Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:41, реферат
Вооружённые Силы (ВС) государства — снабжаемые правительством оборонительные и боевые организации, используемые в интересах государства.
Военная служба — особый вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция) на воинских должностях вВооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Армия
Семьи
военнослужащих срочной службы имеют
в соответствии с законодательством
ряд льгот, направленных на облегчение
их существования вплоть до возвращения
кормильца. Так, пособие на ребенка
военнослужащего срочной службы
установлено в размере 1,5 минимальных
зарплаты. Социальный работник в первую
очередь помогает в информировании
семьи о наличии этих льгот
и в обеспечении их доступности
для членов семьи. К сожалению, поскольку
эти пособия выплачиваются за
счет средств местных бюджетов, встречаются
случаи его длительной задержки. В
этой ситуации семье военнослужащего
срочной службы может быть оказана
адресная социальная помощь, а также
срочная социальная помощь в виде
денежных выплат или в натуральной
форме (продукты, одежда, топливо и
т.д.). Такая семья может
Также
и социальная работа с пенсионного
возраста родителями (одиноким родителем)
военнослужащих срочной службы сходна
с социальной работой с другими
пожилыми клиентами.
Возможно, в период частых вооруженных
конфликтов члены семьи военнослужащих
нуждаются особо в информировании о жизни
и здоровье своих родственников, но организовать
такую работу в состоянии только Министерство
обороны РФ и другие министерства и ведомства,
чьи служащие находятся в зоне боевых
действий – учреждения социального обслуживания
сделать это не в состоянии.
Основные социальные проблемы военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту,
могут быть сходными, вне зависимости
от того, к какому составу принадлежит
военнослужащий-контрактник: офицерскому,
прапорщикам, старшинам или солдатам.
Малообеспеченность обусловлена тем,
что ставки оплаты труда невысоки и не
соответствуют специфическим требованиям
военной службы, часто задерживается выплата
денежного содержания, которое является
если не единственным, то, во всяком случае,
основным источников средств существования
для семьи. Отсутствие постоянного жилья
приводит к тому, что нередко большие суммы
приходится отдавать за аренду частного
жилья. Жены военнослужащих имеют ограниченный
выбор рабочих мест с низкой заработной
платой, а возможность дополнительного
заработка самих военнослужащих юридически
запрещена законом, а фактически блокирована
ненормированным рабочим днем, охватывающим
практически сутки целиком.
Проблемы с образованием и воспитанием
детей возникают из-за невозможности выбора
мест обучения, неоднократной смены учебных
заведений, отдаленности от культурных
и академических центров. Перегруженность
служебными обязанностям мешает контактам
с детьми, препятствует участию в их воспитании.
Нередки смысловые конфликты: дети не
разделяют ценностных ориентации родителей.
Низко оценивают их статус, относятся
к ним как к неудачникам.
Проблемы
со здоровьем самого военнослужащего
и членов его семьи объясняются
напряженностью и интенсивностью физических
и психологических нагрузок в
процессе несения службы, возможным
воздействием радиации, вибрации, вредных
излучений, агрессивных химических
реагентов, однообразным некачественным
питанием, неблагоприятными и экстремальными
климатическими условиями в месте
проживания. Кроме того, экономические
трудности последнего времени сокращают
возможности военно-
Проблемы с жильем вызваны в первую очередь
общим дефицитом жилого фонда в стране
в целом, а в Вооруженных Силах -в особенности.
Неподготовленный вывод частей из государств
Европы и Прибалтики вынудил значительное
количество семей военнослужащих жить
в неприспособленных помещениях, лишенных
основных современных удобств. Сокращение
жилищного строительства в стране, его
резкое удорожание привело к тому, что
бесплатное получение квартиры, гарантированное
законом ряду категорий военнослужащих,
фактически откладывается на долгие годы.
Ожидая ее, многие уволенные с военной
службы лица не в состоянии освободить
занимаемую ими служебную жилплощадь,
так что вновь прибывшие военнослужащие
и их семьи нередко годами снимают комнаты
и квартиры за свой счет. Предназначенная
для этих целей денежная компенсация покрывает
лишь незначительную часть этой суммы,
кроме того, имеют место также длительные
задержки с ее выплатой.
Проблемы с работой и социальным положением
жены военнослужащего объясняются тем,
что рабочие места для женщин с высшим
профессиональным образованием в месте
службы мужа весьма ограничены, поэтому
найти работу по специальности жене военнослужащего
трудно. В отдаленных гарнизонах и закрытых
военных городках рабочих мест не хватает
вообще, что вынуждает жен военнослужащих
оставаться без работы. Статус безработного
и пособие по безработице, которое могут
получать женщины в этой ситуации, не спасают
положение, ибо не могут избавить семью
от малообеспеченности. Поступление женщин
по контракту на военную службу ограничено
целым рядом препятствий, одно из которых
– наличие ребенка в возрасте до 8 лет,
а также немногочисленность самих вакансий
для контрактников. К тому же, задержки
выплат денежного довольствия этой категории
военнослужащих усугубляют социальные
проблемы семей. Поэтому для многих жен
военнослужащих типичны утрата социального
статуса, деквалификация и синдром «несостоявшейся
карьеры», что приводит к психологическим
проблемам у самой женщины и напряженности
в семье.
В крупных населенных пунктах достаточно
распространенной является ситуация многолетнего
существования семьи военнослужащего
в условиях отсутствия «прописки», что
затрудняет устройство женщин на работу,
обслуживание в учреждениях здравоохранения,
занятие научной работой из-за недоступности
библиотек и т.п.
Напряженность в семье военнослужащего
может обусловливаться, помимо общих семейных
проблем, целым рядом специфических факторов:
разочарование и неуверенность, усталость
от материальных лишений и частых переездов
на необустроенные места; утомление мужа
от трудной и напряженной службы и недовольство
жены его слабым участием в семейной жизни
и воспитании детей; ощущение нереализованное™
своих возможностей у жены военнослужащего;
тревога за судьбу детей и неуверенность
в будущем.
Такое состояние может усиливаться от
ощущения вынужденности своего пребывания
на военной службе, когда нет возможности
или желания изменить свою жизнь, когда
вероятное в будущем увольнение с военной
службы страшит неизвестностью или влечет
за собой утрату права на какие-то льготы
– не секрет, что для значительной части
лиц, несущих по контракту военную службу,
это единственная или наиболее подходящая
возможность получить жилплощадь для
семьи.
Проблемный комплекс военнослужащих,
находящихся перед увольнением с военной
службы и сразу после него, характеризуется
серьезным социальным и психологическим
кризисом, глубина которого зависит от
длительности пребывания индивида на
военной службе, его возраста и характерологического
склада, вынужденного или добровольного
ухода его с военной службы, степени решенности
его социальных проблем (наличия квартиры,
подходящей гражданской специальности,
устроенности детей и т.д.).
Непредсказуемость
и стохастичность отношений среди
гражданских лиц мысленно противопоставляется
четкости и определенности военной
службы; навыки директивного обращения
с людьми не всегда оказываются применимыми
в условиях коллектива штатских. Кроме
того, военнослужащие, личности которых
формировались в рамках планово-распределительной
системы, с трудом воспринимают закономерности
рыночных отношений, тем более эксцессы
дикого рынка. Обычный для мужчин
личностный кризис, вызванный выходом
на пенсию, нередко переживается увольняемыми
с военной службы глубже и болезненнее.
В задачи социальной работы с военнослужащими,
несущими службу по контракту, входит
социальное и юридическое консультирование
по всем вопросам, связанным с правами
и возможностями лиц, несущих военную
службу, увольняемых военнослужащих и
членов их семей, защита их интересов перед
командованием части, вышестоящими инстанциями,
органами местной власти. В случае нарушения
таких прав офицер, осуществляющий социальную
работу, направляет информацию об этом
в порядке подчиненности и содействует
их восстановлению. В его обязанности
входит разъяснение военнослужащим и
членам их семей нормативной базы разрешения
конфликтных ситуаций, оказание помощи
в обращении в инстанции, компетентные
в разрешении конфликта.
Важную роль играет социально-педагогическая
помощь семьям и детям военнослужащих,
проведение педагогической коррекции,
направленной на ликвидацию трудностей
в обучении, устранение воспитательных
дефектов, социальную реадаптацию проблемных
детей и подростков. Немалый воспитательный
потенциал военной педагогики может быть
применен для того, чтобы через систему
детских военно-спортивных лагерей, клубов
и кружков возродить у подростков представление
о высоком социальном статусе воинской
службы, уважение к труду судьбе родителей.
Одна из функций социальной работы в Вооруженных
Силах – обеспечение благоприятных социально-бытовых
и социально-экологических условий для
военнослужащих. Сами по себе факторы
военной службы бывают достаточно трудны
и неблагоприятны, но нередко они отягощаются
плохой организацией быта, невниманием
к условиям работы и проживания военнослужащих,
антропогенным загрязнением окружающей
среды, которое могло бы было быть предотвращено
или которое может быть устранено. Деятельность
по устранению этих негативных факторов,
по улучшению условий труда и быта военнослужащих
несомненно будет способствовать повышению
возможностей их трудоспособности и способностей
к социальному функционированию.
Развитие социальных коммуникаций, ликвидация
напряженности, конфликтов, сплочение
воинских коллективов, особенно в закрытых
военных городках, гарнизонах, на долгий
срок оторванных от широких социальных
контактов, на судах Военно-морского флота,
совершающих длительные плавания, составляет
одну из важных функций социальной работы.
Здесь применяются конфликтологические
процедуры, технологии посредничества,
методы групповой терапии в виде бесед,
игр и т.д., тренинги общения и обучение
коммуникативным навыкам. Важны также
возможности личностной диагностики психологической
совместимости или несовместимости индивидов
для комплектования наиболее жизнеспособных
или стабильных коллективов.
Технологии психологического тренинга,
психотерапии и психокоррекции вообще
относятся к наиболее распространенным
в работе с большими группами, к которым,
безусловно, относится социальная работа
с военнослужащими. Стимуляция положительных
психологических реакций и подавление
или безопасное отреагирование негативных
необходимы в условиях постоянного пребывания
в недобровольно избранном коллективе.
Здесь нужно учить людей смягчать отрицательные
проявления характера, практиковать аттрактивное
(привлекающее) общение, которое нейтрализует
возможную агрессию со стороны окружающих,
разрешать возникающие проблемы на доконфликтной
стадии. Большое значение имеют здесь
аутотренинговые методики, при помощи
которых военнослужащие могут научиться
управлять своим самочувствием, выражением
своих эмоций, самовосстанавливаться
после сильных нагрузок. Проведение такой
работы возможно также в форме групповой
терапии, с созданием групп самопомощи
и взаимоподдержки.
Определенный вклад в улучшение положения
военнослужащих и их семей может внести
социально-экономическая работа, организация
самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих,
развитие элементов малого производства,
кооперативных форм труда. Организаторы
социальной работы могут выступить тут
в роли консультантов и менеджеров, посредников
контактах ассоциаций и объединений жен
военнослужащих с органами социальной
защиты населения, медицинскими учреждениями,
другими органами и учреждениями, предприятиями,
которые могут нуждаться в их услугах
или результатах труда.
Для смягчения напряженности в семьях
военнослужащих, предотвращения конфликтов
или кризисных ситуаций большое значение
имеет развитие специальной системы семейного
консультирования и семейной терапии.
В случаях проживания далеко от больших
городов наличие такой службы будет являться
единственной возможностью для семей
военнослужащих получить профессиональную
помощь в стабилизации семьи. Если в городах,
где работают центры помощи семье и детям,
создание особых учреждений для семей
военнослужащих нецелесообразно о экономическим
или иным соображениям, необходимо, чтобы
специалисты центров получали дополнительную
подготовку в области проблем военнослужащих
и их семей, без чего оказание им квалифицированной
помощи будет невозможно.
Специфический раздел деятельности социального
работника в Вооруженных силах – подготовка
военнослужащих к жизни после увольнения
с военной службы; обучение и переобучение
военнослужащих и их жен гражданским профессиям,
имеющим применение на рынке труда, правильная
психологическая ориентация и коррекция
ожиданий, которые способны смягчить страх
перед неизбежным изменением образа жизни,
научиться положительно реагировать на
него.
Культурно-досуговая деятельность играет
в Вооруженных Силах весьма важную роль,
возможно, превосходящую ее роль в других
сферах жизнедеятельности. Это не только
область рекреации, восстановления утраченных
сил, но реализация возможности сплочения
коллектива, нарушение монотонии воинской
действительности, сфера проявления свободы
в предельно зарегулированных условиях.
Социальный работник следит за регулярностью
и равным доступом всех к культурно-досуговой
деятельности, организует- возможности
более широкого приобщения к ней всех
желающих, наблюдает за обеспечением оборудованием
и инвентарем для социально-культурной
активности.
Основными формами работы в гарнизонах и военных городках стали:
1. «Дни социального обслуживания военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (далее - ДСО).
Это наиболее эффективная на сегодня форма социальной работы с жителями военных городков.
2. Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест для увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Ярмарки проводятся как в крупных городах и районных центрах с приглашением на них жителей военных городков.
3.
Обучающие семинары по
В течение 2009 – 2010 гг. проведено 85 таких семинаров, которые посетили 1775 чел., им предоставлено 3 218 социальных услуг и консультаций.
4.
Дистанционное социальное
Учитывая острую потребность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в юридической поддержке решения своих социально-правовых проблем, уделялось повышенное внимание предоставлению консультативных услуг с использованием официальных сайтов.
Главная
цель этих мероприятий - проведение опережающей
работы по предупреждению социальной
напряженности среди военнослужащих и
гражданского персонала воинских частей,
подлежащих увольнению с военной службы
в ходе реализации мероприятий по формированию
нового облика ВС РФ в местах их компактного
проживания (военные гарнизоны и военные
городки, дислоцированные на территории
Московской области).
Социальная работа с женщинами-военнослужащими
Современная
тенденция завоевывания женщинами
традиционно мужских профессий
порождает необходимость
Среди обстоятельств, детерминирующих остроту социальных проблем военнослужащих-женщин Российской Федерации и необходимость их решения, можно выделить следующие:
- поэтапное
сокращение Вооруженных Сил РФ,
затрагивающее традиционные
- неразвитость
социальной инфраструктуры в
воинских гарнизонах и
- выраженный
дефицит должностей в воинских
учреждениях и частях по
- слабые
перспективы служебного роста
по сравнению с
Вместе с тем, на социальный статус военнослужащих-женщин и их психическое состояние влияет не только характер воинской деятельности, но и направленность их социальной занятости вне рабочего времени, то есть личностные и семейно-бытовые проблемы.
Кроме проблем финансовых и семейно-бытовых многие женщины-военнослужащие подтвердили наличие и такой проблемы как сексуальные домогательства со стороны сослуживцев, при чем 12% это «коснулось лично».
Специфика военнослужащих-женщин как объекта социально-правовой работы, которую нужно учитывать социальному работнику, проявляется в следующем:
1. Женщины
могут приниматься на военную
службу только на те должности,
2. Не
допускается привлечение
Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими