Технологии социальной работы с молодежью. Опыт России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Содержание

Введение
«Проблемы и потребности молодежи»

1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
«Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Технологии социальной работы с молодежью.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

ИИСПО при

КЫРГЫЗСКОМ  ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Им. И.АРАБАЕВА 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету:

Технология  социальной работы 
 
 
 

Тема:  

      «Технологии социальной работы с молодежью. Опыт России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка III курса, группа ЗСОЦ-31

Ормонова  А.А. 
 
 

Проверил:

Эралиев С.Н. 
 
 
 

Бишкек 2012

Содержание 
 
 

    Введение  

    1. «Проблемы и потребности  молодежи»
 

      1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью 

      1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью 

       1.3 Социальные проблемы  и потребности  молодежи 

    1. «Роль социальных служб  в решении проблем  молодежи»
 

       2.1 Социальные службы  в решении молодежных  проблем 

       2.2 Структура и задачи  социальной службы  для молодежи 

       2.3 Технологии социальной работы с молодежью 

       2.4 Опыт Краснодарского  края в сфере  социальной работы  с молодежью 

    1. Заключение
 
    1. Список  литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые люди являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью. 

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи. 

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска. 

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.  

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения  максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. 

Обостряют проблемы молодежи психологические  особенности социализации лиц данного  возраста. Указанная проблема тесно  связана с началом становления  молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям. 

Объект - проблемы молодежи. 

Предмет - технологии социальной работы с молодежью. 

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью. 

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края (Россия) в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении. 
 
 
 

I. «Проблемы и потребности  молодежи» 
 

1.1 Историческое развитие  социальной работы  с молодежью 
 

До 1920г. во многих странах государственная  молодежная политика не выделялась в  самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством. 

В 1920-х  годах в советской России в  рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 - ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем. 

Комсомол  выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления  государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач. 

В советский  период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: 

- труд  и занятость; 

- образование; 

- здравоохранение.  

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной  работы с молодежью 

В современной  государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику. 

Объекты государственной молодежной политики: 

- граждане  РФ, от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов; 

- молодые  семьи - семьи в первые 3 года  после заключения брака, в случае рождения детей - без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет; 

- молодежные  объединения. 

Субъекты  государственной молодежной политики: 

- государственные  органы и должностные лица (указом  Президента РФ от 17 мая 2000г.  № 867 Государственный комитет  по молодежной политике был  упразднен, его функции были  переданы Министерству образования  РФ); 

- молодежные  объединения и ассоциации; 

- молодые  граждане. 

Принципы  государственной молодежной политики: 

- сочетание  государственных, общественных интересов  и прав личности в реализации  государственной молодежной политики; 

- привлечение  молодых граждан к участию  в формировании политики и программ для молодежи; 

- обеспечение  правовой и социальной защиты  молодых граждан; 

- предоставление  молодому гражданину гарантирование  государством минимума социальных  услуг по обучению, воспитанию, духовному  и физическому развитию, охране  здоровья, трудоустройству; 

- приоритет  общественных инициатив по сравнению  с соответствующей деятельностью  государственных органов и учреждений  при финансировании мероприятий  и программ, касающихся молодежи. 
 

Направления: 

- обеспечение  соблюдения прав молодежи; 

- обеспечение  гарантий в сфере занятости; 

- содействие  предпринимательской деятельности  молодежи; 

- государственная  поддержка молодой семьи; 

- гарантии  предоставления социальных услуг; 

- поддержка  талантливой молодежи; 

- формирование  условий для физического и духовного развития молодежи; 

- поддержка  деятельности молодежных и детских  объединений; 

- содействие  международным молодежным обменам. 

Меры  реализации: 

- принятие  специального законодательства  и иных правовых актов, решений  местных органов власти и управления; 

- внесение  изменений и дополнений в законодательство  и иные акты; 

- разработка  и выполнение государственной  молодежной политики комплексного  и целевого характера; 

- создание  Российского фонда Федеральных  молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов; 

- выделение  в федеральном и местном бюджетах  отдельных ассигнований на финансирование  мероприятий в области молодежной политики; 

- создание  государственных органов по делам  молодежи и социальных служб  различного профиля. 

В 1994году была принята Федеральная программа  «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем  предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4] 

В 1998году принимается новая Федеральная  программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.»  Основная ее часть заключалась в  формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5] 

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью. Опыт России