Технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Современные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

Содержание

1. Теоретическая часть ………………………………………………..10-17
2. Общие сведения о месте прохождения практики……………..….18-25
3. Анализ законодательный актов……………………………………26-29
4. Изучение методов и технологий…………..……………………….30-36
5.Анализ основных направлений собственной работы……………….. 37
6. Анализ результатов практики……………………………………...38-40
7. Предложения по совершенствованию деятельности организации………………………………………………………………..41
8. Список литературы…………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

НА ПЕЧАТЬ.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной степени нарушений функции опорно-двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло - колясок и только 41,5% - самостоятельно.

Характер патологии сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.

Как видно из приведенной  характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, важное значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области  развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях дома-интерната  при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов.

Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно-массовой работы (у 41,8% молодых инвалидов).

Роль социального работника  состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации  среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной  терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию  общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению. Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в, своего рода, социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах-интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни.

Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально-бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в  поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально-психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко не полный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Одним из основных принципов  работы с пожилыми людьми и инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.

Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе.

Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов - это и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть “три ящика стола”: Что случилось? (В чем проблема?).

Почему? (Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.

У пожилых людей и людей  с ограниченными возможностями  должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок в комнате слабослышащей старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать,  что “возраст - это всего лишь состояние души”, добыть новый слуховой аппарат; повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что “мир не без добрых людей”, и др.

Существенной стороной общения  социального работника с клиентом выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе взаимопонимания.

Доминантный субъект общения  главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою он бывает напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою доминантность.

Недоминантный субъект общения  – человек (клиент), постоянно чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера - социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие сведения о месте прохождения практики (МУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дарина» Гатчинского муниципального района)

Адрес: Ленинградская область г. Гатчина пр. 25 Октября, д. 26

 тел/факс 8-813-71-3-41-38 E- mail: Centr_Darina@mail.ru

Директор Центра «Дарина» - Максимихина Ольга Ивановна

 

В городе Гатчина, в соответствии с региональной целевой программой «Дети-инвалиды» было создано Муниципальное  Учреждение «Реабилитационный Центр  для детей и подростков с ограниченными  возможностями «Дарина»», который  начал функционировать в декабре 2000 года, под руководством Максимихиной Ольги Ивановны.

Центр является учреждением  социальной защиты населения, которое  осуществляет на территории Гатчинского  муниципального района деятельность по медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями  и воспитывающих их родителей, а  также несовершеннолетних, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Центр «Дарина» - учреждение нового типа, дающее возможность детям  и подросткам с ограниченными  возможностями адаптироваться к  жизни в социуме.

Основной  целью деятельности Реабилитационного Центра является:

  • социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих на территории Гатчинского муниципального района. В центре создан и развивается комплексный подход к организации системы социальной реабилитации, обеспечивающей реализацию прав детей с ограничениями в состоянии здоровья, путем оказания детям и их семьям своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально – медицинской, социально – педагогической, социально – психологической, юридической и др.
  • обеспечение комплексного решения проблем социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании, а также организация допрофессиональной подготовки и занятости, несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации.

В Центре создана целостная  система комплексной реабилитации, в которой все этапы работы с детьми, имеющими особые проблемы в развитии, а также с несовершеннолетним, находящимися в трудной жизненной ситуации, взаимосвязаны.

Дети-инвалиды, обслуживаемые  Центром, - это в основном дети с  тяжелыми нарушениями опорно-двигательного  аппарата и с нарушением интеллекта.

Качественным показателем  работы Центра является увеличение числа  обслуженных детей и увеличения количества оказанных услуг благодаря  реабилитационному оборудованию и  внедрению в реабилитационный процесс  новых технологий. Имея современное  оборудование, Центр расширяет спектр реабилитационных услуг, ежегодно увеличивая число оказанных услуг и количество обслуженных детей.

Информация о работе Технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями