Автор: Юлия Котлер, 19 Октября 2010 в 16:26, курсовая работа
Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования общественных отношений в наибольшей степени отразились на положении детей в Российской Федерации. Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадаптации большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной "ситуации развития детства". При таких условиях значительными стали безнадзорность, бегство детей из родительского дома, интернатов, приютов
Введение
Раздел I. Безнадзорные дети как объект социальной работы
Раздел II. Технологии социальной работы с безнадзорными детьми
Заключение
Список используемых источников и литературы
Социальная реабилитация безнадзорных детей в условиях специализированного социально – реабилитационного учреждения сложной и многогранный процесс, в ходе которого психологи, воспитатели, социальные работники изучаю личность, выясняя степень его дезодаптпции, необходимость защиты его прав, проводят психолого-педагогическую коррекцию поведения, реализуют программу его личностного развития, определяют формы его дальнейшего жизнеустройства. Все это служит решению основной цели реабилитационной работы – восстановлению социального статуса безнадзорного ребенка в основных сферах его жизнедеятельности и социализации – в семье, среди сверстников, по месту учебы, в социуме.
Социальный
статус характеризуется
Основной характеристикой деформации социального статуса детей и подростков является дезадаптация – состояние, характеризующееся нарушением равновесия взаимоотношений ребенка с окружающей его средой.
Поступающие в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, можно отнести к категории безнадзорных, восстановление и реализация нарушенных прав ребенка является одной из основных задач учреждения. Этим целям посвящены все виды социальной, правовой, психолого-педагогической помощи детям, воспитывающимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Установлено,
что в социально-
Социально-
Важной особенностью деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является новизна подходов к помещению ребенка. Это единственные учреждения в системе профилактики безнадзорности в РФ, профилактики детей по их личному обращению, если ситуация, связанная с его жизненными проблемами, по мнению самого ребенка, определяется как трудная жизненная. В ряде случаев – это психологическая травма, связанная с отсутствием взаимопонимания с родителями, жестокого обращения или нерешенных вопросов обеспечения прав ребенка на воспитание в его родной семье. Решение проблем восстановления социального статуса ребенка принимают на себя психологи, воспитатели и социальные работники учреждения, обеспечивающие при необходимости дальнейшее патронирование семьи.
Во всех случаях вывод ребенка и его семьи из трудной жизненной ситуации в той или иной мере связан с защитой его прав и законных интересов. Поэтому восстановление социального статуса, обеспечение защиты прав и законных интересов детей – один из основных задач процесса реабилитации, осуществляемого в рамках компетенции учреждения.34
Среди многочисленных видов социальных услуг (содействие в организации лечения от алкогольной или наркотической зависимостей, восстановление родственных отношений, занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время, социально правовое воспитание), предоставляемых социально-реабилитационными учреждениями различным категориям дезадоптированных детей и подростков, важнейшими являются психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения, привитие возрастных социально-бытовых навыков, компенсация задержек и образования, медико-социальная реабилитация, оздоровительные мероприятия, приобщение к культуре, коррекция ценностных приоритетов у детей, создание благоприятной атмосферы в семье.35
Наличие
социально-реабилитационных учреждений
позволяет немедленно, по выявлении,
поместить оставшегося без
Доминирующим
в их деятельности являются восстановление
социально – правового статуса,
семейных и социальных связей ребенка,
его оптимальное
Так же специалисты разрабатывают и реализуют индивидуальные программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на решение вопросов дальнейшего жизнеустройства; оформляют и переоформляют пенсии, пособия и другие социальные выплат, восстанавливают документы на воспитанников.
Специалисты отделения работают над изучением личности ребенка и над формами проведения реабилитационной работы.37
В
специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, развивается
система семейных воспитательных групп,
которая позволила создать
Социальные работники, непосредственно занимающиеся восстановлением социального статуса ребенка, консультируются по всем вопросам с юристами, что особенно необходимо при защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, привлекая к этой работе органы суда и прокуратуры.
Работа учреждения ведется в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, жилищными, коммунальными учреждениями. Органами здравоохранения, образования, внутренних дел, судом, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, ЗАГсом. С помощью этих учреждений происходит сбор документов на несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, возбуждение дел о лишении родительских прав лиц. Не занимающихся воспитанием своих детей, приостанавливается обмен и приватизация жилья, если не учитываются интересы ребенка. Особое внимание обращается на закрепление за детьми жилой площади, на вселение их, если необходимо, в квартиру, где они прописаны, в установленном законном порядке.
Рассматривая совместную деятельность социально-правовой службы специализированных учреждений и органов опеки и попечительства по определению статуса ребенка, оказавшегося в учреждении, следует отметить, что она складывается из трех основных этапов.
Первый – это выявление социальной истории воспитанника, его реальной социальной ситуации;
Второй
– выяснение социального
Третий
этап направлен на восстановление по
возможности полноценной
На сегодня центры социальной реабилитации безнадзорных детей работают практически во всех субъектах РФ, но оказывают как экстренную, так и долговременную помощь беспризорным детям, включая обеспечение права на образование и медицинскую помощь во время пребывания в учреждениях.40
Больше
всего детей (44%), прошедших реабилитацию
в 2005 г., из семей, находящихся в социально-
В течении 2005 г. были жизнеустроенны 577 воспитанников учреждений, что на 14% меньше, чем за 2004 г. Это связанно с усложнением органами образования механизма направления детей в интернатные учреждения системы образования, из-за недостатка мест в детских домах, неправомерных требований руководителей детских домов к пакету документов на детей и из-за долгой процедуры оформления документов некоторыми органами опеки.
Приоритетным
устройством воспитанников
Одном
из показателей эффективности
Тем не менее, 1300 специализированных учреждений для несовершеннолетних системы Минтруда России не в состоянии охватить поддержкой всех российских беспризорных и безнадзорных детей.
Отмечая, скажем, рост числа учреждений, мы одновременно понимаем, что тем не менее их все равно недостаточно, если опираться на те нормы, которые существуют, одно учреждение на 5-10 тысяч детского населения.
Но и наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.42 Хотя такие меры и имеют жизненно-важное значение, тем не менее, сеть социальных услуг, обеспечивающих раннее вмешательство в кризис семьи с целью предотвращения ухода из семьи на улицу, развита в недостаточной мере.43
Так же надо заметить, что с детьми работают не только приюты и центры, но и иные учреждения, как-то: центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, телефоны доверия для взрослых и детей.44
Из
учреждений социального обслуживания,
реально задействованных в
Сегодня ЦСПСиД действуют в самых разных уголках России: от Калининграда до Камчатки, от Мурманска и Архангельска до Майкопа и Махачкалы.
ЦСПСиД, которых на 01.01.2004 года насчитывалось 558, в отличии от реабилитационных центров и специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказывают комплекс социальных услуг, имея в своей структуре, в зависимости от потребностей населения, как реабилитационные отделения, так и отделения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, а также отделения срочной экономической помощи, консультативные отделения (по правовым, психологическим и другим вопросам) и др. ЦСПСиД являются многопрофильными, многофункциональными по оказываемым видам социальных услуг и перечню категорий населения, которым эти услуги предоставляются. ЦСПСиД, пожалуй, один единственный тип учреждения, деятельность которого направлена в первую очередь на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия, и потом этим центрам принадлежит особая роль не только в реализации региональной семейной политики, но и в формировании концептуальных подходов к ее развитию на среднесрочную перспективу.45
Так же следует отметить, что органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в области безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется работа по развитию в регионах дифференцированной сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации. В частности, развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа. В 2002 году начали функционировать специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в Чувашской Республике, Мурманской, Пермской, Читинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, учреждения открытого типа в Кемеровской, Пермской областях.
Информация о работе Технологии социальной работы с безнадзорными детьми