Теоретические основы анализа статуса ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть человеческие фундаментальные ценности и взгляд ученых на эту проблему.
Задачи: рассмотреть особенности ценностной проблематики в наследии классиков социологии; определить сущность, виды и функции социальных ценностей
Объект исследования: ценностные воззрения зарубежных и социологов.
Предмет: особенности подходов Западных и Отечественных ученых.

Содержание

Введение
Теоретические основы анализа статуса ценность
1.1 Отечественные разработки понятие «ценность»
1.2 Разработки Западных ученых
Фундаментальные ценности
Личная жизнь
Дело, работа
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Антропология.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

выделении субъектов  и объектов ценностного отношения. В зависимости от

субъектов данного  отношения она делит ценности следующим образом:

1) личные,

2) групповые,

3) общесоциальные,

4) общечеловеческие4.

«Соотношение  этих ценностей, -- пишет Л.Д. Демина, -- характеризуется

наличием в  них как общего, так и специфического. Так, например, не все из

того, что имеет  ценность для данной личности, ценно  и для общества в целом.

С другой стороны, не все общественные ценности по различным  причинам

имеют серьезное  значение для каждого конкретного  человека».

В зависимости  от объекта, на который направлено ценностное отношение

и оценка, она  выделяет следующие ценности:

1) природные,

2) социальные (экономические,  социально-политические, этические,

религиозные, научно-информационные, коммуникативные, семейно-

демографические и др.).5

Отсюда следует, что «общечеловеческие ценности не есть какие-то

уникальные, не имеющие отношения к другим субъектам  ценности, а,

напротив, являются той жизненно необходимой ценностной средой, без

которой не может  существовать ни общество, ни группа, ни отдельная

личность» . Иными словами, общечеловеческое существует и

проявляет себя в жизни определенных обществ, групп, людей.

В социологии при  определении понятия «ценность» исследователи

используют различные  критерии, например, В.Л. Оссовский считает  их

фундаментальными  нормами, позволяющими человеку осуществить  выбор в

жизненно значимой ситуации; Т. Парсонс . высшими принципами, при помощи которых обеспечивается согласие (консенсус) в обществе. По мнению А.А. Ивина, под ценностью  понимается «всякий предмет любого интереса, желания, стремления и т.п.». В «Рабочей книге социолога» поддерживается точка зрения, что «социальной ценностью может являться любой объект (материальный он или индивидуальный) в случае, если он служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривающийся как важное условие существования». Иной точки зрения придерживается В.И. Супрун: «Ценности - это устойчивые убеждения в том, что определенный тип поведения (действий) более значим (предпочтителен) в существующем типе культуры или культурном континууме. Ценности существуют в социальном сознании, а используются индивидом ».Наиболее объемным нам представляется определение Н.И. Лапина, согласно которому

«ценности . обобщенные представления людей о целях  и нормах своего

поведения, воплощающие  исторический опыт и концентрировано  выражающие  смысл культуры отдельного этноса и всего человечества» . Для  этих исследователей ценности являются составной частью внутреннего мира людей, фактами человеческой психики, взглядами, убеждениями, эмоциями и  др. Есть еще одна трактовка ценностей как явлений особой реальности, не

сводимой исключительно  к физическому, материальному бытию  либо лишь к

абстрактным величинам. Среди окружающих человека предметов  ценность

выделяется своеобразным онтологическим статусом. А.С. Богомолов

обозначает ее как элемент общественных отношений, опредмеченных в форме социальных институтов. Несколько детальнее  объясняют природу ценности М. Корват и В. Милонавский. Они считают, что  в предметах объективной действительности (т.е. не зависящей ни от человека, ни от человечества), взятых сами по себе, ценностей нет. Их вообще не существует в изоляции от социума, в отсутствии субъекта. Но определенное свойство предмета данной действительности может стать  и становится ценностью, сомкнувшись, «связавшись» с соответствующим  свойством субъекта ( в первую очередь  с потребностями, интересами последнего). Отношение между этими двумя  типами свойств порождает и образует ценность. Она, следовательно, имеет  «отношенческую», реляционную природу, одновременно и объективна, и субъективна, что было отмечено нами ранее.

Анализируя социологические  определения понятия «ценность», мы

выделяем общее  для этих определений: акцентуация  социального аспекта

понятия. Такой  подход мы считаем важным, но не вполне достаточным, что

требует обращения  к другим сторонам изучаемого явления. 

В работах Отечественных  ученых видна тесная связь понятия  «ценность» с понятием «личность». Видна также некоторая направленность на формирования ценностей в ходе истории. 
 

    1.2 Разработки Западных ученых 

Большое внимание понятию ценностей было уделено  в работах 

социологов Запада (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Риккерт, М. Вебер, А.

Тойнби, П. Сорокин, У. Томас, Ф. Знанецкий, М. Рокич и  др.). В своем анализе мировой истории они стремились выявить качественное своеобразие каждого этапа общественного развития. При этом общество, согласно их подходам, является системой убеждений и ценностей, выражающих дух того или иного народа. Э. Дюркгейм и М. Вебер включали ценности в структуру и жизнь общества, которое «создает регулирующую и фактически принудительную совокупность законов для сохранения действующей системы, для ее управления и сохранения в равновесии» .

Наиболее значимым вкладом социологии в изучение ценностей  мы

находим теорию социального действия М. Вебера. Он считал, что, наблюдая

цепочку реальных действий, ученый (исследователь) должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов его  участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство  людей поступают одинаково. Так  М. Вебер подошел к теории социального  действия, выделив четыре его типа: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное. Целерациональное поведение предполагает свободный и осознанный выбор цели. Другая  характеристика . ориентация на поведение других людей, предвосхищение его, использование такого предвосхищения как средства построения собственных действий. Ценностнорациональное поведение базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Третий тип (традиционное поведение) нельзя даже назвать сознательным, так как в основе его лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе. Аффективное поведение (четвертый тип) идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным, эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на

поведение других или сознательный выбор цели .

Представленные  типы социального действия были в  дальнейшем изучены и

развиты другими  учеными. Анализ мотивационной основы поведения личности представлен  и в работах Т. Парсонса. Согласно его подходу, социальные законы, их правильность строго ограничена ценностями. Никакое общество, никакое событие  в истории, никакая схема социального  поведения не может быть осмыслена, если не будет выражена с помощью  модели, объясняющей мотивацию, лежащую  за причинными процессами. Она и  придает значение социальным явлениям. Одно из ведущих мест в исследовании ценностей и их роли в анализе  социального поведения занимают работы П. Сорокина. В основе его  концепции лежит идея о доминирующей системе ценностей. У Г. Риккерта, и А. Тойнби

человеческое  общество . это бесконечное многообразие различных типов

культур, со своими специфическими ценностями, внутренней духовной

жизнью, которые, по их мнению, могут рассматриваться  и как мировоззрения в конкретных исторических формах их проявления.

Большое место  личностным установкам и ценностям  при анализе причин и

движущих сил, лежащих в основе общественной жизни, было также отведено в работах  У. Томаса и Ф. Знанецкого. В их теории социального действия

общество рассматривается  как культурная система, состоящая  из

экономических, социальных и других подсистем. При  этом особое место они

отводят социальной подсистеме: ее природа определяется характером

социальных действий людей, в основе которых находятся  ценности и

установки. Социальные нормы и ценности рассматриваются  ими как

объективные условия, являющиеся важными элементами в  понятии социальной ситуации. При  этом, роль последних так значима, что несовпадение групповых ценностей  с индивидуальным восприятием ситуации ведет к социальной дезинтеграции.

В социологической  и социально-психологической литературе ценностями

часто называют некоторые элементы структуры сознания, в частности,

диспозиции личности. Наиболее близким к ценностям  в этом случае является

понятие ценностных ориентаций, так как другие диспозиции: фиксированные

установки и  аттитюды . не обладают необходимой  степенью общности,

которая дала бы возможность рассматривать их в  одной плоскости с

ценностями. Понятие  ценностных ориентаций обозначает субъективное

отражение отношения  человека к некоторым аспектам социальной системы,

характеризует один из полюсов ценностного отношения. При этом В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов выделяют, что основная функция ценностных ориентаций . регулирование поведения  как осознанного действия в определенных социальных условиях. Б.Г. Ананьев считает, что направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. То есть, сложная структура  потребностей, мотивов, интересов, целей, мировоззрений, идеалов, убеждений, составляющая направленность личности, выражающая отношение к объективной действительности, коллективу и самой себе, проявляющаяся  в активной деятельности, служит «психологической базой» ценностной ориентации личности. Мы придерживаемся мнения В.А. Ядова о том, что ценностные ориентации личности . сфера субъективного, область индивидуального сознания. Следовательно, личностнообразующая система ценностных ориентаций неразрывно связана с определенным уровнем самосознания людей. Отсюда мы видим взаимосвязь двух важных сторон жизнедеятельности личности.

Западные социологи  утверждают , что ценность формируется  под влиянием общества.

2.  Фундаментальные  ценности

2.2 Личная жизнь

Красота. Мужчины и женщины красивы, когда они нравятся противоположному полу. Воспринимая женщину/мужчину как своего возможного партнера, мы никогда не ошибаемся, какому полу что нужно. Здесь действует «опыт предшествующих поколений».

Разностороннее  развитие человеческого тела достигается  большим трудом — так же, как  и все другие достижения.

Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о  нравственной, духовной красоте. Эта  категория применима к людям  независимо от их возраста и пола и  определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека. Для детей, подростков и  молодых людей в это понятие  также включаются такие характеристики, как «невинность», «неиспорченность»  и другие.

История показывает, что образцы, «стандарты» красоты  очень сильно меняются в разных странах  и культурах. Помимо очевидного предпочтения людей без выраженной физической асимметрии тела, а также «средних»  по внешнему виду (в каждой расе —  свои эталоны), существуют иные, меняющиеся культурные предпочтения.

В древней Греции и Риме эталоны мужской и женской  красоты были практически неотличимы от эталонов начала XX века, века развития олимпийского движения.6

В Средние века можно отметить моду на бледность  и худобу, но в эпоху барокко, напротив, появляется мода на полнотелость (например, на картинах Рубенса), и на потенциальную  плодовитость (картины голландских  мастеров — например, дамы Терборха)

К середине XX века эталоном красоты было довольно крепкое, массивное тело крестьянской, закаленной в тяжелом труде девушки.

  Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом  масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация  здравоохранения.

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и  пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Информация о работе Теоретические основы анализа статуса ценность