Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в изучении особенностей и влияния факторов на социализацию ребенка из неблагополучных семей в современном обществе.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теретико-методологические особенности неблагополучной семьи: понятие, сущность, типы и виды.
2. Выявить социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
3. Проанализировать типологию и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
4. Рассмотреть семейное законодательство и законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
1.1. Понятие и сущность неблагополучной семьи
1.2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
2. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи:
2.1. Семьи с алкогольной зависимостью
2.2. Конфликтные семьи
2.3. Недоверчивая семья
2.4. Легкомысленная семья
2.5. Хитрая семья
2.6. Семьи, ориентированы на успех ребенка
2.7. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
2.8. Семьи известных людей
2.9. Семьи состоятельных людей
2.10. Семьи с недееспособными членами
2.11. Неполные семьи
3. Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
3.1. Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями
3.2. Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Неблагополучная семья.docx

— 64.97 Кб (Скачать)

На примере  Саратовской области. Основные этапы работы органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Саратовской области с социально неблагополучными семьями, которые включают в себя:

1) выявление и постановку  на учет социально неблагополучных  семей с целью установления  контроля и оказания помощи;

2) обследование жилищно-бытовых  условий социально неблагополучной  семьи; 

3) непосредственную работу  с социально неблагополучными  семьями, направления и формы; 

4) анализ и прогнозирование  ситуации с социально неблагополучной  семьей;

5) профилактическую работу  по предупреждению роста количества  социально неблагополучных семей,  направления и формы.

Также утверждены рекомендации по совершенствованию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неблагополучная семья - это  не просто словосочетание, характеризующее  частную ситуацию в отдельной  семье. Если во времена Льва Толстого каждая несчастливая семья была «несчастлива по-своему», то в современном обществе, тем более в России, несчастливых семей огромное количество, и подавляющее  большинство их «несчастливы одинаково»: это зачастую неполные, маргинализированные  в социальном и имущественном  отношении, педагогически беспомощные  и в целом не обладающие должной  культурой человеческих отношений  семейные группы, к тому же во многих случаях отягощенные алкоголизмом и наркоманией, привыкшие к насилию  в различных формах. Очевидно, что  в современном российском обществе неблагополучная семья - это типичное, очень широко распространенное явление, наглядно характеризующее состояние  общества как целостности, господствующий в нем стиль отношений между  людьми и отношения к человеку. Иными словами, семейное неблагополучие - социально-типическое для современной  России явление, отражающее наиболее общие  социодинамические тенденции.

Являясь одним из базовых  институтов общества, семья выполняет  функции его первичной структуры, решая задачи социокультурного воспроизводства  основных социетальных ценностей на уровне индивидуальной социализации. Деформированная, неблагополучная  семья продолжает решать эти задачи, но она решает их дисфункционально, в результате чего нарушается нормальный процесс воспроизводства общества. Неблагополучная семья может  воспроизводить по своим каналам  лишь неблагополучие, создавать деформированные, искаженные межчеловеческие отношения. Модели таких отношений и поведения, многократно наблюдаемые индивидами в детстве в родительской семье, габитуализируются, то есть опривычиваются, воспринимаются как норма, как нечто  единственно возможное, и впоследствии переносятся уже в пространство собственной семьи, становясь достоянием следующих поколений.

 

Неблагополучная семья традиционно  представляется как семья, созданная  асоциальными, чуть ли не криминализированными личностями. Однако современное российское общество достигло такого состояния, когда  семейное неблагополучие стало уделом вполне нормальных, даже образованных и воспитанных людей. Резкое снижение уровня жизни, невозможность удовлетворить  зачастую самые элементарные и насущные потребности членов семьи, особенно детей, ставит в разряд неблагополучных, маргинализированных самые обычные  семьи. Это, в свою очередь, способствует развитию алкоголизма, наркомании и  других девиантных по своей природе  способов ухода от неразрешимых проблем  реального мира в мир воображаемый, иллюзорный. С другой стороны, нарастание фрустрации, социальной апатии, разочарования  в жизни, озлобленности ведет  к росту агрессивности в семье, раздражительности и как следствие - к вспышкам насилия по отношению  к своим близким.

Необходимо подчеркнуть, что институциональный кризис семьи  в России, с одной стороны, несомненно, будучи продуктом стратегически  непродуманного реформирования общества, с другой стороны отражает общую  цивилизационную направленность постепенной  трансформации семейных отношений. Даже в благополучных странах  Запада с их процветающей экономикой наблюдается рост числа разводов, обилие незарегистрированных «гражданских»  браков, резкое падение рождаемости. Традиционная моногамная семья патриархального  типа уходит в прошлое вместе с  присущим ей набором семейных ценностей  и паттернов поведения. Новые  «экспериментальные» нетрадиционные семейные формы зачастую поражают своей  экзотичностью. Происходит процесс  смены традиционных семейных ролей, и главное - наблюдается резкое снижение престижа среди женщин материнской  роли. На фоне этих тенденций и складывается социодинамика российской неблагополучной  семьи, которая пока не обещает изменения  ситуации к лучшему.

 

Список литературы

  1.   Астоянц М.  Дети-сироты в России: личностные характеристики ребенка в условиях депривации // Вестник Евразии. 2004.  N 3. С. 58-88.
  2. Баймашева А. А.Социально уязвимые категории семей с детьми // Власть. 2009.  N 2. С.90-94.
  3. Буянов М.И. Дети из неблагополучных семей.
  4. URL: http://www.blackpantera.ru/communication/blog/kids/?PAGEN_1=13 (дата обращения: 19.12.11).
  5. Витвар О. Мировой опыт социальной адаптации семьи ребенка – инвалида // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 48-50.
  6. Гончарова, Т. А. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002. № 6. С. 14-15.
  7. Дементьева И.Ф. Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения // Социальная стратификация российского общества. Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Летний сад, 2003.
  8. Дементьева И. Ф. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика.  2005. № 1. С. 23-25.
  9. Егорова М.Подходы к решению проблемы беспризорности в России // Вопросы социального обеспечения. 2009. N 10.  С.28-30.
  10. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в контексте трансформирующегося общества: проблемы типологии // Материалы всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения 2004», «Российское общество и вызовы глобализации». М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. 0,2 п.л.
  11. Канкин В.Г. Неблагополучная семья - типы, социальные факторы влияния, тенденции: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2003. 2,3 п.л.
  12. Крутова, О. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» // Социальная педагогика. 2003. № 3. С.97.
  13. Лисовский В.Т. Родители и дети, семейные отношения // Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). СПб.: Наука, 2003.С. 300-305.
  14. Неблагополучная семья. Обзор законодательства. URL: http://www.r-komitet.ru/law/razdel/bad_fam (дата обращения: 20.12.11).
  15. Остапенко Н. Семейные отношения: влияние на несовершеннолетних  // Человек и закон. 2010.  N 1.  С.66-71
  16. Романова  С.А. Преступность несовершеннолетних: анализ социальных и культурных проблем // Вопросы культурологии.  2008.  N 12. С.49-51.
  17. Сафонова, Е., Цымбая, Е. Жестокое обращение с детьми // Социальная педагогика.  2003. № 3. С.73-83.
  18. Семейный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,  от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ)
  19. Федеральный Закон № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 20.07.2000 №103-ФЗ)
  20. Целуйко В. М.  Понятие и типы неблагополучных семей.  М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.  С.82.
  21. Чтобы не распадались. Социальный патронат. URL: http://www.newizv.ru/society/2011-10-12/152821-chtoby-ne-raspadalis.html (дата обращения: 20.12.11).
  22. Шелепин В.О проблемах социальной поддержки семьи // Вопросы социального обеспечения. 2010. N 17. С.9-10.
  23. Шнейдер Л. Б.  Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. М.: Академический проект; Трикета, 2005. С. 280-282.

 

1 См.: Баймашева А. А.Социально уязвимые категории семей с детьми // Власть. 2009.  N 2. С.90-94.

2 Целуйко В. М.  Понятие и типы неблагополучных семей.  М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.  С.82.

3 См.: Крутова, О. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» // Социальная педагогика. 2003. № 3. С.97.

4 Буянов М.И. Дети из неблагополучных семей.

URL: http://www.blackpantera.ru/communication/blog/kids/?PAGEN_1=13 (дата обращения: 19.12.11).

5 Типология неблагополучных семей. URL:  http://academy.edu.by/sites/logoped/family.htm (дата обращения: 19.12.11).

6 См.: Канкин В.Г. Неблагополучная семья - типы, социальные факторы влияния, тенденции: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2003. 2,3 п.л.

7 См.: Канкин В.Г. Неблагополучная семья в контексте трансформирующегося общества: проблемы типологии // Материалы всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения 2004», «Российское общество и вызовы глобализации». М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. 0,2 п.л.

8 См.: Гончарова, Т. А. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002. № 6. С. 14-15.

9 Россия стоит на первом месте по числу самоубийств среди подростков

URL:http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=513&binn_rubrik_pl_news=388&binn_rubrik_pl_news=388 (дата обращения: 19.12.11).

10 Чтобы не распадались. Социальный патронат. URL: http://www.newizv.ru/society/2011-10-12/152821-chtoby-ne-raspadalis.html (дата обращения: 20.12.11).

11 Неблагополучная семья. Обзор законодательства. URL: http://www.r-komitet.ru/law/razdel/bad_fam (дата обращения: 20.12.11).

12 См.: Семейный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,  от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ)

 


Информация о работе Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка