Технологии социальной работы с молодежью. Опыт России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Содержание

Введение
«Проблемы и потребности молодежи»

1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
«Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Технологии социальной работы с молодежью.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь  России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для  воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6] 

Задачи, поставленные этой программой. 

1. создание  условий для патриотического  и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений; 

2. формирование  у молодежи активной жизненной  позиции, готовности к участию  в общественно-политической жизни  страны; 

3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда; 

4. профилактика  безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; 

5. улучшение  демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой  семьи, содействие в решении жилищных проблем; 

6. развитие  и поддержка федеральной и  региональной систем информационного  обеспечения молодежи. 

В 2005году утверждена Министерством образования  и науки РФ программа «Молодежь  России на 2006-2010 годы».  

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи. 

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района: 

1. комплексный  центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи  на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи); 

2. центр социальной помощи семье и детям; 

3. социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних; 

4. социальная  гостиница; 

5. социальный  приют для детей и подростков. 

По содержанию социальная поддержка молодежи может  быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45] 

1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи 
 

Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом  при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.  

Одной из главных проблем молодых рабочих  является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к  рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической  активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%. 

Понятно и выдвижение учащейся молодежью  в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей  конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим. [12;34] 

II. «Роль социальных  служб в решении  проблем молодежи» 
 

2.1 Социальные службы  в решении молодежных  проблем 
 

Решение возникающих в молодежной сфере  социальных проблем не может быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.  

Социальная  работа среди молодежи рассматривается  как обеспечение наиболее благоприятных  социально-экономических условий  развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.  

При организации  деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.  

Для детей  и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.  

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей  для несовершеннолетних созданы  центры социальной реабилитации детей  и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.  

Кроме этого в ряде регионов созданы  Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.  

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной  и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.  

Базисными видами деятельности специалистов, указанных  служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.  

Необходимость такого вида социальных услуг все  больше осознается населением и государством.  

В системе  психологического консультирования различают: 

- возрастно-психологические  (контроль за состоянием психологического  развития ребенка); 

- семейное  психологическое консультирование (оказание помощи населению по  широкому кругу семейных проблем); 

- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей; 

- консультационная  работа социального работника,  в функции которого входит  прежде всего задача представления  интересов и прав клиента в  широком социальном окружении.  

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы: 

1. Принцип  анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями). 

2. Принцип  отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять  решение о своей собственной  судьбе). 

3. Принцип  стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны). 

4. Принцип  системности (выделение системной  единицы анализа, будь то индивидуальное  сознание, или же семья как  целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое). 

5. Принцип  уважения личности клиента (отказ  от установки на переделывание,  перевоспитание личности, установка  на приятие, понимание клиента). 

6. Принцип  профессиональной направленности  и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек )  

Основными направлениями деятельности медицинских  учреждений, оказывающих помощь детям  и подросткам, являлись до недавнего  времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.  

Однако  масса проблем интимной жизни  детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские  учреждения вводить в свои штаты  психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".  

В настоящее  время во многих регионах России открыты  центры социальной помощи семье и  детям. Работа с подростками в  них идет по обращаемости (через "телефон  доверия" и консультирование, когда  подростки анонимно обращаются за помощью  к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.  

Получили  развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают  консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.  

Активно формируются и интенсивно развиваются  в России службы планирования семьи  и полового воспитания. Согласно определению  ВОЗ, под планированием семьи  подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.  

Как свидетельствует  опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики. 

Во-первых, неконсервативная, характерна для США  и некоторых других стран. Она  предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи; [20;17] 

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью. Опыт России