западных ученых
Фундаментальные ценности
Личная жизнь
Дело, работа
Заключение
Список литературы
1.1 Отечественные разработки понятие «ценность»
1.2 Разработки Западных ученых
Заключение
Список литературы
Введение
Мир человека - это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е. вещи, имеющие высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую часть этого слова: ценности — это то, что дорого для человека. То, что имеет для него значение. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).
Ценность — это не природное свойство чего-то — внешнего предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека.
В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» - систему ценностных ориентации. А ценностные ориентации, как показывают данные современной философской антропологии и психологии, представляют собой одну из важнейших потребностей человека.
Ценность чего-то для человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет, событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека.
В реальной жизнедеятельности личность проявляется в различных социальных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данный человек.
Цель исследования – рассмотреть человеческие фундаментальные ценности и взгляд ученых на эту проблему.
Задачи:
рассмотреть особенности
Объект исследования: ценностные воззрения зарубежных и социологов.
Предмет:
особенности подходов Западных и
Отечественных ученых.
1.
Теоретические основы
анализа статуса
ценность
У каждой науки имеется свой понятийный аппарат, но существуют такие
понятия и категории, которыми оперируют все или многие из наук о человеке и обществе. К таким категориям мы считаем возможным отнести категорию «ценность». По свидетельству Д.А. Леонтьева, изучающего современное состояние проблемы ценностей, «в науках, имеющих дело с ценностной проблематикой, понятие ценности не занимает места, которое хотя бы приблизительно соответствовало его реальной значимости. До сих пор, на взгляд Д.А. Леонтьева, отсутствует четкое представление даже «о том, к чему относится само слово «ценность». Неудивительно поэтому, что исследования по философии, социологии и психологии ценностей не слишком привлекают исследователей и имеют низкий КПД».
Также, одной из причин невостребованности, непривлекательности для
ученых категории «ценность» мы считаем ее частое и не всегда уместное
употребление в общественной жизни, в средствах массовой информации в
советское время, что привело к ее шаблонности и стандартности.
Анализ литературных источников показывает, что понятие «ценность»
имеет около четырехсот различных определений. В Международной
Энциклопедии социальных наук сообщается, что концепция ценности
впервые упоминается в теории труда, разработанной английскими
экономистами А.Смитом и Д.Рикардо. Объектом специализированного анализа со стороны философии и других общественных наук ценность становится лишь со второй половины ХIХ века. 1И. Кант относил понятие «ценность» к морали, а неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт применяли его к явлениям культуры. В этику и эстетику это понятие ввел Р.Лотце, в социологию . М. Вебер. И. Канту принадлежит разработка понятия «ценность» в связи с представлениями о сущем и должном. Нормы и ценности управляют действиями, но всякая ценность, по его мнению, является и целью, к ней стремится ради нее самой, поскольку она . идеал, источником которого является критическое сознание как конструктор всяких норм. В. Франкл показал в своих исследованиях, что ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни и составляют три основные класса смысловых универсалий: ценности творчества (в том числе и трудовые), ценности переживания (прежде всего любви) и ценности отношения2.
Очевидно, что ценности имеются во всех областях действительности,
выявляясь по мере того, как человек осваивает их для себя, для достижения
своих целей и удовлетворения интересов, человек оценивает способность того или иного объекта удовлетворять его потребности, желания, интересы или цели, оценивает других людей и себя. Понятие «ценность» указывает на
социальное и культурное значение окружающей действительности.
Многообразие предметов, участвующих в деятельности людей, природных
явлений и общественных
отношений может
ценности или объекты ценностного отношения. Ценности возникают и
развиваются в обществе на базе практической деятельности. Включенные в
сферу отношений природные явления приобретают значение для общества и
служат ему.
1.1 Отечественные разработки понятие «ценность»
Возникшая в процессе жизнедеятельности общественная значимость явлений образует ценность, а отношение к ним - ценностное отношение. Анализ литературных источников показывает, что, с одной стороны, не существует понятия, полностью адекватного понятию «ценность», с другой стороны, само это понятие трактуется учеными неоднозначно. Ценности, по нашему мнению, это положительно значимые и общественно полезные явления и предметы, вызывающие субъективное влечение человека (группы) к тому или иному виду деятельности и регулирующие его поведение.
О.Г. Дробницкий связывает формирование ценностей с историческим
развитием общества, хотя и не ограничивает их значимость временными
рамками. Так сохранили свое значение эстетические ценности античности,
гуманистические и демократические идеалы европейского Просвещения. Он
приходит к выводу, что «в процессе исторического развития общества
складывается система общечеловеческих ценностей». С точки зрения другого философа, Э. Фрома, к общим гуманистическим ценностям
необходимо отнести такие, как преодоление собственной алчности, любовь к
ближнему, поиск истины, который, в свою очередь, относится к сфере
образования. Еще в 17 веке Я.А. Коменский говорил, что ничего не нужно
заучивать наизусть, что не понято прежде умом.
По мнению В.П. Тугаринова, исторические и идеологические различия в
определении ценности существуют, но сам ценностный подход к вещам,
событиям и фактам, по его мнению, вытекает из природы человека как живого, обладающего потребностями и интересами существа и из коренных задач общественной жизни. Ценность характеризуется им двумя свойствами:
функциональным значением и личностным смыслом (то есть, ее отношением к потребностям человека). Личностный смысл ценности, с одной стороны,
определяется объектом, выполняющим функцию ценности, с другой стороны, зависит от самого человека. В.П. Тугаринов приходит к заключению, что функциональное значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идеи, которые делают их ценностями в данном обществе. Следовательно, «каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».3
В процессе анализа категории «ценность» В.П. Тугаринов обнаруживает
целую группу ценностных понятий: ценность, отнесение к ценностям,
ценностное отношение, оценка, предмет оценки и др. Всю эту группу он
относит к особому типу понятий: в них выражено практическое отношение человека к окружающим его явлениям природы, общества и познания. В итоге он дает такое определение: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также . идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала». Для нашего исследования необходимо сравнить это определение с трактовкой Р.Г. Кетхудова: «Ценность есть общественное свойство предметов и явлений объективного мира, которое служит удовлетворению человеческих потребностей, и которое возникло в результате производственной и социальной практики человеческого общества».
Исходя из этого, мы делаем вывод, что эти два определения тождественны,
но определение, данное В.П. Тугариновым более глубоко и понятно, так как
несет в себе
личностно ориентированный
неразрывно связана с проблемой ценности, ведь общественные ценности
становятся стимулами, побудителями людей к действию лишь в том случае,
когда они, пройдя сквозь сознание человека, становятся одновременно и его
личными ценностями: его убеждениями, идеалами и целями.
О.Г. Дробницкий отмечает, что усвоение системы ценностей отдельной
личностью составляет необходимую основу социализации личности и
поддержания нормативного порядка в обществе. Вместе с тем, в структуре
зрелой личности
ценности выполняют функцию
стратегических, жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация
которых выражается во вкладе личности в культуру, создание новых
объективированных форм ценности. Он приходит к выводу: «Взаимодействие личности и общества выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей». Можно сказать, что ценность, это и цель, и способ достижения цели. В этом случае, действительно, «цель оправдывает средства». Отношения между понятиями ценностей и целей весьма сложны. Некоторая часть ценностей может трактоваться как цели, но только как конечные цели всей жизнедеятельности человека, которые и придают ей смысл. Это не то, за что платят, а то, ради чего живут. Поэтому мы больше склонны рассматривать эту связь так, что сами цели являются в некотором смысле продуктами ценностей, то есть ценности могут играть роль целепобудителей.
Другая часть ценностей, а именно социально-этические ценности, не являются целями и мотивами. Они не цели жизнедеятельности, а принципы, ее регулирующие. Таким образом, одним из важных свойств ценности является ориентация в деятельности и поведении людей. В некотором смысле можно принять определение ценностей как «маяков», помогающих выявить в потоке информации, жизненных явлений то, что наиболее важно для
жизнедеятельности человека, для его поведения.
Анализ ценностей предполагает рассмотрения вопроса об их типологии.
Существуют различные типологии ценностей. Некоторые ученые говорят о
ценностях реальных, достигнутых, освоенных, о ценностях мыслимых,
идеальных, которые еще предстоит достичь. Главным в типологии ценностей
является основание, по которому они классифицируются.
Так, Л.Д. Демина предлагает классификацию ценностей, основанную на
Информация о работе Теоретические основы анализа статуса ценность