Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в изучении особенностей и влияния факторов на социализацию ребенка из неблагополучных семей в современном обществе.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теретико-методологические особенности неблагополучной семьи: понятие, сущность, типы и виды.
2. Выявить социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
3. Проанализировать типологию и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
4. Рассмотреть семейное законодательство и законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
1.1. Понятие и сущность неблагополучной семьи
1.2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
2. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи:
2.1. Семьи с алкогольной зависимостью
2.2. Конфликтные семьи
2.3. Недоверчивая семья
2.4. Легкомысленная семья
2.5. Хитрая семья
2.6. Семьи, ориентированы на успех ребенка
2.7. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
2.8. Семьи известных людей
2.9. Семьи состоятельных людей
2.10. Семьи с недееспособными членами
2.11. Неполные семьи
3. Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
3.1. Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями
3.2. Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Неблагополучная семья.docx

— 64.97 Кб (Скачать)

Ребенок в семье  разведенных родителей:

Статистика (в период и  после развода родителей):  у 37,7% снижается успеваемость в школе, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% детей требуют особого внимания, 8,7% детей убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями, каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей.

В семейном воспитании детей  без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

1. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

2. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.

3. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Ребенок в осиротевшей  семье -  проходит несколько последовательных реакций: шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта; отрицание смерти; поиски; отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего; гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость; тревога и чувство вины – ведут к депрессии; боязнь повторного брака родителя8.

Ребенок из семьи  матери-одиночки:

  • внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;
  • ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;
  • нарушается процесс поло-ролевой идентефикации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);
  • слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению психологов, воспитывать  своих детей современным семьям мешают: усталость на работе, неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми;  недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
    1. Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями

Россия занимает первое место  в мире по смертности от самоубийств  среди подростков 15-19 лет, говорится  в резолюции XII Всемирного русского народного собора9.

Касаясь проблемы духовного  кризиса в молодежной среде, участники  форума заявили о необходимости  принятия законов, обеспечивающих защиту детей и молодежи «от последствий  нравственного кризиса».

Первоочередными такими законами Собор считает законы о защите общественной нравственности, о видеоиграх и компьютерных играх, о детской  игрушке, об организации и контроле свободного времени и досуга несовершеннолетних, о поддержке нравственных ценностей  в отношениях полов, о защите несовершеннолетних от информационной продукции, причиняющей  вред их нравственности, здоровью и  развитию.

В подтверждение мысли  о необходимости защиты нравственности участники Собора отмечают, что в  России сегодня в кризисе находится  институт семьи.

«В последнее десятилетие  наша страна занимает одно из первых мест в мире по уровню разводимости. Доля детей, рожденных вне зарегистрированного  брака в 2004 году, по данным мониторинга  Детского фонда ООН, составляла около 30%», — сказано в документе.

Кроме того, говорится далее, Россия обогнала большинство стран  мира по числу абортов — еще  недавно это число в нашей  стране превышало количество родов, причем аборты у несовершеннолетних составляют значительную часть от общего числа — около 4 % среди девочек 15 лет.

Помимо этого, отмечено в  резолюции, Россия занимает первое место  в мире по численности брошенных  детей: каждый 38-й ребенок живет  в государственных учреждениях, в патронатных семьях или у опекунов. Наконец, смертность от убийств в России — самая высокая в Европе (26 случаев на 100 тыс. человек), заявили участники форума.

Сейчас в России разрабатывается законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями10.

Социальный патронат - это комплекс мер первоочередного порядка по развитию организационных механизмов сопровождения и восстановительной работы с семьями и детьми риска, направленные на преодоление общего кризиса семьи в Российской Федерации, профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также на активизацию семейного устройства детей-сирот.

Министр образования и  науки РФ Андрей Фурсенко сообщил  о разработке министерством законопроекта  о социальном патронате. Задачи нововведения в том, чтобы предотвратить распад семей и обязать неблагополучных  родителей заключать договоры с  соцработниками или патронатными воспитателями  вместо того, чтобы лишать этих пап  и мам прав на детей.

Пока в нашей стране существует только карательный механизм для воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием детей. Органы опеки довольно часто пользуются своим правом. Только в 2010 году 55 тысяч  родителей в России были разлучены  со своими детьми. Для сравнения, во Франции такие случаи исчислялись  сотнями, притом что население этой страны всего в 2 раза меньше нашего. Причём российское законодательство построено  таким образом, что если ребенок  попал в интернат, то вернуться  ему обратно в семью — практически  невозможно.

Между тем представители  общественных организаций, работающие с сиротами и отказниками, неоднократно обращали внимание властей на то, что  влияние, которое оказывает на психологическое  состояние ребенка родитель, нельзя заменить ничем. Само осознание того, что близкий человек тебя не бросил, помогает развиваться личности. Теперь призывы подвижников услышаны. Если документ будет принят парламентом, в неблагополучных семьях появятся «кризисные менеджеры». Специалист может помочь в трудоустройстве, избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, окажет психологическую и юридическую поддержку.

 Правда, пока ещё не  предусмотрен принцип добровольности  при заключении договора о  социальном патронате. Если асоциальные  родители будут настаивать на  том, что их образ жизни не  мешает развиваться ребенку, их  лишат родительских прав. Помимо  неблагополучных семей, Минобрнауки  также обратило внимание на  будущих усыновителей. В отрасли  готовится закон, по которому  приёмные родители будут обязаны  поучиться на специальных курсах  перед тем как взять в семью  ребёнка. Раньше такая процедура  была добровольной. Андрей Фурсенко  пояснил, что, согласно исследованиям,  процент возврата детей после  соответствующей подготовки ничтожен, поэтому такая мера призвана  укрепить новые семьи. Впрочем,  некоторые эксперты говорят, что  в случае принятия закона сироты  будут дольше ждать своего  усыновления.

Выглядит это так: неблагополучная  семья заключает договор с  органом соцзащиты или опеки, по которому в эту семью приходит социальный работник либо патронатный  воспитатель. Специалист организует помощь в трудоустройстве, лечении алкогольной  зависимости, а также оказание психологической  и юридической поддержки. Если родители не дают добровольное согласие на заключение договора, к ним применяются карательные  меры – лишение родительских прав. «В том то и проблема, что сама семья далеко не всегда готова к  подобной помощи прибегнуть и даже часто не собирается признавать, что  у нее есть какие-то проблемы. Получается, что этот закон ничего не изменит», – выразил свое мнение адвокат Антон Жаров, специализирующийся на семейном праве.

Параллельно с этим разработан законопроект, предусматривающий введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сегодня такая подготовка проводится только в добровольном порядке. Подготовка будет вестись со всеми, кто хотел бы стать приемным родителем, за исключением близких родственников сирот.

 

    1. Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ.

Определяющее значение в  обеспечении жизнедеятельности  семьи имеет государственная, экономическая  и социальная политика, от которой  зависят занятость населения  в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи11.

В российском законодательстве отсутствует определение понятия  «неблагополучная семья», хотя оно  встречается в ряде нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Встречается понятие «неблагополучная семья» и в судебной практике.

Обобщение Московского областного суда «Обобщение судебной практики по делам о преступлениях, совершенных  несовершеннолетними» за 2005 — 2009 годы.

Данные цифры указывают  на то, что на протяжении последних  лет по-прежнему более половины несовершеннолетних осужденных воспитывались в неполных семьях одним из родителей, опекуном, где родители отсутствуют, лишены родительских прав, либо в государственных учреждениях, и одним из критериев, которые  приводят к совершению преступлений подростками, является неблагополучная  семья, в которой злоупотребляют спиртным, либо полное ее отсутствие.

Другие акты:

«Социально-гигиеническая  характеристика подростков-школьников 13–17 лет, страдающих инфекциями, передаваемыми  половым путем, и их семей (по материалам Москвы)» (Информационное письмо N 22) (утв. зам. председателя Комитета здравоохранения г. Москвы 28.12.2000)

Основными факторами риска  распространения ИППП у подростков-школьников являются высокий уровень девиантного  поведения (73%), несоблюдение здорового  образа жизни в целом (60%), комплекс неблагоприятных условий жизни (80%) и высокий уровень неблагополучных  семей (до 50%) — конфликтных, неполных, материально необеспеченных, семей  с неудовлетворительными жилищными  условиями, а также воспитание подростка  в семьях с большим материальным достатком.

На федеральном уровне отсутствует законодательное определение  неблагополучной семьи и критерии отнесения семьи к неблагополучной.

 ФЗ от 24.06.1999 года №  120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах  системы профилактики безнадзорности  имеется определение «семья, находящаяся  в социально опасном положении»  — семья, имеющая детей, находящихся  в социально опасном положении,  а также семья, где родители  или иные законные представители  несовершеннолетних не исполняют  своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию  и (или) отрицательно влияют  на их поведение либо жестоко  обращаются с ними

Семья в Российской Федерации  является объектом государственной  семейной политики, цель которой —  обеспечение государством необходимых  условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции  РФ материнство и детство, семья  находятся под защитой государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой  государства12.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений  на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности  перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи  своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Таким образом, семья признается естественной и основной ячейкой  общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Ст. 54 Семейного кодекса  РФ предусматривает право ребенка  жить и воспитываться в семье. В соответствии с п. 2 статьи 54 «каждый  ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье, насколько  это возможно, право знать своих  родителей, право на их заботу, право  на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это  противоречит его интересам».

Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 05.10.2002) были утверждены Основные направления государственной семейной политики.

В соответствии с п. 3. Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 процентов семей.

Еще 12 процентов супружеских  пар живут с одним из родителей  супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или  более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.

Все возрастающую долю семей  составляют неполные семьи -13 процентов. В подавляющем большинстве случаев  это семьи одиноких матерей, разведенных  женщин и вдов с детьми, в которых  один, реже два ребенка.

«Семья — малая социальная группа, определенная форма социальной общности, основанная на браке или  кровном родстве, члены которой  заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи.

«Семья группы риска —  семья, которая в силу различных  неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических психолого-педагогических и других факторов не может создать надлежащие условия воспитания детей и которая также нуждается в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих функций по содержанию и воспитанию детей».

Информация о работе Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка