Автор: Юлия Котлер, 19 Октября 2010 в 16:26, курсовая работа
Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования общественных отношений в наибольшей степени отразились на положении детей в Российской Федерации. Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадаптации большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной "ситуации развития детства". При таких условиях значительными стали безнадзорность, бегство детей из родительского дома, интернатов, приютов
Введение
Раздел I. Безнадзорные дети как объект социальной работы
Раздел II. Технологии социальной работы с безнадзорными детьми
Заключение
Список используемых источников и литературы
Заслуживает внимания деятельность в этом направлении города Москвы, где в 2002 году созданы три специальных учебно-воспитательных учреждения открытого типа, а в текущем году планируется создание еще шести учреждений открытого типа и специальные школы закрытого типа. Всего в настоящее время в России действует 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждений открытого типа. Всего по состоянию на 2002 год в подобных учреждениях закрытого типа около 5 тысяч несовершеннолетних обучается, в открытого типа около 2 тысяч подростков.46
Огромный пласт работы проделан в части обеспечения летнего отдыха и занятости, в том числе и трудных подростков. Это и профильные лагеря, и обычные оздоровительные, спортивные, технические и так далее. Это серьезный механизм, через который можно решать очень большие проблемы и сокращать поле девиантного поведения за счет увеличения учреждений дополнительного образования, соответствующих школ, дворцов, станций, то есть всего того, что может позитивно отвлечь детей от улицы.47 В 2000 и 2001 годах, благодаря координации усилий всех структур власти, удалось увеличить число детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха.48
Актуальным становится развитие программы «Дети улиц» и ее подраздела «Ребенок на улице». В городском центре «Дети улиц» ведется работа по внедрению положительного опыта общественных организаций и разрабатывается проект «Уличная социальная работа» для «детей улиц» или, говоря научно, для «социально дезадаптированных несовершеннолетних». Социальный работник (и /или доброволец-волонтер, студент, практикант и т.д.) становится посредником между нуждающимся в помощи несовершеннолетним с его потребностями и обществом. Социальный работник устанавливает доверительный контакт. Доносит до «ребенка улицы» требования общества, государства. Например, не пить, учиться, жить с семьей и т.п. Социальный работник выступает в двух ролях: представляет и отстаивает интересы и права «ребенка улицы» и является координатором деятельности профилактических служб.
Важными
аспектами в организации
Социальный работник выступает, с одной стороны, в роли представителя интересов и потребностей ребенка, с другой стороны - представителем существующих ресурсов территории, тем самым социальный работник способен влиять на преобразование существующей социальной инфраструктуры.
Главным вопросом при организации социальной службы является выделение целевой группы подростков, понимание круга проблем, с которыми работает социальный работник. В настоящее время появляется множество различных вариантов специализации социальных работников социальных служб. Они разделяются по ведомственному признаку (школьный социальный педагог, социальный работник в медицине и т.д.), по возрасту, по «симптому» поведения, с которым и работает социальный работник (наркозависимость, беспризорность и т.д.). Исходя из существующего опыта организации уличной социальной службы, как отечественной, так и зарубежной, специалисты городского центра «Дети улиц» и привлеченные волонтеры из Благотворительного фонда «Дети улиц» считают целесообразным максимально использовать возможности существующей инфраструктуры территорий (районов) и профильных ведомств.
Разумеется, уличная социальная работа должна проводиться в комплексе с другими видами социальной помощи. Тогда и стационарная помощь – те самые учреждения, из которых стараются убежать поспешно помещенные туда дети - становится более эффективной и целенаправленной. Уличный социальный работник не теряет связи со своими питомцами и тогда, когда те оказались в приюте, в школе, возвратились в семью. Через него устанавливается прямая постоянная обратная связь общественных учреждений и служб социальной помощи с детским сообществом. По схеме взаимодействия, разработанной и согласованной Городским центром, в единый план социальной работы включены и местные правоохранительные органы, и больница, и приют. Вся информация о подростках, с которыми вступили в контакт уличные социальные работники, накапливается в единой базе данных Городского центра, который взаимодействует с районными, окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.49
В результате удалось убрать детей с улицы, несколько ослабить остроту проблемы, в чем может убедиться любой незаинтересованный свидетель. Об этом же свидетельствуют и статистические данные, в соответствии с которыми численность детей и семей в социально опасном положении сокращается. Задача состоит в том, чтобы не успокаиваться на достигнутом, наращивать усилия по профилактике беспризорности детей, не допустить новой волны беспризорности.50
Таким образом, поддержка и помощь детям "группы риска" осуществляется в Российской Федерации через услуги соответствующих служб: социальных приютов, социально-реабилитационных центров, территориальных центров социальной помощи семье и детям. Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью. Территориальные центры социальной помощи семье и детям определяют одну из приоритетных задач своей деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение девиантного поведения среди несовершеннолетних на отдельно взятой территории. Однако в целом вся работа в межведомственных структурах характеризуется своей разобщенностью, нескоординированностью функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи.
Проблемы
бездомности, безнадзорности, беспризорности
– это вечные проблемы. И сколько детей
беспризорных, столько и технологий работы
с каждым ребенком. Одного покормить, другого
просто по голове погладить, третьему
совет дать, а четвертому и то, и другое,
и третье нужно сделать, а пятого защитить.
Беспризорность – это явление, а содержание
– это отсутствие работы, дома, это голод,
насилие, те факты, из чего складывается
это явление. И решать эти проблемы можно
только профессионально.
Заключение
Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряженности приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей.
Анализ реального состояния дел показывает, что, несмотря на отдельные позитивные изменения, положение в целом не меняется. Число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения в 2008 году, превысило 1,15 млн. Десять лет назад их было ровно в два раза меньше.
В
связи с этим актуальной задачей
российского общества является формирование
новой политики профилактики детской
беспризорности. В стране создана
система социальных учреждений для
дезадаптированных детей и
Социально-
Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются: психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения; привитие возрастных социально-бытовых навыков; компенсация задержек в образовании; медико-социальная реабилитация, трудовая реабилитация.
Приоритетным направлением работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является восстановление или замещение семейных связей подростка. Для этого специалисты центра проводят работу по социальному оздоровлению климата в родной семье ребенка, по поиску для него попечительской семьи, по созданию семейной атмосферы в самом учреждении.
Тем не менее 1300 специализированных учреждений для несовершеннолетних системы Минтруда России не в состоянии охватить поддержкой всех российских беспризорных и безнадзорных детей.
Значительные недостатки имеются в работе самих органов внутренних дел и, прежде всего, подразделений по делам несовершеннолетних. Самое главное – это отсутствие целостного системного подхода и координация работы ее отдельных звеньев.
Актуальным становится развитие программы «Дети улиц» и ее подраздела «Ребенок на улице». Уличная социальная работа должна проводиться в комплексе с другими видами социальной помощи. Тогда и стационарная помощь – те самые учреждения, из которых стараются убежать поспешно помещенные туда дети - становится более эффективной и целенаправленной.
Безнадзорность
- это долговременная проблема, для решения
которой потребуется кропотливая совместная
работа властных, правоохранительных,
общественных, учебно-воспитательных
и других структур. Сколько детей беспризорных,
столько и технологий работы с каждым
ребенком. И главное, нужно не только повышать
уровень жизни подростков, но и укреплять
их духовно-нравственные ценности.
Список использованных источников и литературы.
Нормативно – правовые акты:
Научная литература:
Материалы периодической печати:
Информация о работе Технологии социальной работы с безнадзорными детьми