Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:09, курсовая работа
Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Введение
«Проблемы и потребности молодежи»
1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
«Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы
В 2000 году
утверждена целевая программа «Молодежь
России (2001-2005 годы)», направленная на создание
и развитие правовых, экономических,
организационных условий для
воспитания у молодежи в условиях демократического
общества, рыночной экономики, правового
государства, личностную самореализацию
молодых людей. [6]
Задачи,
поставленные этой программой.
1. создание
условий для патриотического
и духовно-нравственного
2. формирование
у молодежи активной жизненной
позиции, готовности к участию
в общественно-политической
3. выполнение
программ социальной адаптации и повышения
конкурентоспособности на рынке труда;
4. профилактика
безнадзорности, подростковой преступности,
наркомании и алкоголизма;
5. улучшение
демографической ситуации в
6. развитие
и поддержка федеральной и
региональной систем
В 2005году
утверждена Министерством образования
и науки РФ программа «Молодежь
России на 2006-2010 годы».
Анализ
трех предыдущих программ позволяет заметить,
что первые две программы направлены на
создание правовой базы и системы социальных
служб, а третья и последующая четвертая
четко выделяют направления поддержки
и социальной защиты молодежи.
Система
социальной защиты молодежи в субъектах
РФ имеет утвержденную структуру с обязательным
минимумом для города, района:
1. комплексный
центр социального обслуживания
(отделения: социальной помощи
на дому, дневного, временного пребывания,
срочной соц. помощи);
2. центр
социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних;
4. социальная
гостиница;
5. социальный
приют для детей и подростков.
По содержанию
социальная поддержка молодежи может
быть материально-экономической, коммуникативно-
1.3
Социальные проблемы
и потребности молодежи
Изучение
реальных потребностей молодежи в социальных
услугах выступает ключевым элементом
при формировании системы их социального
обслуживания. Согласно исследованиям
молодежь нуждается, прежде всего, в бирже
труда, пунктах правовой защиты и юридического
консультирования, работе телефона доверия
и далее - в сексологической консультации,
центре помощи молодой семье, общежитии
- приюте для подростков, оказавшихся в
конфликтной ситуации дома. При этом молодые
рабочие отдают предпочтение пунктам
правовой защиты и юридического консультирования,
молодежной бирже труда, центру помощи
молодой семье; учащиеся - телефону доверия,
сексологической консультации, бирже
труда.
Одной
из главных проблем молодых
Понятно
и выдвижение учащейся молодежью
в число приоритетных центров "Телефона
доверия". Это вызывается возросшей
конфликтностью современного бытия, отсутствием
зачастую понимания в семье, школе, неумением
найти настоящих друзей и просто общаться.
Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера
в школах и училищах нормальная, благоприятная,
почти каждый второй указывает на отсутствие
понимания между педагогами и учащимися,65%
признали, что духовной близости ни с кем
из педагогов не чувствуют. Более 50% не
удовлетворены своим статусом в семье:
одни жалуются на ощущение одиночества,
другие - на чрезмерную опеку со стороны
взрослых, третьих не устраивает необходимость
подчиняться старшим. [12;34]
II.
«Роль социальных
служб в решении
проблем молодежи»
2.1
Социальные службы
в решении молодежных
проблем
Решение
возникающих в молодежной сфере
социальных проблем не может быть
реализовано без организации
социальной работы, разворачивания деятельности
социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи.
Социальная
работа среди молодежи рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических
При организации
деятельности социальных служб для
несовершеннолетних и молодежи осуществляется
целый комплекс мер. Решается задача
по созданию и развитию комплекса специализированных
служб и учреждений по указанию подросткам
и молодежи разнообразных медико-социальных,
психолого-педагогических, реабилитационных
и социально-правовых услуг.
Для детей
и подростков, испытывающих жестокое
обращение в семье и насилие, создаются
социальные приюты.
С начала
1992 года на базе семи приемников-распределителей
для несовершеннолетних созданы
центры социальной реабилитации детей
и подростков, организуются приюты
для детей, оказавшихся вне внимания
семьи и интернатных учреждений. Ведется
работа по созданию при приемниках-распределителях
служб, направленных на ресоциализацию
подростков с девиантным поведением.
Кроме
этого в ряде регионов созданы
Центры (комплексы) социальной реабилитации
и адаптации подростков, функции которых
значительно расширены. В составе Центров
помимо приютов, учебной части, отделения
временной изоляции несовершеннолетних
созданы реабилитационные службы (малые
производственные подразделения, детская
гостиница, полиграфическая и швейная
мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный
центр.
Обеспечение
полноценного физиологического и интеллектуального
развития личности, подготовка молодого
поколения к самостоятельной
и трудовой взрослой жизни объективно
ставят задачу создания целой системы
социальных служб, призванных заниматься
этими проблемами, в том числе психологической
службы. В настоящий период она представлена
психологами в детских садах и школах;
семейной психологической службой, организационно
оформленной в виде городских или районных
психологических консультаций; социальной
службой, центральной фигурой которой
является социальный работник.
Базисными
видами деятельности специалистов, указанных
служб, являются психолого-профилактическая,
психолого-диагностическая и коррекционная
работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость
такого вида социальных услуг все
больше осознается населением и государством.
В системе
психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические
(контроль за состоянием
- семейное
психологическое
- психолого-педагогическое
консультирование преподавателей и воспитателей;
- консультационная
работа социального работника,
в функции которого входит
прежде всего задача
Специалист,
работающий в области социального консультирования,
должен в совершенстве владеть основными
принципами, которые впервые были сформулированы
В.В. Столиным на материале семейного психологического
консультирования. Он выделял следующие
принципы:
1. Принцип
анализа подтекста (требование различать
несколько слоев в запросе-жалобе клиента
и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принцип
отказа от конкретных
3. Принцип
стереоскопического диагноза (именно
в семейном консультировании наиболее
необходим учет мнения более, чем одной
стороны).
4. Принцип
системности (выделение
5. Принцип
уважения личности клиента (
6. Принцип
профессиональной
Основными
направлениями деятельности медицинских
учреждений, оказывающих помощь детям
и подросткам, являлись до недавнего
времени сугубо медицинские проблемы.
Это санитарно-просветительская работа
среди девочек, их родителей и педагогов,
осуществление профилактических осмотров
для выявления "риск-группы" и больных,
оказание лечебно-профилактической помощи
девочкам и девушкам с гинекологическими
заболеваниями и т.д.
Однако
масса проблем интимной жизни
детей, право на которую отрицалось
взрослыми, заставляет сегодня медицинские
учреждения вводить в свои штаты
психологов, психотерапевтов, социальных
работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее
время во многих регионах России открыты
центры социальной помощи семье и
детям. Работа с подростками в
них идет по обращаемости (через "телефон
доверия" и консультирование, когда
подростки анонимно обращаются за помощью
к специалисту психологу, врачу-гинекологу,
сексопатологу и т.д.) и путем привлечения
в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов.
При центрах работают медико-педагогические
школы, где на профессиональном уровне
проводятся занятия с группами подростков
по проблемам сексуального поведения,
репродуктивного здоровья, вреде абортов
и ранних половых контактов, профилактики
венерических заболеваний и т.п.
Получили
развитие и центры здоровья подростков,
планирования семьи, консультации "Брак
и семья", которые оказывают
консультативную, лечебно-профилактическую
помощь по всем вопросам полового воспитания
подростков.
Активно
формируются и интенсивно развиваются
в России службы планирования семьи
и полового воспитания. Согласно определению
ВОЗ, под планированием семьи
подразумеваются такие методы, которые
помогают отдельным лицам или супружеским
парам достичь определенной цели: избегать
нежелательных рождений, способствовать
появлению желанных детей, регулировать
интервалы между беременностями, контролировать
время рождения детей с учетом возраста
родителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует
опыт, в развитых странах Запада
реализуются две основные модели
молодежной политики.
Во-первых,
неконсервативная, характерна для США
и некоторых других стран. Она
предусматривает государственную помощь
лишь отдельным, наименее защищенным и
"неблагополучным" категориям молодежи
при жесткой регламентации порядка расходования
средств и категорий получаемой помощи;
[20;17]
Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью. Опыт России