Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в изучении особенностей и влияния факторов на социализацию ребенка из неблагополучных семей в современном обществе.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теретико-методологические особенности неблагополучной семьи: понятие, сущность, типы и виды.
2. Выявить социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
3. Проанализировать типологию и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
4. Рассмотреть семейное законодательство и законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
1.1. Понятие и сущность неблагополучной семьи
1.2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
2. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи:
2.1. Семьи с алкогольной зависимостью
2.2. Конфликтные семьи
2.3. Недоверчивая семья
2.4. Легкомысленная семья
2.5. Хитрая семья
2.6. Семьи, ориентированы на успех ребенка
2.7. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
2.8. Семьи известных людей
2.9. Семьи состоятельных людей
2.10. Семьи с недееспособными членами
2.11. Неполные семьи
3. Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
3.1. Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями
3.2. Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Неблагополучная семья.docx

— 64.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
    1. Понятие и сущность неблагополучной семьи
    2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
  2. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи:
    1. Семьи с алкогольной зависимостью 
    2. Конфликтные семьи
    3. Недоверчивая семья
    4. Легкомысленная семья
    5. Хитрая семья
    6. Семьи, ориентированы на успех ребенка
    7. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
    8. Семьи известных людей
    9. Семьи состоятельных людей
    10. Семьи с недееспособными членами
    11. Неполные семьи
  3. Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
    1. Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями
    2. Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

Проблематика неблагополучной  семьи в современном российском обществе представляет несомненный  интерес для социологического изучения и является остроактуальной ввиду  причин, изложенных во введении к настоящей  работе. Исследования на эту тему весьма перспективны и включают множество  интересных и важных направлений.

Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья – сложная система  взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов  этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и  родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат  в семье, личностные свойства и качества самих детей.

Деформация личности под  влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего  детства. Именно на этой стадии под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными  факторов возникают вредные для  дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения  ее членов, сопровождая человека с  рождения и до взрослости. Так должно быть, но бывают и исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности1.

К наиболее острым проблемам  современной семьи относятся: изменение  типа взаимоотношений взрослых и  детей — они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая  тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей  жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень  часты скандалы, разводы.

Таким образом, социологические  исследования феномена неблагополучной семьи обладает в настоящее время особой актуальностью, как в научно-теоретическом, так и в социально-практическом плане.

Объект данной работы – социализация ребенка в неблагополучной семье.

Предметом является тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка.

Цель заключается в изучении особенностей и влияния факторов на социализацию ребенка из неблагополучных семей в современном обществе.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теретико-методологические особенности неблагополучной семьи: понятие, сущность, типы и виды.
  2. Выявить социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
  3. Проанализировать типологию и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи.  
  4. Рассмотреть семейное законодательство и законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями РФ.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
    1. Понятие и сущность неблагополучной семьи.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения  в научной литературе. Употребляются  синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья,

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.

При этом только один вид  проблем у семьи встречается  довольно редко, поскольку все они  взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет  удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).

Неблагополучная семья –  это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются  явные или скрытые дефекты  воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»2.

Неблагополучные семьи - это  семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности  или нескольких одновременно, не справляющиеся  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим  трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной нужно понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных  отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной  формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность  со стороны родителей (недостаточная  забота о нем, неправильный уход и  питание, различные формы семейного  насилия, игнорирование его душевного  мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных  внутрисемейных факторов у ребенка  появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед  окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в  которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных  веществ, прежде всего алкоголя и  наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма  и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты  стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость  от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема.

 

1.2.Социально - психологические проблемы

 неблагополучных  семей.

Семью можно отнести к  естественно малой группе, так  как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так  же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Семейные условия, включая  социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень  образования родителей, в большой  мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка  воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия  с возрастом накапливается, преломляясь  в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут  патологичны3.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую  роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что  сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся  в семье атмосфера способна оказать  существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в  ней детей.

Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений  и повышение риска подверженности детей неврозам из - за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в  мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как  создание неблагоприятных условий  для развития ребенка. Согласно его  трактовке, неблагополучная для  ребенка семья - это не синоним  асоциальной семьи. Существует множество  семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать  нельзя, но для конкретного ребенка  эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья  может быть подходящей, а для другого  эта же семья станет причиной тягостных  душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться  как благополучная или неблагополучная»4.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние  на развитие личности ребенка, неблагополучные  семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ  жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение  родителей резко расходятся с  общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких  семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения  их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного  воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное  влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи5.

Неблагополучные семьи можно  условно разделить на две большие  группы: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

Информация о работе Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка