Технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Современные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

Содержание

1. Теоретическая часть ………………………………………………..10-17
2. Общие сведения о месте прохождения практики……………..….18-25
3. Анализ законодательный актов……………………………………26-29
4. Изучение методов и технологий…………..……………………….30-36
5.Анализ основных направлений собственной работы……………….. 37
6. Анализ результатов практики……………………………………...38-40
7. Предложения по совершенствованию деятельности организации………………………………………………………………..41
8. Список литературы…………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

НА ПЕЧАТЬ.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

Содержание.

1. Теоретическая часть ………………………………………………..10-17

2. Общие сведения о месте прохождения  практики……………..….18-25

3. Анализ законодательный актов……………………………………26-29

4. Изучение методов и технологий…………..……………………….30-36

5.Анализ основных направлений  собственной работы……………….. 37

6. Анализ результатов практики……………………………………...38-40

 

7. Предложения по совершенствованию  деятельности  организации………………………………………………………………..41

 

8. Список литературы…………………………………………………….42

 

9. Приложения  

Введение

По данным ООН, в мире насчитывается  примерно 450 миллионов человек с  нарушениями психического и физического  развития. Это составляет 1/10 часть  жителей нашей планеты (из них  около 200 миллионов детей с ограниченными  возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается  тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось  в два раза.

В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете  свыше 453 тысяч детей-инвалидов.

Ежегодно в стране рождается  около 30 тысяч детей с врожденными  наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными  навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения  и т.п.) но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящие время процесс  реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и  т. д. вскрывают различные аспекты  этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.

Социальная политика в  России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня  на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными  возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно – иждивенческих жизненных  ориентаций.

Стремясь изменить эту  негативную традицию, мы используем понятие  «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает  всю полноту проблем той категории  взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит  видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо  большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Однако проблемы реабилитации инвалидов, особенно детей-инвалидов  в отечественной литературе все  еще не являются предметом специального исследования, хотя проблема реабилитации детей, подростков и взрослых с нарушениями  психического и физического развития весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом  отношении.

В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась  практическая социальная помощь. Официальное  появление социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, с ограниченными возможностями. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В. Г., – для большей эффективности осуществляемой деятельности «слишком очевидной стала востребованность тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность».

Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями.

Термин «инвалид» в  силу сложившейся традиции несет  в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение  к инвалиду, как к социально  бесполезной категории. Понятие  «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Главная проблема ребенка  с ограниченными возможностями  заключается в его связи с  миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения  с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному  образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым  является социальное, физическое и  психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие  проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить  с их помощью пользу обществу, ему  мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Отмечая государственное  внимание к детям с ограниченными  возможностями, успешное развитие отдельных  медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует  признать, что уровень помощи в  обслуживании детей этой категории  не соответствует потребностям, так  как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его  социальным потребностям и создать  систему социальных служб, позволяющих  нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Важнейшей проблемой при  работе с детьми с ограниченными  физическими возможностями является выявление семейных психологических  механизмов, которые оказывают влияние  на особенности поведения и психическое  здоровье детей. Большинство семей  отличаются гиперопекой, снижающей  социальную активность ребенка, но встречаются  семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.

Не менее важной проблемой  является работа по профориентации ребенка  с ограниченными возможностями. Правильный выбор профессии с  учетом индивидуальных возможностей позволяет  ему быстрее адаптироваться в  обществе.

Значимой составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей.

Психолого-педагогическое образование  родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих  представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с  ограниченными физическими возможностями  и использование родителей в  качестве ассистентов педагогов.

Методологическим основанием программы психолого-педагогического  образования родителей является положение, что семья — это  та среда, в которой у ребенка  формируется представление о  себе —"Я — концепция", где  он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания — помочь ребенку с ограниченными  возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства  собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями  позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Современные технологии социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты  не готова, в частности  отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть

Особенности социальной работы с инвалидами

Инвалиды, как социальная категория людей, находятся в  окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации. По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

- находящихся в домах-интернатах;

- проживающих в семьях.

Указанный критерий - место  проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан  с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах - интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального  работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не  имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома-интерната  являются:

- создание благоприятных  условий жизни, приближенных к  домашним;

- организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;

- организация трудовой  занятости инвалидов.

В соответствии с основными  задачами дом-интернат осуществляет:

  • активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;
  • бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
  • организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
  • диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;
  • обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло-колясками;
  • в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% -вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Информация о работе Технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями